Эволюция идей научного менеджмента

Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами. В основном в трех сферах человеческого общества:

1) политической (необходимость установления и поддержания порядка в группах);

2) экономической (необходимость в производстве и распределении ресурсов);

3) оборонительной (защита от врагов и диких зверей).

В периодизации менеджмента можно выделить 4 этапа:

1) древний (начальный) (с 9-7 тыс. до н.э. до 18 в.) – зарождение управленческой мысли (Хаммурапи, Сократ, Платон и др.). Зачаточные, самые простые формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытно-общинного строя. Управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли руководящее начало всех видов деятельности.

Ключевые положения этого этапа:

- классификация форм государственного управления и попытка разграничить функции его органов;

- накопление опыта управления государственным хозяйством;

- характеристика управления как особой сферы деятельности.

2) индустриальный (1776-1885 гг.)

Ключевые положения:

- разделение труда и описание экономических преимуществ, получаемых в результате этого организациями и обществом;

- идеи и практические навыки гуманизации управления производством;

- признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта работников;

- разработка проекта «аналитической машины» - прообраза современной цифровой вычислительной техники.

3) период систематизации (1885-1950 гг.)

К данному этапу относятся создание нескольких школ менеджмента, заложивших фундамент его развития:

А) школа научного менеджмента (Ф. Тейлор, супруги Гилбретты – Франк и Лилеан, Г. Форд и др.).

Ключевые положения:

- использование научного анализа для определения лучших способов решения задач;

- отбор работников, наиболее подходящих для решения задач, и их обучение;

- осознание необходимости стимулирования работников в целях создания заинтересованности в высоких результатах труда.

Б) административная (классическая) школа (А. Файоль, М. Вебер и др.)

Ключевые положения:

- признание управления универсальным процессом, состоящим из нескольких взаимосвязанных функций;

- выделение администрирования в отдельную функцию;

- разработка универсальных принципов менеджмента для эффективного управления организацией.

В) школа человеческих отношений (Э. Мейо, М.П. Фоллет и др.).

Ключевые положения:

- коллектив представляет особую социальную группу;

- межличностные отношения выступают как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника;

- неформальные отношения в производстве являются весомой организационной силой;

- персоналу необходимо давать более широкие возможности общения на работе.

Г) поведенческая школа (использование науки о человеческом поведении) (А. Маслоу, Д.Мак-Грегор).

Основные выводы:

- необходимость создания психологического климата, содействующего раскрытию способностей работников организации;

- правильность применения науки о поведении, что способствует повышению эффективности деятельности как отдельного работника, так и организации в целом.

4) информационный этап (с 1950 г. по наст. время).

Этот этап характеризуется созданием следующих подходов к управлению:

А) количественный подход (использование экономико-математических методов, вычислительной техники в управлении, разработка и применение моделей для принятия решений в сложных ситуациях и др.)

Б) системный подход рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

В) процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций (планирования, организации, координации, мотивации и контроля), объединенных связующими процессами коммуникации и принятия решений. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Г) ситуационный подход увязывает конкретные концепции и методики с конкретными ситуациями.

5. Школа научного менеджмента. Содержание школы научного управления Ф. Тейлора. Примеры реализации подходов этой школы в современной организации.

Основателем школы научного управления был Фредерик Тейлор (1856-1915), американский инженер-практик и менеджер в конце 19, начале 20 века, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности труда. Главное внимание направлено на повышение производительности труда, по его мнению, это должно обогатить хозяев и рабочих, но для этого необходим переворот в психологии и тех и других. Изучая способы выполнения работ Тейлор выдвинул 4 принципа научной организации труда: -

1) научный подход к выполнению каждого элемента работы (администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющие старые традиционные и сугубо практические методы для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых на предприятии),

2) научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего (администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем обучает и развивает способности каждого отдельного рабочего, ранее рабочий себе сам выбирал специальность и сам обучался),

3) кооперация с рабочими (админ-ия осуществляет доверительное сотрудничество с рабочими в целях достижения соответствия принципов отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею выработаны),

4) разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими (устанавливается почти равномерное распределение труда между администрацией предприятия и рабочими (админ-ия выполняет те виды труда, для которых она лучше приспособлена, чем рабочие, тогда как ранее почти весь труд и большая часть ответственности были возложены на рабочих).

Вся система направлена на рационализацию труда, можно выделить рациональные методы Тейлора:

- 1) расчленение производственных операций на составные элементы,

2) управление -активный фактор производства,

3) разделение труда непосредственно в сфере управления,

4) выделение планирования в качестве особой функции управления,

5) принцип принудительной централизации орудий труда, техпроцессов, а также условий и методов труда,

6) введение карт - инструкций,

7) введение высоких научно обоснованных норм,

8) введение оплаты труда, стимулирующий рост выработки,

9) строгое иерархическое подчинение,

10) тесное сотрудничество администрации и рабочих.

