Организация и управление работой транспортного хозяйства предприятия. Определение грузооборота предприятия, маршрутов транспортировки и необходимого количества транспортных средств.

Транспорт осуществляет в организациях связь между складами, цехами, участками и рабочими местами, он является неотъемлемой частью материально-технической базы процесса производства. Расходы на транспортные операции составляют значительный удельный вес в себестоимости продукции.

По назначению транспорт подразделяется на внешний и внутризаводской. Внутризаводскойтранспорт предназначен для перевозки грузов внутри предприятия. Внешний транспорт осуществляет завоз на предприятие сырья, материалов, топлива и вывоз готовой продукции.

Внутризаводской транспорт может быть: межоперационный – перемещает полуфабрикаты в последовательности техпроцесса между рабочими местами; внутрицеховый – между производственными участками одного и того же цеха; межцеховый – осуществляет перемещение сырья и материалов, полуфабрикатов со складов в кладовые цехов, из цеха в цех; готовых изделий из цеха на склад готовой продукции.

Внутризаводской транспорт по видам подразделяется на: безрельсовый и механический.

По принципу действия существуют транспортные средства прерывного действия и непрерывного.

Исходными материалами для составления номенклатуры грузов служат производственная программа предприятия и цехов, планы снабжения и сбыта, данные расчетов производственного потока. Грузопоток – это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктами погрузки и выгрузки, является основным показателем внутризаводского транспорта. Он характеризуется суммарным весом грузов, перевезенных в организации за отчетный период (месяц, квартал, год). Грузооборот организации рассчитывается на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов в виде шахматной ведомости, которая дает наглядную картину грузооборота и служит основой для определения количества транспортных средств по соответствующим маршрутам.

На основе анализа грузопотоков устанавливают рациональную схему маршрутов движения. Они подразделяются на два основных вида: маятниковые и кольцевые.

Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами. Они могут быть односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую – без груза, двухсторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях, и веерными, т.е. маятниковыми.

Кольцевые маршруты устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому. Кольцевая система снижает холостые пробеги.

Количественные показатели работы транспорта: грузооборот и объем погрузо-разгрузочных работ. Объем погрузо-разгрузочных работ предприятия - число погруженных, выгруженных и перегруженных физических тонн. Этот показатель выражается числом тонно-операций и количеством норма-часов для выполнения запланированного объема работ. Число тонно-операций - произведение величины переработанных грузов на количество погрузочно-разгрузочных операций.

Качественные показатели работы транспорта: скорость движения, использование грузоподъемности, пробега рабочего времени машин, а также трудоемкость и себестоимость транспортных услуг. Они могут служить основой для проведения тщательного анализа использования транспортных средств с целью снижения затрат.

Транспортное хозяйство организации включает в себя все транспортные средства, осуществляющие внешние и внутренние перевозки, и все устройства общезаводского назначения.

Организация внутризаводского транспорта оказывают непосредственное влияние на ход производственного процесса, и на себестоимость выпускаемой продукции. Зависят ритмичная работа рабочих мест, участков и цехов, равномерный выпуск готовой продукции. Время, затрачиваемое перевозки, влияет на продолжительность производственного цикла. Т.о., основная задача транспортного хозяйства - бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных средств, повышения уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

Структура транспортного хозяйства организации зависит от характера выпускаемой продукции; состава цехов; типа и масштаба производства.

Наши рекомендации