Лекция 23 Технологии корпоративных информационных систем

1. Понятие КИС

Корпоративная информационная система(КИС) –автоматизированнаясистема управления крупными, территориально рассредоточенными пред-приятиями, имеющими несколько уровней управления, построенная посред-ством интегрированных информационных технологий и систем.

Назначение КИС – обеспечить решение внутренних задач управления:

• бухгалтерский учёт;

• финансовое планирование и финансовый анализ;

• управление договорными отношениями;

• расчёты с поставщиками и покупателями;

• анализ рынка;

• управление себестоимостью;

• автоматизация бизнес-процессов и т.д.

Появление интегрированных информационных технологий и систем позво-лило разработать новые концепции управления корпорацией , которые долж-ны помочь ликвидировать управленческую безграмотность, помочь менед-жерам всех уровней принимать управленческие решения, обеспечивающие успех их предприятию.

Эти инструменты позволяют строить КИС, основанные на автоматизации бизнес–процессов. КИС строятся по принципу подсистем управления , при-чем разделение на подсистемы происходит на уровне пользователя, а не на уровне хранения и обработки информации. Подсистемы ЭИС, основанные на технологии клиент – сервер, имели собственные базы данных. Автоматиза-ция бизнес – процессов достигается за счёт организации единого хранилища данных, содержащего всю деловую информацию, накопленную компанией в процессе хозяйственной деятельности. Единое хранилище обеспечивает не-обходимый уровень комплексного обобщения и анализа данных различных подсистем на уровне одного сотрудника.

Экономические информационные системы разрабатывались на базе техноло-гий клиент–сервер. Современные корпоративные информационные системы разрабатываются на базе Web-технологии. Создание Интранет, (корпоратив-ной сети, корпоративной паутины, интрасети ) обеспечило не только распро-странение, но и обработку электронных документов с помощью Web-технологии. Её достоинства состоят в том, что пользователь может не знать, что такое «файл», «директория», «сервер», так как он работает только с до-кументами и ссылками на другие документы.

2. Интранет-технология

Технология Интранет объединила в себе программы и технологии локаль-ной обработки данных (текстовые процессоры, базы данных, электронные таблицы и т.д.), электронной почты, файловых серверов, программ для орга-низации групповой работы.

Вместо работы с отдельными информационными технологиями Web-технология обеспечивает простой механизм структурирования огромных объёмов информации по разным предметным областям и доступа к ним. При покупке новых инструментов Интранета нет надобности менять стиль работы предприятия.

Интранет–корпоративная паутина,т.е.внутренняя корпоративная сеть,объединяющая несколько локальных сетей посредством протоколов TCP/IP и HTTP.Для правильного построения внутренней паутины разрабатываютсяпрограммы-агенты (клиентские приложения, клиентские интерфейсы , интер-фейсы приложений), связывающие Web-ядро (сервер и навигатор) с любым приложением. Программы–агенты позволяют любому приложению работать

с инструментами Интранет. Существуют следующие инструменты Интранет - технологии:

• web-серевер паутины(корпоративной сети,или интранет);

• навигатор;

• редактор гипертекста;

• инструменты для организации дискуссий;

• инструменты для обслуживания архивов;

• инструменты для организации документооборота.

Web-сервер паутины считывает файлы с дисков,запускает программы,пере-даёт клиентским навигаторам гипертекстовые документы. Его задача – рас-пределение ресурсов информационной системы. Для этого используется тех-нология URL. URL содержит информацию о типе файла (программа или дан-ные), языке программирования, параметрах программ, местоположении фай-

ла. URL – часть шлюзового интерфейса Web ( Common Gateway Interface - CGI). CGI –интерфейс позволяет интегрировать в корпоративную сеть лю-бую программу. Например, чтобы связать Интрасеть с базой данных, сервер посредством CGI запускает программу, которая преобразует формат базы в формат языка HTML. Многие производители баз данных выпустили специа-лизированные Web-серверы, которые напрямую могут обращаться к базе данных без посредства CGI. Конечно , они более эффективно используют оборудование , но менее универсальны. Сервер корпоративной сети следит за соблюдением прав доступа к гипертекстовым документам и обеспечивает безопасность и надёжность Интрасети.

Далее рассмотрим инструменты для согласования Интранет с другими при-ложениями.