Одним из принципов он выдвинул тесное сотрудничество администрации и рабочих, что основывалось на учете социального состояния и интересов групп и личности работающих. Социальные интересы он учитывал, они служили сглаживанию противоречий между предпринимателями и рабочими.

Всё принципы представляют собой систему. Методы рационализации труда обусловили перестройку всего процесса производства, а также управления. Эта сторона широко применяется на различных предприятиях промышленности. По его словам, такие цели, как сотрудничество между администрацией и рабочими и равномерное распределение между ними труда и ответственности не были достигнуты.

Применение философии управления Тейлора- погрузка чугуна в вагоны, основана на подборе рабочего, использовали в эксперименте после наблюдения и изучения всей бригады (во внимание брались в основном только физические данные, проблема межличностных отношений не решалась). Его работа оценивалась как работа высокооплачиваемого, в отличие от других, он должен был четко выполнять инструкцию. Анализ показал, что зарплата возросла, норма выработки увеличилась более чем в три раза, стоимость труда уменьшилась более чем в три раза. Получил феноменальные результаты.

В систему научного управления входит также контроль за рациональным использованием трудозатрат, хронометраж. В 1911 г вышла книга "Научный менеджмент, принципы и методы". Тейлор выделил 4 группы управленческих функций: - выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов. Теория Тейлора предусматривала одностороннее влияние управляющей на рабочего и беспрекословное его подчинение. В деталях описывался техпроцесс, который он не мог нарушить. Тейлоризм в какой-то мере игнорировал рабочего как личность. В ней не учитывались мотивы поведения, соц группы и психология рабочего.

Со школой научного менеджмента связаны также имена мужа и жены Гилберты и Эмерсон.

Эмерсон под термином производительность понимал оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическим результатом. Им впервые была высказана идея о необходимости и целесообразности комплексного подхода к решению сложных задач организации производства и управления, а также рационализации с позиции эффективности.

Гилберты полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного управления. Созданные ими методы изучения движения рабочих с использованием камеры в сочетании с микрохронометражом пополнили арсенал научной организации труда.

Большую поддержку в развитии и признании системы Тейлора оказал Форд, который являлся символом организационного и технического прогресса, сознательным создателем общества массового потребления и социальных гарантий. Он использовал модель Тейлора в автомобилестроении в массовом поточном производстве. Он стремился расчленить операции по выработке изделий до простейших движений, что позволило ему резко снизить себестоимость продукции. При такой организации процесса производства возникла необходимость изменить и систему управления, которую Форд построил на принципах - точный расчет планирование всего процесса, его ступеней, связей, учет и планирование условий работы, подготовка сырья, материалов, рабочей силы, постоянный поиск путей совершенствования производства.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться самостоятельной областью научных исследований. Впервые рук-ли практики и учёные увидёли, что методы и подходы, используемые в науке, могут быть эффективно использованы в практике для достижения целей организации.

6. Классическая (школа) управления. Основная идея классической теории управления. Содержание принципов управления Файоля.

Родоначальником теории общих принципов организации или классической школы управления был Анри Файоль (1841-1925 г.), он имел непосредственный опыт работы в качестве рук-ля высшего звена управления в большом бизнесе (он рук-л большой французской компанией по добыче угля).

Его единомышленник Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии, Джеймс Муни работал рук-лем в компании Дженерал моторе , поэтому их главной заботой была эффективность в более широком смысле -применительно к работе всей организации. Они пытались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытались определить общие хар-ки и закономерности организаций, Их целью было создание универсальных принципов управления, А идея состояла в том, что следование этим принципам, несомненно, приведет к успеху любую организацию.

Эти принципы затрагивали два аспекта

- 1) разработка рациональной системы управления организацией, закл в определении лучшего способа разделения организации на подразделения или группы. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти взаимосвязанных функций - предвидение, планирование, организация, координация и контроль,

2) вторая категория касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоличия, согласно которому человек может получать приказы только от одного начальника и подчиняться только одному.

По мнению Файоля, управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая мах возможностей из всех имеющиеся в его распоряжении ресурсов. Он понимал администрирование как составную часть управления, вкл также производственную, финансовую, кредитную, учебно-бухгалтерскую функцию.

