Практическое занятие в высшей школе

1. Формы практического занятия (семинары, практикумы, лабораторные работы).

2. Методика подготовки и проведения практических занятий.

Литература:

1. Архангельский «Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы».

2. Янушкевич «Технология обучения системе высшей школы»

Практические занятия высшей школе предназначены для углубленного изучения дисциплины, для выработки навыков у студентов применения полученных знаний для решения практических задач.

Практические занятия развивают мышления, позволяют проверить знания студентов и являются важным средством обратной связи.

Каждое практическое занятие обладает планом. Этот план обязательно утвержадется на заседании кафедры.

Практическое занятие обладает следующей структурой:

1. Вступительное слово преподавателя (до 3-х минут).

2. Ответы на вопросы студентов (до 2-х минут).

3. Практическая часть, как плановая.

4. Заключительное слово преподавателя (до 2-х минут).

Самым распространненым видом пз является семинар- это групповая форма общения, которая применятся для проработки тем учебной дисциплины для профессиональной подготовки. Семинар берет на себя следующие задачи:

1. Подготовка к будущей самостоятельной работе каждого студента.

2. Семинар ставит перед преподавателем задачу прекрасного владения материалом.

3. Семинар решает главную задачу: научить студента пользоваться знаниями, полученными на лекции.

4. Семинар является способом для углубления, закрепления и усвоения материала реже формой проверки усвоения материала.

Семинар выполняет три основные функции: воспитательную, познавательную, контролирующую.

Три основных типа семинара:

1. Просеминар – обычно проводится со студентами первого курса. На этом семинаре пытаются рассказать, как работать на семинаре, и дать студентам первые навыки самостоятельной работы.

2. Семинар – он может:

- быть занятием, имеющим своей целью изучение определенных разделов курса;

- он может быть занятием исследовательского типа.

3. Спецсеминар – практикуется на старших курсах – это школа общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме.

Виды семинара:

1. Вопросно-ответный (школьный, урочный). Хорошо в том случае, если имеете дело с младшими курсами.

2. Развернутая беседа – обсуждение заранее подготовленной теме, подготовка рефератов. Плюс его: позволяет концентрировать внимание студентов, но ответы на вопросы не всегда бывают полными.

3. Система докладов. Плюс: прививает навыки самостоятельной работы. Минус: пока докладчик выступает группа занята своим.

4. Обсуждение письменных рефератов.

5. Решение задач, упражнений. Акцент сделать на самостоятельное решение.

6. Контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам.

7. Семинар-коллоквиум.

8. Семинар- дискуссия.

Необходимо знать два методических вывода:

1. Нельзя использовать один и тот же вид каждый раз.

2. Используя преимущества каждого вида обращать особое внимание на преодоление слабых сторон.

Подготовка к семинарскому занятию:

Она включает в себя 5 комплексных мероприятий:

1. Составление тщательно продуманного и подготовленного плана занятий вместе с литературой.

2. Подготовка письменных или устных методических указаний.

3. Анализ итогов семинаров, проведенных в предыдущем семестре.

4. Подготовка преподавателем личного плана (развернутого плана) семинара.

5. Подборка литературы.

Подготовка и проведение семинарских занятий (мероприятия):

1. Составление планов семинарских занятий и методических работ. Планы семинарских занятий должны включать точные и ясные формулировки узловых вопросов темы. При составлении планов учитывается, что на семинаре должны быть рассмотрены самые актуальные, самые трудные вопросы курса. Планы должны содержать список обязательной и дополнительной литературы. План не должен составлять из 5-6 вопросов. Максимально 3. Объем обязательной литературы: не более 40 страниц. Объем дополнительной литературы составляет не более 60-70 страниц.

2. Подготовка методических указаний для студентов. Там должны быть: сведения о конспекте, материал об особенностях той или иной теме, информация о существующих спорных вопросах. В методических указаниях должны быть требования к устному выступлению или письменному реферату, рекомендации по соблюдению регламента.

Структура семинарского занятия:

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Само семинарское занятие.

3. Заключение.

1. Важно научить студента во время выступления поддерживать связь с аудиторией (реагировать на реплики, вопросы, не теряясь при этом).

2. Выступающий должен быть обращен к аудитории, а не к преподавателю.

3. Во время доклада преподаватель не должен вмешиваться в речь докладчика.

4. Если докладчик уходит от обсуждаемого вопроса, говорит не по теме или не знает, как закончить, преподаватель должен прервать.

Критерии оценки семинарского занятия:

1. Целенаправленность, постановка проблемы, стремление связать теории с практикой.

2. Планирование.

3. Организация семинара – умение организовать и поддержать дискуссию, вовремя закончить, увести или завести студента.

4. Стиль проведения семинара – оживленный, или нет.

5. Отношение «преподаватель-студент».

6. Управление группой – это разумное взаимодействие со студентами.

7. Замечание и обобщение преподавателя.

8. Ведут ли записи студенты на семинаре.

Лабораторные работы – интегрируют теоретико-методические знания и практические умения в едином процессе учебной деятельности. Labor – труд, применение умственных и физических сил для разрешения умственной задачи.

Общим для всех практических занятий является необходимость вести студентов к углубленной самостоятельной работе и важнейшей стороной является упражнение.

Главное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков у студентов.

08.04.2010 Лекция 6

Наши рекомендации