Основные этапы развития контроллинга

Взаимосвязь контроллинга с другими управленческими дисциплинами


Контроллинг – это синтетическая дисциплина, которая базируется на основе многих учебных, технических и экономических дисциплин, а именно:

  • маркетинга – результаты маркетинговых исследований: цены, спроса, предложений, конкуренции»
  • менеджмента – систем управления и методах принятия управленческих решений;
  • технического нормирования – разработки норм и нормативов расходов материально сырьевых, трудовых и финансовых ресурсов на производство продукции;
  • планирования – расчет плановых показателей по объему производства, расходов на производство продукции и контроля за выполнением плановых показателей;
  • учета и аудита – правильность ведения учета и организации аудита на предприятии;
  • экономического анализа хозяйственной деятельности – разработка методик анализа расходов на производство продукции; выявление резервов, то есть разработка такой системы ведения хозяйства, при которой бы обнаруженные недостатки больше не повторялись или были сведены к минимуму;
  • системы технологий и тому подобное.

Основные этапы развития контроллинга.

Знание исторического развития идеи помогает лучше понять сегодняшнее состояние концепции контроллинга, перспективы его развития, осознать, насколько важна его роль в современной практике российских предприятий для их успешного функционирования.
XV в.- введение должности "countrollour" (Великобритания) - первая попытка решать задачи государственного управления с помощью идей контроллинга. Контроль за доходами и расходами двора в денежной и товарной форме, а также прогнозирование.
1778 г. - законодательно учреждено ведомство "Controller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts" (США). Его задачи - управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств.
1880 г. - создана система "Atchison, Topeka & Santa Fe Railway System" (США). Впервые контроллинг использован на предприятии преимущественно для решения финансово-экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом.
1892 г. - компания "General Electric Company" (США) - первая из индустриальных предприятий - вводит должность контроллера.
Первоначально контроллеры занимались финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий. Это объяснялось особенностями американского корпоративного законодательства, которое знает только два управляющих органа - Общее собрание акционеров и Совет директоров. Полномочия Совета директоров распространялись как на управление организацией, так и на контроль. Отсутствие специфического управляющего органа наряду с другими причинами (например, сильными позициями президента, величиной предприятия) считалось важнейшим поводом для введения должности контроллера. Однако, несмотря на это вплоть до начала 30-х гг. XX в. на американских предприятиях контроллеры почти не были известны.
Экономический кризис 1929 г. привел к пониманию роли ранее пренебрегаемого производственного учета, а также к необходимости внедрения на предприятии наряду с планированием элементов контроллинга.
В 1931 г. основан институт как профессиональная организация контроллеров. С 1944 г. существует исследовательский институт.
В Германии в 30 - 40-е гг. XX в. не наблюдалось сколько-нибудь заметного развития концепции контроллинга.

1962 год - Разграничение заданий контроллера и казначея определяется по The Prentice Hall Editorial Staff таким образом: «Казначей отвечает за управление деньгами, контроллер обслуживает бухгалтерский учет и финансовое планирование». При этом контроллер должен заниматься средне- и долгосрочным финансовым планированием и планированием ликвидности, а казначей — краткосрочным планированием ликвидности в рамках управления денежными потоками, а также обеспечением финансового учреждения капиталом, а в определенных случаях — финансированием договоров.

В период 1950- 1970 гг. экономика страны характеризовалась высокими темпами роста и солидными прибылями, поэтому у немецких предприятий отсутствовал опыт преодоления ситуаций, связанных с угрозой их существованию. Введение и развитие контроллинга в последние десятилетия связано с изменениями в окружающем предприятия мире и с принципиальной переориентацией предпринимательского мышления и действий.

Во-первых, примерно с 1965 г. в Германии прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношении ведения учета. Для координации и управления их деятельности ранее использовавшиеся инструменты не годились. Во-вторых, в начале 1980-х гг. многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что привело к пониманию необходимости улучшения инструментария планирования и управления, а также привлечения специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации. К 1974 году 90% крупных предприятий вводят у себя должность контроллера.

Наши рекомендации