По его мнению администрация в своей деят-ти должна руков-ся след-щими принципами:

- 1) разделение труда (специализация явл естественным порядком вещей. Цель разделения труда - выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилие,

2) полномочия (власть) и ответственность (власть есть право отдавать приказы, а ответственность - ее противоположность. Где есть власть - там возникает ответственность),

3) дисциплина (предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашения между фирмой и ее работниками, а также справедливо применяемые санкции),

4) единоначалие (работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника),

5) единство направления (рук-ва) (каждая группа, действующая для достижения одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного рук-ля),

6) подчиненность личных интересов общим (интересы одного работника или группы не должны ставиться выше интересов компании),

7) вознаграждение персонала (для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу),

8) централизация (как и разделение труда, централизация явл естественным порядком вещей. Однако степень централизации варьирует в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией, которая обеспечит лучшие результаты),

9) скалярная цепь (ряд руководящих лиц, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до рук-лей низового звена (линии власти)),

10) порядок (место для каждого и каждому свое место),

11) справедливость персонала обуславливается справедливым отношением к нему администрации),

12) стабильность рабочего места для персонала (при высокой текучести кадров снижается эффективность организации. Посредственный рук-ль, кот держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, кот быстро уходит и не держится за свое место),

13) инициатива (разработка плана и обеспечение его успешной реализации),

14) корпоративный дух (единение - это сила, кот явл гармонией персонала).

Основные положения Файоля были развиты в работах Урвика. Главное внимание было уделено разработке принципов построения формальной организации.

Основные принципы –

1. соответствие людей структуре (сначала необходимо разработать структуру организации, а затем подбирать специалистов),

2. создание генерального и специального штабов (спец штаб должен разрабатывать рекомендации для рук-ля, генеральный - заниматься подготовкой и передачей приказов рук-ля, контролировать текущую работу и оказывать помощь рук-лю в координации деят-ти штабных специалистов),

3. сопоставимость прав и ответственности (рук-лей следует наделять властью, равной ответственности),

4. диапазон контроля (число лиц, непосредственно подчиняющихся рук-лю),

5, специализация (выделяются три типа специализации упр-их работников - по признаку цели, операции, типу потребителя или географическому признаку).

6, определенность (для каждой должности должны быть определены права, обязанности, ответственность, взаимоотношения).

Немецкий социолог и экономист Вебер занимался проблемами лидерства и структуру власти в организации, В зав-ти от хар-ра власти, которой обладает рук-ль, он выделил три основные типа организации - харизматический, традиционный, идеальный (бюрократический). Харизматический тип появл тогда, когда рук-ль обладает исключительными качествами. Традиционный возникает из харизматического, когда происходит замена лидера и члены организации по традиции подчиняются рук-лю, пришедшему на смену. Идеальный основан на специальном разделении власти, где рук-лю принадлежат функции лидера

7. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (бихевиоризм).

Школа человеческих отношений, которую также называют неоклассической школой, была основана Г. Мюнстербергом, М. Фолеттом и Э. Мэйо. Формирование этой школы было обусловлено тем, что принципы тейлоризма не могли удовлетворить потребности развивающегося капитализма: они не учитывали личности человека.

Сторонники психологического подхода полагали, что основной акцент в менеджменте должен быть смещен на человека и человеческие отношения. Они исходили из того неоспоримого факта, что деятельностью человека управляют не экономические силы, а разнообразные потребности, причем деньги далеко не всегда способны эти потребности удовлетворить.

Значительный вклад в развитие школы «человеческих отношений» внесли в 1940-1960-е гг. ученые-бихевиористы (от англ. behaviour — поведение), которые разработали теории мотивации, в частности иерархическую теорию потребностей (А. Маслоу) и теорию мотивации, зависящей от удовлетворенности или неудовлетворенности работой (Ф. Херцберг).

Элтон Мэйо (1880-1949), основатель школы «человеческих отношений», провел «Хотторнский эксперимент», доказавший, что поведение человека в организации и результаты его труда полностью зависят от социальных условий, в которых этот человек находится в организации, и от отношений, сложившихся между рабочими и между рабочими и менеджерами.

Хотторнский эксперимент позволил сделать следующие выводы:

  • социальные нормы поведения влияют на производительность труда;
  • социальные стимулы в значительной мере сказываются на поведении членов организации; так в ходе эксперимента зафиксированы случаи, когда социальные стимулы полностью блокировали действие экономических стимулов;
  • групповые факторы поведения главенствуют над личностными;
  • для деятельности всей группы важно неформальное лидерство.

Выяснилось, что время от времени работники реагируют гораздо сильнее на давление своих коллег по рабочей группе, чем на желания руководства или денежное стимулирование. Мотивация их основывалась не только на экономических факторах, но и на разного рода потребностях, которые деньги могут удовлетворить лишь частично и косвенно. Значит, если менеджер будет заботиться о своих подчиненных, уровень их удовлетворенности будет возрастать, что приведет к росту производительности труда.