Инструменты для организации дискуссий обеспечивают совместную работугруппы пользователей. Эту работу можно выполнять посредством протокола NNTP,но тогда следует менять навигаторы.Поэтому специальные Интранет-инструменты запускаются сервером ( реже – навигатором) и облегчают орга-низацию многоцелевых тематических дискуссий.

Инструменты для обслуживания архивов предназначены для преобразова-

ния файлов, созданных программами локальной обработки данных (пред-метными и офисными приложениями), в гипертекстовые документы. Они создают каталоги этих документов, организуют их поиск, обслуживают за-просы к базам данных. Есть два способа работы: с помощью программы, за-пускаемой стандартным сервером или специализированным сервером.

Стандартный сервер посредством URL вызывает программу преобразования форматов. Специализированный сервер преобразует форматы файлов, выда-

вая навигатору HTML версию гипертекстового документа. Таким методом организуются шлюзы к базам данных.

Инструменты для организации документооборота содержат набор стандартных процедур обработки электронных документов и слежения за их по-этапным выполнением.

Рассмотрим основные информационные технологии создания корпоративной информационной системы, построенной на базе интрасети. К ним относятся:

• СУБД –система управления корпоративной базой данных;

• Workflow –управление деловыми процессами;

• GroupWare –система групповой работы в пределах каждой рабочей груп-пы/отдела;

• EDMS –система управления электронными документами и ведения элек-тронного архива;

• OCR –система массового ввода печатной информации в компьютер;

• системы информационной безопасности;

• специальные программные средства.

Корпоративная база данных содержит гипертекстовые документы всех типов. Она единственная для всех подсистем. Для её эксплуатации используется корпоративная СУБД.

3. Транснациональные информационные системы

При использовании сетевых информационных технологий становится воз-можной реализация территориального распределения производства.

Принимая во внимание усиливающуюся конкуренцию на мировом рынке, компании стремятся быть готовыми произвести товар и оказать услуги в лю-бой точке земного шара, как только в этом появится необходимость. Поэтому транснациональным корпорациям необходим коллективный доступ к внут-ренним данным, представленным на различных языках и в разной валюте.

Транснациональные информационные системыпомимо обычных функ-

ций учёта и управления корпоративных информационных систем должны обеспечивать:

• централизованный расчёт налогов, учитывающий требования налогового законодательства разных стран;

• преобразование валют в ходе транзакций на базе централизованно задавае-мых курсов и правил;

• многоязычные экранные формы, отчёты, подсказки и сообщения, вид кото-рых определяется пользователем;

• формат числовых данных, определяемый пользователем и характерный для данной страны (например, число знаков после запятой в валюте);

• формат даты, времени, определяемый пользователем и характерный для его страны;

• календарь выходных и праздничных дней, определяемый пользователем и др.

Лекция 24 ИТ в управлении

1. Экспертные системы

Экспертная система–система искусственного интеллекта,включающая ба-зу знаний с набором правил и механизмом вывода, позволяющим на основа-нии правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия.

Экспертные системы, применяемые в управлении, базируются на эвристиче-ских, эмпирических знаниях, оценках, полученных от экспертов . Они спо-собны анализировать данные о ситуации, требующей решения, объяснить пользователю свои действия и показать знания, лежащие в основе принятия решений.

Экспертные системы основаны на формализованном способе представления знаний эксперта – специалиста в исследуемой предметной области. Их успех во многом определялся тем, насколько компетентны эксперты, насколько они способны передать свой опыт специалистам по представлению и записи зна-ний в базу, чётко ли очерчена решаемая проблема, достаточен ли получен-ный объём знаний для подсказки решения. В процессе разработки эксперт-ных систем специалисты по представлению знаний (программисты ) в инте-рактивном режиме совместно с экспертом записывали знания в базу зна-ний . Эксперт передавал свой опыт словами (вербально) в терминах предмет-ной области, в виде либо некоторых общих высказываний и правил, либо описания конкретных примеров, образцов решений и действий в конкретных различных ситуациях.

2. Технологии интеллектуального анализа данных

Технологии интеллектуального анализа данных обеспечивают формирование аналитических данных путём очищения данных реляционных баз предпри-ятия. Для этого используются статистические методы, нейронные сети, гене-тические алгоритмы, построение деревьев решений и т. д.

