Перцептивная сторона общения
В общении большое значение имеет то, как партнер по общению воспринимается другим партнером, т.е. процесс восприятия одного человека другим выступает как обязательная составная часть общения. Эта, сторона общения и называется перцептивной.
В основе перцептивной стороны общения лежит социальное восприятие (социальная перцепция).
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие. Социальная перцепция (социальное восприятие) – это процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
Особую важность в жизни человека представляет межличностная перцепция, или межличностное восприятие, так как именно этот процесс непосредственно включен в общение. Межличностное восприятие (межличностная перцепция) – это процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.Перцепция предполагает оценку другого человека и формирования отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. В результате чего и осуществляется построение собственной стратегии деятельности людей.
Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную(субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). При взаимодействии и общении социальная перцепция является взаимной. Люди воспринимают, интерпретируют и оценивают друг друга.
Обычно выделяют четыре основные функции социальной перцепции[Крысько В.Г.]:
1) познание себя, являющегося начальной базой для оценки других людей;
2) познание партнеров по взаимодействию, дающему возможность сориентироваться в социальном окружении;
3) установление эмоциональных контактов, обеспечивающих выбор наиболее надежных и предпочтительных партнеров;
4) формирование готовности к совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющей достигать наибольшего успеха.
Обычно выделяют ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека, позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к его оценке, отношению и прогнозу вероятного поведения. К этим механизмам относят:
- стереотипизация;
- эмпатия;
- аттракция;
- рефлексия;
- каузальная атрибуция.
Стереотипизация (использование штампов) — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, социальным стереотипам. Стереотипизация значительно упрощает процесс познания другого человека, особенно когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия. Тогда просто остается упрощенный подход в восприятии другого человека, и результат этого, хотя и не слишком близок к оригиналу, все же необходим, так как сокращает процесс познания.
Эмпатия (сочувствие, сопереживание)— это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью понять переживания и чувства познаваемого человека. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит с внутренним миром другого человека, что он переживает, как оценивает окружающую действительность.
Аттракция –представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого, интимно-личностного отношения (Бодалев А.А.). Результатом проявления аттракции как механизма социальной перцепции является формирование особого вида установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный позитивный компонент.
Рефлексия (размышление за другого) — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это происходит через взаимное перекрестное воспроизведение внутренних миров друг друга («я понимаю, что он понимает, что я понимаю, и он понимает, что я понимаю, что он понимает»). В ходе взаимного отражения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.
Каузальная атрибуция (истолкование причин поведения) – это приписывание человеку непосредственно невоспринимаемых особенностей, это стереотипное достраивание образа. Также каузальная атрибуция предполагает выяснение и интерпретацию причин поступков, переживаний и поведения других людей.
Важную роль в процессе восприятия человека человеком играют установки, которые приводят к возникновению различных социально-психологических эффектов восприятия. Эти эффекты относятся к ошибкам восприятия.