Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Школа научного менеджмента.Классическая школа менеджмента. Школа человеческих отношений. Особенности Российского менеджмента.

МЕНЕДЖМЕНТ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Основная цель дисциплины – подготовка специалистов, обладающих базовыми теоретическими знаниями и практическими навыками в области управления и рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- использовать отечественный и зарубежный опыт управления организацией;

- выявлять проблемы управленческого характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- определять тенденции развития предприятия.

В процессе обучения студент должен ознакомиться с организационными структурами управления, административными функциями и современными технологиями управления, овладеть основными методами принятия управленческих решений, уметь применять на практике различные способы и методы воздействия на персонал.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины «Менеджмент» студент должен:

· знать:

- основные понятия и категории теории организации;

- основные законы и принципы организации;

- методологические основы организационного управления;

· уметь:

- анализировать организационные системы с позиций теории организации;

- разрабатывать системные концепции, реализующие организационные резервы совершенствования систем управления;

- осуществлять проектирование основных элементов организации

· получить навыки:

- практической оценки экономических процессов на основе изучения и обработки конкретной информации;

- самостоятельного анализа деятельности организаций с позиций системного подхода.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов, включая курс. работу (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Раздел I: Методологические основы менеджмента. Основные элементы организации и процесса управления
1. Введение - - - -
Рыночная экономика и менеджмент - -
2. Эволюция теоретического и практического менеджмента - -
3. Основы методологии менеджмента - -
Раздел II: Организационно-правовые основы менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте
4. Внешняя и внутренняя среда организаций. Основные элементы организационной культуры - -
5. Логика и технология управления, моделирование ситуаций и разработка управленческих решений - -
6. Организационные отношения и коммуникации в системе менеджмента - -
Раздел III: Процесс внутрифирменного управления
7. Функции и методы управления - -
8. Стратегические и тактические планы, регулирование и контроль в системе менеджмента - -
Раздел IV: Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала
9. Личность менеджера - -
10. Поведение людей в организации. Трудовой коллектив - -
11. Руководитель и подчиненные. Мотивация: понятие и виды. Концепции мотивации - -
12. Власть и руководство. Стили руководства. Управление конфликтами. - -
13. Экономическая эффективность управления - -
14. Заключительное занятие - - - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздел I: Методологические основы менеджмента. Основные элементы организации и процесса управления.

Введение

Влияние на управленческую мысль достижений экономической теории, социологии, психологии и различных естественно-технических наук.

Общая теория управления и закономерности управления различными организационными структурами, соотношение науки и практики. Требования программы, предмет и метод дисциплины, структура и порядок изучения курса.

Тема 1. Рыночная экономика и менеджмент

Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Предмет курса «Менеджмент» и задачи его изучения. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.Экономический механизм менеджмента. Виды менеджмента.

Практическое занятие:

Выявление роли менеджмента в деятельности предприятий в современных условиях.

Тема 2. Эволюциятеоретического и практическогоменеджмента

Условия и предпосылки возникновения менеджмента. Школа научного менеджмента.Классическая школа менеджмента. Школа человеческих отношений. Особенности Российского менеджмента.

Практическое занятие 1:

Проведение сравнительного анализа научных школ.

Практическое занятие 2:

Исследование специфики американской, европейской и японской моделей управления.

Тема 3. Основы методологии менеджмента

Важнейшие категории менеджмента. Закономерности менеджмента. Принципы менеджмента. Методологические подходы в менеджменте.

Практическое занятие:

Анализ металогических основ менеджмента в условиях рыночной экономики.

Раздел II: Организационно-правовые основы менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте

Тема 4. Внешняя и внутренняя среда организаций. Основные элементы организационной культуры

Организация как объект управления. Внутренняя и внешняя среда организации.Факторы прямого и косвенного воздействия.Законы организации.Организационная культура организации. Элементы культуры. Имидж организации.

Практическое занятие:

Выявление внешних и внутренних факторов, влияющих на эффективность предприятия в условиях рынка.