Школа «человеческих отношений» определяет менеджмент как обеспечение выполнения работ при помощи других людей и рекомендовала для управления человеческими отношениями использовать эффективные методы работы непосредственных руководителей, консультации с работниками, предоставление им возможности общения на работе.

Мэйо пришел к выводу, что производительность труда организации зависит не только от условий труда, наличия материального стимула и менеджмента, но и от социального и психологического климата в рабочей среде. Основатели школы «человеческих отношений» рекомендовали управленцам определять отношения, сложившиеся в малых неформальных группах, выявлять их лидера, а затем использовать особенности таких групп (психологические и социальные) для налаживания межличностных отношений и повышения удовлетворенности рабочих своим трудом.

Основные положения школы «человеческих отношений» заключаются в следующем:

· трудовой коллектив представляет собой особую социальную группу;

· межличностные отношения выступают фактором роста эффективности и потенциала каждого работника;

· жесткая иерархия подчиненности не совместима с самой природой человека и его свободой;

· руководители должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на производимую организацией продукцию.

В своей главной книге «Социальные проблемы индустриальной культуры» Мэйо утверждал, что результатом применения на практике его теории будут повышение престижа и преданность подчиненных. По его мнению, вполне реально достичь в организации нужных целей именно с помощью удовлетворения потребностей работников. Поэтому искусство общения должно стать важнейшим критерием отбора администраторов, начиная с цехового мастера.

Делегирование ответственности «человечные» рассмотрели как двусторонний процесс: снизу делегируются функции администрации и координации деятельности, а сверху — право принятия решений в рамках своих производственных функций.

Мэйо и его сторонники в своей работе использовали методы психологии и социологии; так, они первыми стали применять тесты и особые формы собеседования при найме персонала. Управленческая школа «человеческих отношений» обогатила психологию данными о взаимосвязи психики человека и его трудовой деятельности.

Основные положения школы человеческих отношений:

· люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают собственную индивидуальность благодаря своим отношениям с другими людьми;

· в результате промышленной революции работа потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек должен искать в социальных взаимоотношениях;

· люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем к побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;

· работник откликается на распоряжения руководителя, если руководитель может удовлетворить социальные нужды своих подчиненных.

Школа человеческих отношений внесла в прежние концепции менеджмента следующие поправки:

· увеличение внимания к социальным потребностям человека;

· улучшение рабочих мест путем снижения отрицательных последствий сверхспециализации;

· отказ от акцента на иерархичность власти и призыв к участию работников в управлении;

· возрастающее признание неформальных отношений.

Школа человеческих отношений делала основной упор на коллектив. Поэтому к началу 1950-х гг. в дополнение к ней сформировались поведенческие концепции, направленные на изучение и развитие индивидуальных возможностей и способностей отдельных работников.

Поведенческие наукипсихология и социология сделали изучение поведения человека на рабочем месте строго научным.

Представители данного направления: Д. МакГрегор, Ф. Герцберг, П. Дракер, Р. Лайкерт.

Школа науки о поведении значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившись прежде всего на методах налаживания межличностных отношений, мотивации, лидерстве, коммуникации в организации, на изучении и создании условий для наиболее полной реализации способностей и потенциала каждого работника.

В рамках этой школы интересными представляются теории Хи КМакГрегора, в которых он представил два основных подхода к организации управления.

Для теории X характерен следующий взгляд на человека. Средний человек:

· от природы ленив, он старается избегать работы;

· нечестолюбив, не любит ответственности;

· безразличен к проблемам организации;

· от природы противится переменам;

· нацелен на извлечение материальной выгоды;

· доверчив, не слишком сообразителен, безынициативен, предпочитает, чтобы им руководили.

Такой взгляд на человека отражается в политике «кнута и пряника», на тактике контроля, на процедурах и методах, дающих возможность предписыватьлюдям, что им надлежит делать, определять, выполняют ли они это, и применять поощрения и наказания.

По мнению МакГрегора, люди совсем не таковы от природы и им присуши противоположные качества. Поэтому менеджерам необходимо руководствоваться другой теорией, которую он назвал теорией Y.

Основные положения теории Y:

· люди не являются от природы пассивными и не противодействуют целям организации. Они становятся такими в результате работы в организации;

· люди стремятся к результатам, они способны генерировать идеи, брать на себя ответственность и направлять свое поведение на достижение целей организации;

· обязанность управления — помочь людям осознать и развить в себе эти человеческие качества.

