Этапы и виды контроллинга

Этапы контроллинга:

1. Этапы подготовительной работы

1) Осмысление цели

2) Определение учетных показателей и форм отчетности

3) Организация учета

4) Составление планов для отдельных подразделений, для всего предприятия

5) Разработка планов для отдельных временных отсечек в рамках общего плана

2. Этапы непосредственно контроллинга

1) Сбор информации

2) Первичная обработка информации

3) Анализ информации

4) Информирование руководства о результатах анализа, о возможных последствиях развития нынешней ситуации

5) Внесение изменений в деятельность предприятия на основании решения руководства.

После проведения контроллинга можно проанализировать его успешность.

Виды контроллинга:

· По объекту контроллинга (уровни контроллинга)

- Контроллинг ресурсов (количество работников) - низкий

- Контроллинг затрат - базовый

- Контрллинг результатов – II уровень

- Контроллинг эффективности (производительность труда) – I уровень

· По времени (по цели)

- Стратегический

- Оперативный

Отличительные признаки стратегического и оперативного контроллинга

Признак Стратегический Оперативный
Ориентация На потенциал На конкретный результат
Задачи - ответственность за стратегическое планирование - определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов - определение узких и слабых мест в стратегических планах - определение основных подконтрольных показателей - сравнение плановых и фактических показателей - анализ экономической эффективности, особенно инноваций и инвестиций - ответственность за оперативное планирование (бюджетирование) - определение узких и слабых мест в оперативных планах - определение подконтрольных показателей - сравнение плановых и фактических показателей - участие в создании системы мотивации и информации
Объекты планирования и контроля Не всегда совпадают Всегда совпадают
Цель Обеспечение выживаемости Обеспечение прибыльности
Контроль Внутренний внешний

Организация стратегического контроллинга персонала

В основе стратегического контроллинга лежит стратегия предприятия. В основе контроллинга персонала – кадровая политика, которая должна вытекать из стратегии предприятия. Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов, поэтому стратегический контроллинг начинается с проверки обоснованности стратегических планов: проверяется их полнота, взаимоувязка, отсутствие внутренних противоречий.

- Если проверка прошла успешно, то переходят к организации контроля;

- Если нет – происходит пересмотр стратегических планов.

Организация контроля:

1. Выбор областей контроля (цели, внутренние и внешние условия, лежащие в основе планов, узкие и слабые места стратегических планов);

2. Выбор подконтрольных показателей. Показатели группируются:

1) Показатели относительно внешней среды

- Показатели рынка труда

- Показатели конкурентов

- Показатели социально-экономического положения в стране и регионе

- и т.п.

2) показатели внутренней среды

- Ресурсы

- Выпускаемая продукция (количество и качество)

- Вещи, связанные с организационной структурой.

Требования к подконтрольным показателям:

· Количество подконтрольных показателей должно быть ограниченным (небольшим);

· Показатели должны быть как по всему предприятию в целом, так и по подразделениям;

· Показатели должны обеспечивать возможность определения перспектив развития. Для этого показатели должны обеспечивать сопоставимость не менее чем за 3-5 лет;

· Показатели должны иметь характер раннего предупреждения;

· Показатели должны быть сопоставимыми.

Организация оперативного контроллинга персонала:

Оперативный контроллинг нацелен на небольшой период времени, подразумевается предоставление как можно более свежей информации. Если речь идет о производительности труда, то показатели могут быть:

1) Выполнение норм

2) Текущая трудоемкость

3) Использование времени

4) Сверхурочные работы

5) Наличие брака

6) Соответствие плана и факта по ассортименту продукции и прочее

Если речь идет об обеспеченности кадрами, то показателями могут быть:

1) Прием, увольнение, перевод работников

2) Предоставление отпусков

3) Отсутствие работников из-за болезни, прогулов и пр.

Идеальную систему подконтрольных показателей для оперативного контроллинга разработать фактически невозможно. На каждом предприятии свой характер деятельности. Для оперативного контроллинга существует система показателей. Контролю должны подвергаться все исходные основания, заложенные в плановые расчеты, а также все отклонения, не предусмотренные планом. Оперативный контроллинг, не основанный на документации, не может быть последовательным, систематизированным и надежным. Оперативный контроллинг подразумевает использование комплексных систем.


Наши рекомендации