Тема 5. Логика и технология управления, моделирование ситуаций и разработка управленческих решений

Логика и логическая схема управления. Сущность и виды управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений. Диверсификация менеджмента, Типология и выбор альтернатив эффективного управления. Методы оптимизации управленческих решений.

Практическое занятие 1:

Анализ методов моделирования принятия управленческих решений в условиях риска.

Практическое занятие 2:

Применение на практике нетрадиционных методов принятия управленческих решений.

Тема 6. Организационные отношения и коммуникации в системе менеджмента

Системы менеджмента: функции и организационные структуры в управлении. Основные категории работников аппарата управления и характер их труда. Организация труда в аппарате управления. Интеграционные процессы в менеджменте.Коммуникации и коммуникационный обмен в менеджменте. Коммуникационные сети и их разновидности.

Практическое занятие 1:

Построение организационных структур управления на примере конкретных предприятий.

Практическое занятие 2:

Анализ коммуникационных сетей конкретных предприятий.

Раздел III: Процесс внутрифирменного управления

Тема 7. Функции и методы управления

Сущность и классификация функций управления. Общие функции управления. Специальные и частные функции управления. Сущность и классификация методов управления. Экономические методы управления. Организационно-распорядительные методы управления. Социально-психологические методы управления. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации. Механизмы менеджмента: средства и методы управления.

Практическое занятие:

Анализ методов управления предприятий сферы услуг.

Тема 8. Стратегические и тактические планы, регулирование и контроль в системе менеджмента

Методология и логика планирования. Показатели планов. Методы планирования. Принципы планирования. Стратегическое планирование. Тактическое планирование и бизнес-план. Сущность и задачи контроля. Контроль как процесс и его этапы.

Практическое занятие 1:

Разработка среднесрочного плана развития предприятия сферы услуг.

Практическое занятие 2:

Применение методов контроля на примере конкретного предприятия.

Раздел IV: Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала

Тема 9. Личность менеджера

Понятие личности. Направленность личности. Способности. Темперамент и его разновидности. Характер и факторы, его обусловливающие. Личность и его окружение. Человеческий капитал.

Практическое занятие:

Определение пригодности к работе менеджером.

Тема 10. Поведение людей в организации. Трудовой коллектив

Виды организационного поведения. Понятие социальной роли. Круг общения. Взаимоотношения между людьми в организации. Концепция «я-состояний» Э.Берна. Понятие и признаки трудового коллектива. Виды коллективов. Команда – разновидность коллектива. Психологические характеристики коллектива. Процесс развития коллектива. Конформизм и его роль в управлении коллективом.

Практическое занятие:

Изучение влияния стиля руководства на эффективность работы предприятия.

Тема 11. Руководитель и подчиненные. Мотивация: поведение и виды. Концепции мотивации.

Функции и качества руководителей. Основные типы руководителей. Власть, партнерство, авторитет, лидерство. Формальное и неформальное управление.Концепции лидерства. Основные типы подчиненных. Мотивы человеческой деятельности. Мотивационный механизм. Экономические и неэкономические способы стимулирования Содержательные концепции мотивации. Процессный подход к мотивации.

Практическое занятие:

Применение различных мотивационных подходов в процессе управления.

Тема 12. Власть и руководство. Стили управления.Управление конфликтами.

Понятие и основы власти. Подходы к руководству людьми. Способы воздействия на подчиненных. Основные стили управления. Одномерность и многомерность руководства. Виды внутриорганизационных конфликтов. Формы производственных конфликтов. Конфликт как процесс. Стратегии преодоления конфликта. Виды и функции переговоров. Групповая динамика и разрешение конфликтов.

Практическое занятие:

Применение методов управления персоналом в кризисных ситуациях.

Тема 13. Экономическая эффективность управления

Сущность экономической эффективности управления и факторы, влияющие на ее уровень. Критерии экономической эффективности деятельности предприятий (организаций). Показатели экономической эффективности. Экологическая и социальная эффективность. Ресурсы, качество и эффективность управления Система информационного обеспечение управления.