В теории Y большое внимание уделяется природе взаимоотношений, созданию среды, благоприятной для максимального проявления инициативы и изобретательности. При этом акцент делается не на внешний контроль, а на самоконтроль, который возникает, когда работник воспринимает цели компании как свои собственные.

Вклад школы человеческих отношений и школы поведенческих наук в теорию управления.

· Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения производительности труда работников.

· Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

· Теория мотивации работников. Согласование интересов труда и капитала путем мотивации.

· Концепция стилей управления и лидерства.

Как и в более ранних теориях, представители этих школ отстаивали «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении человека всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Однако, как выяснилось впоследствии, такие приемы, как изменение содержания работы и участие работников в управлении предприятием оказываются эффективными только в определенных ситуациях. Несмотря на многие важные положительные результаты, этот подход иногда оказывался несостоятельным в ситуациях, которые отличались от тех, что исследовали его основоположники.

8. Научные подходы к менеджменту: количественный, системный, ситуационный, процессный.

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти функции рассматривались как не зависимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления.

Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.

Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.

Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений.

В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:

  • основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;
  • обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и ДР.);
  • управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.

Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.

Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем. Система – это совокупность взаимозависимых элементов, каждый из которых вносит определенный вклад в характеристики целого. Открытые системы (в отличие от закрытых) взаимодействуют с внешней средой. Организация получает ресурсы из внешней среды, обрабатывает их и выдает товары и услуги во внешнюю среду. Теория систем помогает руководителям понять взаимозависимость между отдельными частями организации и между организацией и окружающей средой.

Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. Б результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др.

В конце 60-х годов начал разрабатываться ситуационный подход к управлению. Он стал логическим продолжением теории систем.

Системный под ход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.

Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды. То есть ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции (в частности, системный подход) с конкретными ситуациями для того, чтобы достигать целей организации наиболее эффективно. Он определил основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Внутренние: цели, структура, задачи, технология, люди. Внешние: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, политика, экономика, культура и т.д.

Школа количественного подхода к управлению.Научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала, особенно в годы Второй мировой войны, привели к реструктуризации мировой экономики. Послевоенное производство сначала ориентировалось на удовлетворение массовых потребностей, а по мере их насыщения на удовлетворение специфических потребностей, которые формировали рынки небольшой емкости. Это послужило толчком к появлению предпринимательских структур, образованию большого числа малых и средних предприятий. Ключевыми факторами успеха на рынке стали гибкость, динамичность, адаптивность к требованиям окружающей среды. Ученые начали активно разрабатывать идеи открытости организаций как систем. Усложнение среды потребовало разработки и применения способов принятия решений в ситуации неопределенности. Развитие математических наук, статистики, информатики, а также компьютерной техники явилось предпосылкой появления поной научной школы, которая получила название количественной, или управленческой.

Ключевой характеристикой науки управления (количественной школы) является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть описан математическим языком.

Формализация управленческих функций, интеграция труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, планирования, маркетинга и т. п.). Методы моделирования, анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений легли в основу функции прогнозирования.

Модель - это форма представления реальности. Математическая модель - это описание какого-либо класса явлений, выраженное с помощью математической символики.

Основные этапы построения модели перечислены ниже.

1. Уточнение постановки задачи.

2. Формулирование законов, связывающих основные параметры объекта.

3. Запись в математических выражениях сформулированных закономерностей,

4. Исследование модели на основе сопоставления фактических показателей деятельности с расчетными по модели (теоретический и / или экспериментальный анализ).

5. Накопление данных об изучаемом объекте и корректировка модели с целью введения дополнительных факторов и данных, ограничений, критериев и т. п.

6. Применение модели для решения задач управления объектом.

7. Развитие и совершенствование модели.

При решении проблем управления наибольшее распространение получили модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные, экономического анализа. Они позволяют решать большой класс задач управления с применением экономико-математических методов. Теоретические основы этих методов были заложены российскими учеными Л. В. Канторовичем и В. В. Новожиловым, которые не только разработали методы количественного подхода, но и способствовали практике их применения. Начиная с 1960-х гг. экономико-математические методы используются для решения проблем оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, программно-целевого планирования и т. д

9. Происхождение термина «организация». Его содержание. Организация как функция управления, организация как социально-экономический институт.

Организация - компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, орган власти, их часть или комбинация, объединенная с другими или нет, частная или государственная, которая выполняет свои функции и имеет систему управления. В том случае, если в организацию входят несколько структурных единиц, такие единицы могут рассматриваться как организации.

Организация - в широком смысле - социально-экономическая система, созданная для достижения коммерческих или некоммерческих целей.

Организация - в узком смысле - объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Наши рекомендации