Практическое применение технологии web-квеста в основной школе
Web-Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.
Технологию web-квеста первыми стали применять учителя английского языка. Это закономерно, ведь основоположником этого вида учебно-игровых заданий был американский профессор Берни Додж. Постепенно web-квест приобретал популярность в проектной деятельности. Особый толчок к развитию данная технология получила в 2010 году, когда был объявлен всероссийский конкурс на лучший образовательный web-квест.
Web-квест – это вид Интернет-проекта, который дает учащимся возможность эффективно использовать информацию, найденную в сети. Этот вид проекта состоит из введения, процесса, заданий для всех участников проекта, списка ссылок, страницы для заключения и оценки учителем. Хорошо выполненный Интернет-проект объединяет в себе реализацию общеязыковых, мыслительных умений и личностных качеств. Web-квест имеет более узкую направленность, чем любое задание, направленное на поисковую деятельность в Интернете. Вместе с тем он предлагает возможность более эффективного использования учебного времени. Эти проекты помогают получить определенную информацию, касающуюся той, это или иной сферы деятельности.
Российские школы-участники "Программы межшкольных связей по Интернет" (1998-99 уч.г.) стали создателями ряда интересных образовательных web-квестов различной тематики. Все они размещены на сайте "Школьный сектор" http://school-sector.relarn.ru "Тропами Горного Алтая или Колобок идет по следу" (Детский центр компьютерных технологий, г.Горно-Алтайск). "Сохраним Байкал!" (Гимназия № 1, г.Ангарск). "Подготовь планету к заселению!" (НОУ Леонова, г.Иркутск). "Web-квест по химии" (Школа № 100, г.Пермь). "Путешествие в страну Комбинаре" (Лицей № 1, г.Иркутск). "НИИ "ЧаВо" (Сила трения) (Школа № 44, г.Иркутск). "Окно в Европу" (Гимназия № 8, г.Ангарск).
Web-квест состоит из набора заданий, выполняя которые, участник продвигается к определенной цели. Только при правильном выполнении одного задания участник может получить «ключик», открывающий следующую дверь, к новому этапу. Задания могут быть разными: от создания презентации, рассказа до аналитической задачи, дедуктивного расследования.
Быховский Я.С. указывал, что работа над заданиями web-квеста ставит участников в деятельностную позицию, заставляет анализировать ситуацию, варианты действий, предложенных другими, предлагать свои способы действий, искать объекты на основании предложенных отдельных признаков – все это способствует усвоению новых форм и практик без прямой их передачи. В итоге, при прохождении всего web-квеста у участников происходит полное осмысление темы, лежащей в основе web-квеста, им открываются новые знания, отрабатываются навыки.
При составлении web-квеста необходимо учитывать некоторые особенности. Во-первых, наличие системы подсказок или помощников на этапах. Это нужно для того, чтобы участник не «заблудился» при выполнении задания, для поддержания мотивации успеха, ведь если задание не будет выполнено, то и дальше продвинуться будет невозможно.
Во-вторых, необходимо учесть возможность оперативной поддержки участников. Если web-квест используется на уроке, то помощь учителя доступна, а если задания выполняются дистанционно, то нужно учесть возможность связаться с координатором квеста, например, через программы мгновенных сообщений: Skype, mail.ru Агент и т.д.
Кроме этого, web-квест должен иметь ясное вступление, четкое описание ролей, основных этапов, а также иметь итоговое задание с рефлексией.
Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ обучающихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). [ 3]
Применение веб-квестов как образовательной технологии различно: это может быть фрагмент урока, урок-исследование, домашнее задание и т.д. Веб-квесты часто создаются обучающимися под руководством учителя, а это значит: совместная деятельность, взаимообогащение опытом работы с ресурсами Интернета, а также еще одна грань соприкосновения интересов учителя и ученика.
Данная технология способствует формированию исследовательских навыков учащихся: умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Во время работы с образовательными веб-квестами, обучающиеся получают навыки работы с информацией в Интернете, учатся культуре общения в сети. Немаловажным этапом проведения занятий с помощью технологии веб-квестов является рефлексия. Понимание своего отношения к происходящему – это то, что обычно остается в стороне в традиционных технологиях преподавания в школе. Обсуждение проделанной работы над веб-квестами возможно провести в виде конференции, что делает социально-значимым результат. [13]
Примеры популярных образовательных веб-квестов:
- веб-квест "Социальная информатика" ВХОД
- сетевой проект "Галлактика Интернет" ВХОД
- веб-квест "История вычислительной техники" ВХОД
- веб-квест "История вычислительной техники" - 2 ВХОД
- веб-квест по программированию "Путешествие в страну Пирамид" ВХОД
- веб-квест "Антивирусные программы" ВХОД
- веб-квест "Скорая помощь зараженному компьютеру" ВХОД
- веб-квест по работе в текстовом редакторе "Издательство Лицей" ВХОД
- веб-квест "Глобальная компьютерная сеть Интернет" ВХОД
- веб-квест "Информационная безопасность" ВХОД
Web-квест «Информация» (www.webquest-tamau.ucoz.net).
Подготовленный web-квест долгосрочный, рассчитанный на весь учебный год для углубления и преобразования материала. Кроме того, задания носят разноуровневый характер, что позволяет использовать его в разных классах основной школы. Задания квеста творческие, они призваны развивать способности обучающихся в разных областях.
Из введения: Возникла проблема, когда люди не могут в полной мере воспользоваться накопленным огромным количеством данных из-за своих ограниченных возможностей. Такая ситуация приводит к информационному кризису, и перед человечеством появляется задача выхода из него.
Так что же такое ИНФОРМАЦИЯ? Что представляют из себя информационные процессы? Что происходит с информацией в ходе этих процессов?
На эти вопросы вам предстоит ответить в данном квесте.
Описание WebQuest «Информация».
Для прохождения квеста каждой команде нужно выбрать одну из ролей,представленных в меню слева.
В каждой роли имеются свои задания, которые будет необходимо выполнить команде и предоставить отчет о проделанной работе в форме, указанной в задании.
Задания выполняются сразу или поэтапно по решению учителя.
По завершении работы над квестом будет проведена публичная презентация ваших работ, на которой будут оцениваться: понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, творческий подход в соответствии с критериями оценки.
Роли: поисковик – журналист, хранитель – библиотекарь, шифровальщик – кодировщик.
Коментарии для учителя.
Задачи web-квеста:
· предложить обучающимся интересную форму для закрепления знаний, полученных на уроке,
· использовать задания для повторения темы,
· обучать работать с информацией в Интернете и оформлять результат в разной форме,
· знакомить обучающихся с различными профессиями, связанными с информацией.
Квест универсальный - его можно проходить в течение года для начинающих изучать предмет «Информатика» или только на одном уроке при изучении одной темы, также можно использовать его при повторении в более старших классах.
Квест творческий, призванный развивать способности обучающихся. По этой причине результаты выполнения заданий будут очень разными, личными. В ходе выполнения заданий предполагается сотрудничество обучающегося и учителя, это можно делать лично и с помощью Интернета, что также призвано помочь в приобретении навыков и компетенций в работе с интернет-технологиями.
В результате выполнения web-квеста у обучающихся будут формироваться универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.