Адаптация детей к обучению в основной школе

(Цит. по: Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с).

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.

Практика свидетельствует, что учитель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные проявления ребенка позволяет учителю реагировать на его дискомфортность. Подобный факт требует от учителя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания помощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей.

Изменение социальной позиции ребенка, системы его взаимоотношений с окружающими требует определенного периода адаптации, в ходе которого в соответствии с новыми условиями становятся иными стереотипы поведения.

Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе.

Традиционно выделяют физиологическую, психологическую и социально-психологическую адаптацию.

Физиологическая адаптация- «свойство организма человека целесообразно перестраивать свои функции в соответствии с требованиями среды».

Психологическая адаптация - «направленность организма на сохранение психического здоровья».

Социально-психологическая адаптация - процесс приспособления личности к взаимодействию и общению с новым коллективом.

Для успешной адаптации школьников к учебно-воспитательному процессу необходимо создать ряд условий на протяжении всего времени обучения в начальной школе:

- проводить поэтапную диагностику интеллектуального и личностного развития младших школьников;

- на основе ее результатов осуществлять целенаправленную профилактическую и коррекционную работу с детьми;

- использовать результаты диагностики учителем с целью оказания помощи ребенку по преодолению выявленных проблем;

- установить оптимальный стиль взаимоотношений с воспитанниками через использование корректных оценочных действий;

- осуществлять коллективную, групповую работы с детьми;

- реализовать принцип системности и последовательности в обучении и организации жизнедеятельности детей младшего школьного возраста;

- учителю необходимо выступать источником психолого-педагогических знаний для родителей;

- осуществлять поиск компенсаторных возможностей ребенка посредством совместных воспитательных воздействий семьи и школы.

Переход из начальной школы в среднюю, как правило, сопровождается достаточно резкими изменениями в организации школьной жизни детей.

Единая схема организации образования в российских школах не позволяет сравнить психологические характеристики детей, переходящих в возрасте 10-11 лет в среднюю школу и тех, которые бы такой переход не совершали.

Чаще всего, выделяют 5 основных факторов готовности к обучению в основной школе:

1. интеллектуальная готовность (развитие мышления и речи)

2. эмоционально-волевая готовность (развитие произвольности)

3. социально-психологическая готовность (стремление к общению)

4. функциональная готовность (психофизиологическое развитие)

5. личностная готовность (развитие учебной мотивации)

Литература

Величко О. Ю. Методы и формы стимулирования нравственных проявлений младших школьников в процессе этического воспитания // Этическое воспитание. – 2007

Гаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. - 2008. - N 7

Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 233, [1] c. - (Стандарты второго поколения).

Громова Т. В. Младший школьный возраст : системный эффект нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. - 2010. - N 1. - С. 22-26.

Данилюк А. Я. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. - 2009. - N 5. - С. 7-27.

Данилюк А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. - 2009. - N 4. - С. 55-64.

Дьячкова М. А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников // Вестник развития науки и образования. - 2007. - N 6. - С. 101-105.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. – 112с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2010. – 36с.

Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М., 2005

Задания для самостоятельной работы

Опишите правила, нормы, которыми вы пользуетесь в процессе взаимоотношений с детьми.

Познакомьтесь с работой Щурковой Н.Е. «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М., 2005». Приготовьте ответ на вопрос: Соотношение планируемых результатов воспитания и ценностей воспитания».

1. Из перечисленных понятий выберите те, которые обозначают методы формирования сознания личности:

1) авторитет учителя, 2) этические беседы, 3) рассказ, 4) лекция, 5) общественное мнение, 6) наказание, 7) соревнование, 8) гласность, 9) разъяснение, 10) объяснение, 11) увещевание, 12) внушение, 13) поручение, 14) инструктаж, 15) пример, 16) справедливость, 17) нотация, 18) контроль, 19) диспут, 20) доклад.

Наши рекомендации