Появлению аналитических систем способствовало осознание руководящим звеном предприятий того, что в базах данных содержится не только инфор-мация, но и знания (скрытые закономерности). Последние позволяют охарак-теризовать процесс управления предприятием и дать интеллектуальную ин-формацию для более эффективного принятия решений.

Можно выделить следующие технологии интеллектуального анализа данных:

• Оперативный анализ данных посредством OLAP-систем.

• Поиск и интеллектуальный выбор данных посредством Data Mining.

• Деловые интеллектуальные технологии получения аналитических данных

BIS.

• Интеллектуальный анализ текстовой информации.

3. Системы поддержки принятия решений

Системы поддержки принятия решений(СППР) –это интерак-

тивные компьютерные информационные системы , разработанные для помощи в принятии решений менеджерами разных уровней управления.

СППР включают данные , знания и модели, помогающие выработать решения особенно в случаях плохо формализованных задач. Необходи-мые для этого данные извлекаются из систем диалоговой обработки за-просов или из баз данных и знаний. Модели могут быть как очень сложными, так и весьма простыми типа «доходы – прибыль – убытки», а также комплексными типа оптимизационной модели для расчёта за-грузки определённого объекта. СППР требуют наличия трёх основных компонентов управления:

• модели управления;

• системы управления информацией;

• системы управления диалогом с пользователем (пользова-тельского интерфейса).

Пользователь взаимодействует с СППР через пользовательский ин-терфейс, выбирая частную модель управления и набор данных, которые требуется использовать. Через тот же пользовательский интерфейс СППР предоставляет варианты решений. Модель управления варьиру-ется от относительно простой до сложной комплексной модели, осно-ванной на математическом программировании.

СППР помогают в принятии решений, объединяя данные, сложные ана-литические модели и удобное пользователю программное обеспечение в единую систему. Эти компоненты используются постоянно, находясь под управлением пользователя от начала до конца реализации задачи.

Основная концепция СППР – дать пользователям инструментальные средства, необходимые для анализа важных блоков данных, используя легкоуправляемые модели. Они разработаны, чтобы предоставлять возможности,а не просто отвечать на информационные потребности.

Список литературы

  1. Баластов А. В. Практическое применение информационных технологий при обучении взрослых профессионально ориентированному иноязычному общению в условиях неязыкового вуза // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. – 2012. – № 4. – С. 167-170.
  2. Гончарик Н. Г. Цифровые мультимедийные технологии – смысловые средства передачи информационного содержания // Проблемы создания информационных технологий : сб. науч. тр. – 2012. – Вып. 21. – С. 74-76.
  3. Джашитов В. Э. Мультимедийные информационно-компьютерные технологии в научно-образовательных курсах лекций и экспресс-контроле знаний по точным наукам / В. Э. Джашитов, В. М. Панкратов, А. В. Голиков // Информ. технологии. – 2011. – № 1. – С. 44-48.
  4. Информационные технологии в культуре : курс лекций / Е. С. Толмачева, С. Л. Замковец, Ю. В. Виланский, Н. Л. Гончарова. – Минск : Соврем. знания, 2010. – 264 с.
  5. Карп Е. И. Роль интерактивных мультимедийных систем в вопросе информационного обеспечения деятельности управленческих структур // Вестн. акад. права и упр. – 2010. – № 21. – С. 159-165.
  6. Лобанова Ю. В. От телевидения к интернету: открытая стратегия коммуникации // Упр. мегаполисом. – 2011. – № 2. – С. 129-132.
  7. Мухлаев В. А. Использование информационных технологий в развитии познавательной активности учащихся // Образование и саморазвитие. – 2012. – Т. 1, № 29. – С. 50-55.
  8. Попова И. Н. Технология формирования профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей в области технологий мультимедиа // Соврем. проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – С. 249
  9. Стяблина А. В. Электронные технологии в формировании информационной среды // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. – 2011. – Т. 103, № 11. – С. 207-211.
  10. Холин А. Н. Ситуационные центры: перспективы цифровых технологий. Площадка для апробации цифровых технологи // Науч. периодика: проблемы и решения. – 2011. – № 6. – С. 6-9.

Наши рекомендации