Виртуальные предприятия: функции, организация и оперативное управление
Виртуальное предприятие (ВП) представляет собой механизм производственной кооперации, основанный на использовании интернет-технологий, прогрессивных методов организации производства, логистики, и обеспечивающий повышение конкурентоспособности в современной «информационной» экономике. Таким образом, ВП можно определить как динамичную открытую бизнес-систему, представляющую собой совокупность временно объединенных на принципах кооперации в рамках единого информационного (виртуального) пространства технологических ресурсов автономных экономических агентов, способных на основании их координации (координирования) и оперативного распределения производить конечный продукт или услугу.
Общая концепция виртуального предприятия
Основная особенность ВП проявляется в наличии множества альтернативных способов создания конечного продукта с возможностью оперативного управления ресурсами всех независимых агентов (предприятий) на базе современных информационных технологий (ИТ). Создание ВП позволяет предприятиям значительно увеличить число заказов и улучшить использование производственного потенциала, максимально сократив при этом длительность цикла «спрос – производство – продажа». Это достигается за счет существенного повышения оперативности при реагировании на рыночные изменения (изменения в сроках и объемах поставок, колебания цен и т.д.), оптимального распределения ресурсов, координации, а также сокращения длительности до- и постпроизводственных стадий жизненного цикла изделий.
Кроме того, создание ВП позволяет наиболее полно использовать производственный потенциал предприятий благодаря их интеграции в кооперационные цепочки поставок.
ВП функционируют на основе общих баз данных (БД) о предприятиях-участниках и их функциональных возможностях (компетенции), а также технологических операций. Доступ к указанным БД осуществляется через Интернет на специально разработанном Web-сайте.
На основе введенных клиентом параметров заказа и существующей базы технологических операций, программа, размещенная на сервере ВП, автоматически определяет технологию изготовления определенного продукта, после чего с учетом БД поставщиков определяет альтернативные возможности выполнения каждой операции технологического процесса.
Далее осуществляется сравнение различных вариантов логистических цепей (ЛЦ), выбирается наилучшая конфигурация ЛЦ в соответствии с параметрами заказа клиента и производится распределение работ по отдельным исполнителям (предприятиям или их подразделениям).
Логика работы виртуального предприятия
Основная идея концепции виртуальных предприятий (ВП) заключается в формировании единой организационно-технологической и информационной среды за счет временного объединения ресурсов различных автономных экономических агентов с целью повышения эффективности их деятельности и конкурентоспособности. ВП представляют собой новую форму организации бизнеса, направленную на формирование нового механизма рыночной конкуренции, в особенности для предприятий малого и среднего бизнеса и предприятий, связанных с созданием сложной наукоемкой продукции.
Этот механизм основан на формировании гибкой структуры, способной оперативно реагировать на рыночные изменения и заказы клиентов за счет кооперации, координации и интеграции ресурсов автономных экономических агентов. Основной потенциал ВП с точки зрения организации производства и логистики заложен в качественно новых возможностях управления ЛЦ и процессами создания стоимости. Эти возможности заключаются, прежде всего, в гибкости формирования ЛЦ с учетом оперативных изменений и требований заказчика на основе использования современных ИТ.
Кроме того, формирование региональных ВП может служить основой повышения экономического потенциала региона и решения социальных проблем. Это происходит за счет интеграции ресурсов и повышения эффективности их использования в рамках развития приоритетных направлений деятельности региона. Так, например, в земле Саксония (Германия) на основе координации ресурсов отдельных предприятий в области мехатроники происходит дальнейшее развитие этой отрасли и увеличение числа занятых в ней за счет увеличения количества заказов и изменений на самих предприятиях.
Отдельного рассмотрения требует вопрос организационной структуры ВП.
Следует особо заметить, что ВП не является юридическим лицом. Эти функции может выполнять орган координации. Между участниками, которые действуют на основе определенных органом координации правил, сохраняются принципы конкуренции (каждое предприятие заинтересовано в получении заказов и сохраняет свою активную конкурентную роль в рамках правил ВП). ВП является открытой системой, вход в которую и выход определяются самими предприятиями. На основе анализа примеров ВП можно выделить два подхода к органу координации "виртуальных" структур: 1) передача координирующих функций "головному" предприятию; 2) координация деятельности специальным органом (Центром).
В российской практике наибольшее распространение получают CALS-технологии (Continuous Acquisition and Life Cycle Support – непрерывность поставок продукции и поддержка ее жизненного цикла), базирующиеся на разработках в области создания систем информационной поддержки «процессов, протекающих в ходе всего жизненного цикла продукции и ее компонентов».
Организационная схема виртуального предприятия
Целью применения CALS-технологий (в русскоязычном варианте ИПИ-технологий – Информационной Поддержки Изделий) является повышение эффективности деятельности всех участников процессов разработки, производства и использования продукта. Это достигается за счет сжатия сроков на исследования и разработку, поиск новых свойств изделий, сокращения издержек и повышения уровня сервиса в процессе производства продукции, ее эксплуатации и технического обслуживания.
Концепция виртуальных предприятий находит все больше сторонников. В настоящее время в Европе действует более 1000 ВП. Участие в подобных кооперационных сетях уже сейчас является важным фактором повышения конкурентоспособности, в особенности для узкоспециализированных предприятий (т.е. специализирующихся на одной или нескольких технологических операциях) малых и средних форм бизнеса. В связи с этим представляется важным как скорейшее увеличение численности отечественных ВП, так и вхождение российских предприятий в глобальные кооперационные цепочки.