Основные этапы развития экономического анализа как науки. Перспективы развития

Первый период – до 1918 г. Возникновение экономического анализа связано с практической потребностью. Наиболее ранний вид экономического анализа – это финансовый анализ. Его развитие опиралось на формирование двойной записи и составление бухгалтерского баланса. Первые специальные книги по экономическому анализу появились в начале ХХ столетия. Они были посвящены анализу баланса.

Становление экономического анализа как науки обоснованно связано с возникновением бухгалтерского учета (первые свидетельства встречаются в труде Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях» (Италия, 1445-1616)).

Бухгалтерский учет, не всегда объективно отражающий реальное финансово-хозяйственное положение предприятия, породил необходимость осуществления контроля за правильностью ведения самого бухгалтерского учета, за правильностью составления финансовых документов, анализа результатов деятельности предприятия. Достоверным фактом является создание в 1853 г. Эдинбургского института аудиторов, а в 1887 г. Ассоциации аудиторов Америки. Аудит преимущественно рассматривается как анализ финансово-хозяйственного состояния, как финансовый анализ.

Второй период охватывает 1918–1924 гг., т.е. первый послереволюционный период, когда началась разработка единых форм отчетности и инструкций по их составлению. После перехода к новой экономической политике (НЭП) в 1921 г. рамки анализа начинают расширяться, так как выполнение требования безубыточного ведения хозяйственной деятельности вызывает необходимость изучения всех расходов с точки зрения их оправданности и рациональности.

Первой ведомственной публикацией, посвященной вопросам экономического анализа, явилось методическое руководство «Как следует подходить к разбору балансов торгово-промышленных предприятий» (1918 г.), изданное Московским областным советом народного хозяйства. В 1920 г. П.Н. Худяковым была издана книга «Анализ баланса». Она явилась первым оригинальным трудом по анализу баланса.

Третий период – 1924–1941 гг. характеризуется значительным расширением и углублением проводимых аналитических исследований. Именно в этот период происходит становление экономического анализа как науки.

В 1925 году была издана конспект-программа «К анализу балансов и отчетов хозорганов (руководство для счетных работников)». В ней обращалось внимание на необходимость всестороннего анализа деятельности промышленного предприятия. Балансовые показатели рассматривались при этом более подробно. Заслуга данного исторического периода состоит в том, что было положено начало комплексного использования экономической информации.

Четвертый период – период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления разрушенной войной экономики – 1941–1953 гг.

В этот период решающее значение имели разработки официальных методических указаний по анализу годовых отчетов. Программы анализа, разрабатывавшиеся отдельными министерствами, не ограничивались анализом финансового состояния, они предусматривали изучение использования основных фондов, материальных и трудовых ресурсов и их влияние на себестоимость и качество продукции.

Пятый период – 1953–1989 гг. Этот период можно охарактеризовать как период основательной разработки теоретических вопросов анализа. Постепенно разрабатываются самостоятельные направления методологии экономического анализа, получают развитие отдельные виды анализа: оперативный, стратегический, экономико-математический, функционально-стоимостной и т.д. В это же время анализ органически вписывается в практику управления хозяйством как на уровне предприятия, так и национальной экономики.

В этот период было издано много трудов по анализу хозяйственной деятельности промышленных предприятий. Среди них «Экономический анализ производственно-финансовой деятельности промышленных предприятий» И.И. Поклада (1956 г.), «Основы анализа экономики предприятия» С.К. Татура (1956 г.), «Оборотные средства промышленных предприятий» С.Б. Барнгольц и Д.М. Сухарева (1957 г.) и другие.

Современный период. Сегодня состояние экономического анализа можно охарактеризовать как довольно основательно разработанную в теоретическом плане науку. Относительно перспектив прикладного характера – экономический анализ неизбежно займет ведущее место в системе управления.

Анализ сегодня основан на системном подходе, комплексном учете разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и является важной функцией управления.

Необходимость совершенствования методики экономического анализа объясняется тем, что ставятся все новые задачи, для решения которых нужно использовать опыт, накопленный в передовых странах.

В результате появляются новые виды экономического анализа, такие как: стратегический, проектный, маркетинговый и институциональный.

Проектный анализ служит средством для организации лучшего выбора среди альтернативных вариантов с помощью моделирования ситуации конкурентного рынка. Главной идеей проектного анализа является тщательное «взвешивание» на весах, где на одной чаше лежат выгоды для участников проекта, а на другой – их затраты.

Маркетинговый анализ – анализ, осуществляемый в процессе маркетинговых исследований. Анализ маркетинговой среды и оценка рыночных возможностей организации осуществляются в ходе маркетинговых исследований, цель которых состоит в сборе информации о рынке и ее изучении для совершенствования процесса разработки и сбыта товаров.

Стратегический анализ проводится с целью оценки эффективности будущих инвестиций и эффективности проведения реорганизации предприятия.

В ходе институционального анализа проводится оценка аспектов работы предприятия:

Разработка политики предприятия в области заключения договоров и контроля за их исполнением с последующими санкциями за нарушение контрактов партнерами;

Выработка рекомендаций по оптимизации организационной структуры предприятия;

Идентификация возможных рисков, с которыми предприятие может столкнуться в ходе своей будущей работы и др.

Наши рекомендации