Коммуникационные революции

Эволюция социальной коммуникации – это история возникновения и постепенного развития различных форм производства и распространения информации – от рисуночного до алфавитного письма, от барабанов, голубиной почты и колокольного звона до телеграфа и средств мобильной связи. Это изменения самого реципиента, информационных потребностей людей; это развитие коммуникационных институтов – от библиотек, газет и издательств до институтов рекламы и паблик рилейшнз. Развитие коммуникаций между людьми – это, конечно, и история общения – от книжного и салонного до интерактивного по электронной почте. В конечном счете история социальной коммуникации – это становление цивилизации и история культуры. В западной традиции история социальной коммуникации понимается как развитие средств, каналов передачи информации, материальных носителей сообщений, закодированных в знаковой форме. В крупных европейских городах в музеях коммуникации находятся такие экспонаты, как разнообразные печатные станки, телефоны, средства радио- и телесвязи. Благодаря теориям Л. Мамфорда, Г. Инниса, Г.-М. Маклюэна, Д. Белла, О. Тоффлера, разработанных на основе методологии технологического и культурного детерминизма, такой подход утвердился в западной классической традиции коммуникативистики. Эти ученые исследовали эволюцию общественной коммуникации на основании методологии технологического детерминизма и отстаивали идею о технократизации общества, т.е. тезис о том, что «развитие техники – это изменение человеческого мышления».

По мнению канадского футуролога Г.-М. Маклюэна, скорость передачи информации определяется характеристикой канала и способом кодирования (medium is the message – средство сообщения есть само сообщение). СМИ опосредуют отношения человека к миру. Техническим средствам, которые создавали языки общения, принадлежит революционная роль в истории цивилизации. Медиатехнологии выполняют функции трансляции опыта. Культура есть совокупность средств общения. Медиагенеалогия есть история культуры (см. главу 6, параграф 6.7).

Каковы отличия коммуникационных революций от постепенной эволюции социальной коммуникации?

Коммуникационные революции– это качественные скачки в изменении технических способов производства и передачи информации, а также социальных условий ее распространения и потребления. Представители технологического детерминизма считают, что первая коммуникационная революция связана с возникновением печати и печатного размножения. Вторая коммуникационная революция, начавшаяся с зарождения прессы в XVII в., достигла наивысшей точки с появлением электронных средств массовой информации – радио, телевидения. Третью коммуникационную революцию – компьютерную революцию – теоретики технологического детерминизма связывают с рождением персональных компьютеров, обеспечивающих двухсторонние связи потребителей информации с общедоступными информационными банками (Лауристин М.Й. Коммуникационные революции//Социология. Т. 3. Междисциплинарные исследования. Словарь-справочник/отв. ред. Г.В. Осипов. М., 1991. С. 70). Такое обоснование коммуникационных революций существует в рамках методологии именно технологического детерминизма. Однако культура в широком, гуманистическом смысле ставит границы технологии, поскольку технология зависит от культуры. На наш взгляд, совпадающий с мнениями Д.С. Робертсона, А.И. Ракитова и многих других, первой революцией в истории социальной коммуникации было появление языка и письменности, а уже последующие коммуникационные революции были связаны с появлением технических коммуникационных каналов: книгопечатания и института печати, создания электронных средств информации и компьютеров (Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России//Информационная технология, экономика, культура. М., 1995. С. 18, 19).

Причины появления новых способов и средств коммуникации следует искать в социальных потребностях. В то же время одним из объективных условий смены способов коммуникации было рождение новой техники в результате научно-технического прогресса. Так, для английского ученого Колина Черри весь путь становления средств массовой коммуникации (СМК) резюмируется в понятии функционального эквивалента техники (Cherry С. World of communication. London, 1971).

Нельзя не отметить, что первопричиной и двигателем появления важнейших новых способов и технических каналов коммуникации явились военные технологии, о чем писали К. Черри, французский социолог П. Вирильо и др. По мнению П. Вирильо, «милитаризм как генетическая предпосылка технологий проявляет себя везде»: история войны – это история медиатехнологий. Суть современной войны – это информация: «холодную» войну сменила война «знаний» и информации. Кино и войну объединяет один эстетический принцип – эстетика исчезновения; «география уступает место инфографии». Первые опыты с изобретением радио и телевидения были связаны с военными целями, система APRANET, разработанная в Пентагоне для связи военных предприятий и оптимизации управления запуском ракет, непосредственно повлияла на создание Интернета (Галкин Д.В. Вирильо П.//Социология: энциклопедия/сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко и др. Минск, 2003. С. 173, 174).

Наши рекомендации