Ассортимент товаров: определение, понятие, виды; показатели ассортимента
Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков. Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей.
По местонахождению - промышленный и торговый. Промышленный ассортимент — ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием. Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представленный в торговой сети.
От широтыохвата: простой — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам (тов.лавки, хлебобулочные); сложный ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам (опт.базы, супермаркеты); групповой – однородные товары, объединенные общими признаками и удовлетворяющие аналогичные потребности(торг.центр); развернутый — ассортимент товаров, представленный их разновидностями (кондитерские, алкогольные, аудио); сопутствующий – набор товаров, к-е выполняют вспомогат-е ф-ции; смешанный – товары разных групп, отличающиеся большим разнообразием наименований товаров, в т.ч. марочных (молы).
По степени удовлетворения потребностей: рацион. – набор тов-в, к-й обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации. Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, таких как уровень жизни населения, достижения научно-технического прогресса и другие особенности внешней среды. Оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию), отличаются повышенной конкурентоспособностью. Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности (Коп), который рассчитывается для конкретного товара по формуле: Коп= Эп/З, где Эп — полезный эффект от приобретения и потребления товара при использовании его потребителем по назначению, руб.; 3 — затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя, руб. Полезный эффект (Эп) представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара. Учитывает в основном функциональное назначение товаров и экономический эффект от потребления, но при этом не принимается во внимание социальный эффект.
В зависимости от характера потребностей: реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца, прогнозируемый - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности; учебный – товары, систематизированные по научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.
Широта ассортимента — количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Действительная широта (Шд) — фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (д).
Базовая широта (Шб) — широта, принятая за основу для сравнения.
Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.
Общая широта — совокупность всех ассортиментных единиц, видов и разновидностей товаров однородных и разнородных групп.
Групповая широта — количество однородных групп товаров, выпускаемых и реализуемых организацией.
Глубина — количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций — одна из них.
Действительная глубина (Глд) — количество торговых марок и/нли модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.
Базовая глубина (Гл6) — количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.
Коэффициент глубины (К,.л) — отношение действительной глубины к базовой. Чем больше этот показатель, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара.
Полнота ассортимента — способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Показатель действительной полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый — регламентируемым или планируемым количеством товаров
Коэффициент полноты (Кп) — отношение действительного показателя полноты к базовому.
Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости (Ку) — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).
Новизна (обновление) ассортимента — способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.
Рациональность ассортимента — способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
Коэффициент рациональности (Кр) — средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весомости.
Гармоничность ассортимента — свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.