Лекция 23 Технологии корпоративных информационных систем
1. Понятие КИС
Корпоративная информационная система(КИС) –автоматизированнаясистема управления крупными, территориально рассредоточенными пред-приятиями, имеющими несколько уровней управления, построенная посред-ством интегрированных информационных технологий и систем.
Назначение КИС – обеспечить решение внутренних задач управления:
• бухгалтерский учёт;
• финансовое планирование и финансовый анализ;
• управление договорными отношениями;
• расчёты с поставщиками и покупателями;
• анализ рынка;
• управление себестоимостью;
• автоматизация бизнес-процессов и т.д.
Появление интегрированных информационных технологий и систем позво-лило разработать новые концепции управления корпорацией , которые долж-ны помочь ликвидировать управленческую безграмотность, помочь менед-жерам всех уровней принимать управленческие решения, обеспечивающие успех их предприятию.
Эти инструменты позволяют строить КИС, основанные на автоматизации бизнес–процессов. КИС строятся по принципу подсистем управления , при-чем разделение на подсистемы происходит на уровне пользователя, а не на уровне хранения и обработки информации. Подсистемы ЭИС, основанные на технологии клиент – сервер, имели собственные базы данных. Автоматиза-ция бизнес – процессов достигается за счёт организации единого хранилища данных, содержащего всю деловую информацию, накопленную компанией в процессе хозяйственной деятельности. Единое хранилище обеспечивает не-обходимый уровень комплексного обобщения и анализа данных различных подсистем на уровне одного сотрудника.
Экономические информационные системы разрабатывались на базе техноло-гий клиент–сервер. Современные корпоративные информационные системы разрабатываются на базе Web-технологии. Создание Интранет, (корпоратив-ной сети, корпоративной паутины, интрасети ) обеспечило не только распро-странение, но и обработку электронных документов с помощью Web-технологии. Её достоинства состоят в том, что пользователь может не знать, что такое «файл», «директория», «сервер», так как он работает только с до-кументами и ссылками на другие документы.
2. Интранет-технология
Технология Интранет объединила в себе программы и технологии локаль-ной обработки данных (текстовые процессоры, базы данных, электронные таблицы и т.д.), электронной почты, файловых серверов, программ для орга-низации групповой работы.
Вместо работы с отдельными информационными технологиями Web-технология обеспечивает простой механизм структурирования огромных объёмов информации по разным предметным областям и доступа к ним. При покупке новых инструментов Интранета нет надобности менять стиль работы предприятия.
Интранет–корпоративная паутина,т.е.внутренняя корпоративная сеть,объединяющая несколько локальных сетей посредством протоколов TCP/IP и HTTP.Для правильного построения внутренней паутины разрабатываютсяпрограммы-агенты (клиентские приложения, клиентские интерфейсы , интер-фейсы приложений), связывающие Web-ядро (сервер и навигатор) с любым приложением. Программы–агенты позволяют любому приложению работать
с инструментами Интранет. Существуют следующие инструменты Интранет - технологии:
• web-серевер паутины(корпоративной сети,или интранет);
• навигатор;
• редактор гипертекста;
• инструменты для организации дискуссий;
• инструменты для обслуживания архивов;
• инструменты для организации документооборота.
Web-сервер паутины считывает файлы с дисков,запускает программы,пере-даёт клиентским навигаторам гипертекстовые документы. Его задача – рас-пределение ресурсов информационной системы. Для этого используется тех-нология URL. URL содержит информацию о типе файла (программа или дан-ные), языке программирования, параметрах программ, местоположении фай-
ла. URL – часть шлюзового интерфейса Web ( Common Gateway Interface - CGI). CGI –интерфейс позволяет интегрировать в корпоративную сеть лю-бую программу. Например, чтобы связать Интрасеть с базой данных, сервер посредством CGI запускает программу, которая преобразует формат базы в формат языка HTML. Многие производители баз данных выпустили специа-лизированные Web-серверы, которые напрямую могут обращаться к базе данных без посредства CGI. Конечно , они более эффективно используют оборудование , но менее универсальны. Сервер корпоративной сети следит за соблюдением прав доступа к гипертекстовым документам и обеспечивает безопасность и надёжность Интрасети.
Далее рассмотрим инструменты для согласования Интранет с другими при-ложениями.
Инструменты для организации дискуссий обеспечивают совместную работугруппы пользователей. Эту работу можно выполнять посредством протокола NNTP,но тогда следует менять навигаторы.Поэтому специальные Интранет-инструменты запускаются сервером ( реже – навигатором) и облегчают орга-низацию многоцелевых тематических дискуссий.
Инструменты для обслуживания архивов предназначены для преобразова-
ния файлов, созданных программами локальной обработки данных (пред-метными и офисными приложениями), в гипертекстовые документы. Они создают каталоги этих документов, организуют их поиск, обслуживают за-просы к базам данных. Есть два способа работы: с помощью программы, за-пускаемой стандартным сервером или специализированным сервером.
Стандартный сервер посредством URL вызывает программу преобразования форматов. Специализированный сервер преобразует форматы файлов, выда-
вая навигатору HTML версию гипертекстового документа. Таким методом организуются шлюзы к базам данных.
Инструменты для организации документооборота содержат набор стандартных процедур обработки электронных документов и слежения за их по-этапным выполнением.
Рассмотрим основные информационные технологии создания корпоративной информационной системы, построенной на базе интрасети. К ним относятся:
• СУБД –система управления корпоративной базой данных;
• Workflow –управление деловыми процессами;
• GroupWare –система групповой работы в пределах каждой рабочей груп-пы/отдела;
• EDMS –система управления электронными документами и ведения элек-тронного архива;
• OCR –система массового ввода печатной информации в компьютер;
• системы информационной безопасности;
• специальные программные средства.
Корпоративная база данных содержит гипертекстовые документы всех типов. Она единственная для всех подсистем. Для её эксплуатации используется корпоративная СУБД.
3. Транснациональные информационные системы
При использовании сетевых информационных технологий становится воз-можной реализация территориального распределения производства.
Принимая во внимание усиливающуюся конкуренцию на мировом рынке, компании стремятся быть готовыми произвести товар и оказать услуги в лю-бой точке земного шара, как только в этом появится необходимость. Поэтому транснациональным корпорациям необходим коллективный доступ к внут-ренним данным, представленным на различных языках и в разной валюте.
Транснациональные информационные системыпомимо обычных функ-
ций учёта и управления корпоративных информационных систем должны обеспечивать:
• централизованный расчёт налогов, учитывающий требования налогового законодательства разных стран;
• преобразование валют в ходе транзакций на базе централизованно задавае-мых курсов и правил;
• многоязычные экранные формы, отчёты, подсказки и сообщения, вид кото-рых определяется пользователем;
• формат числовых данных, определяемый пользователем и характерный для данной страны (например, число знаков после запятой в валюте);
• формат даты, времени, определяемый пользователем и характерный для его страны;
• календарь выходных и праздничных дней, определяемый пользователем и др.