Практическое занятие:

Использование новых информационных технологий для повышения эффективности работы предприятия.

Тема 14. Заключительное занятие:

Современные концепции управления. Отечественный опыт управления и его оценка. Инновационный потенциал менеджмента. Профессионализация менеджмента.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

– самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

– повторение и углубленное изучение лекционного материала;

– решение практических задач и подготовку к практическим занятиям;

– выполнение курсовой работы;

– подготовку к зачету и экзамену.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Анализ работы предприятия и необходимые шаги менеджера по его организации.

2. Стратегическое управление организацией. Разработка стратегии, анализ внутренних возможностей фирмы и внешней среды в реализации стратегии.

3. Организационно-правовой механизм банкротства предприятий. Оценка ликвидности фирмы. Социально-экономические проблемы банкротства и менеджмент.

4. Долгосрочные и краткосрочные цели и задачи. Стратегические и тактические планы в менеджменте.

5. Инвестиции как источник финансирования реорганизации на предприятии. Обоснование условий их выгодности для предприятия.

6. Инновационная стратегия развития фирмы.

7. Организационная культура и эффективность деятельности предприятия.

8. Интеграционные проблемы менеджмента. Взаимодействие предприятий с элементами делового и фонового окружения.

9. Интеграционные проблемы менеджмента. Процесс принятия управленческих решений и внутрифирменная интеграция.

10. Управление человеком и управление группой.

11. Менеджмент – как процесс принятия управленческих решений на уровне предприятия (фирмы). Модели и методы.

12. Сущность и содержание работы менеджера по организации эффективного функционирования предприятием (фирмой). Оперативное управление.

13. Регулирование и контроль в системе менеджмента.

14. Организация как объект и процесс управления.

15. Проблемы неформальных коллективов и менеджмент. Социально-психологический климат и эффективность работы коллектива.

16. Конфликты в менеджменте. Методы и способы разрешения конфликтов.

17. Процесс формирования организации. Порядок формирования, трудности.

18. Проблема риска в управленческих решениях менеджера. Способы и методы его уменьшения. Страхование и передача риска.

19. Факторы эффективного менеджмента.

20. Эффективная организация оплаты труда на предприятии в условиях рыночных отношений. Теория и практический опыт.

21. Мотивация – как функция управления, теория и практика.

22. Американская и европейская школы менеджмента. Наиболее яркие представители.

23. Японская школа менеджмента. Управление материальными запасами.

24. Власть и лидерство в системе менеджмента.

25. Коммуникации и эффективное управление. Сущность и содержание функции общения на различных уровнях иерархии.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

1. Текущий контроль:

─ опрос на практических занятиях;

─ выполнение заданий и задач;

─ защита курсовой работы;

─ рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

─ зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом;

─ экзамен проводится в письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Менеджмент, бизнес и предпринимательство в условиях рынка.

2. Потребность и необходимость управления в деятельности человека.

3. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.

4. Характеристика Российской экономики и факторы ее характеризующие.

5. Особенности российского менеджмента.

6. Интеграционные процессы в менеджменте.

7. Факторы, благоприятствующие совершенствованию управленческой науки в России.

8. Общее представление об управлении. Управление как фактор успеха деятельности.

9. Функции менеджмента и их особенности.

10. Характеристика видов менеджмента.

11. Этапы и школы в истории менеджмента.

12. Современный американский менеджмент и перспективы его развития.

13. Специфика европейского менеджмента.

14. Преимущество и проблемы японского менеджмента.

15. Становление системы управления в разрезе трудов классиков менеджмента: Ф.У. Тейлор, А. Файоль, Майкл Вудкок, Дейв Френсис, Питер Вейл.

16. Механизм менеджмента: средства и методы управления.

17. Руководитель – как представитель менеджмента в современной российской экономике.

18. Организация как объект управления. Основные признаки организации.

19. Факторы прямого и косвенного воздействия на организацию.

20. Организационная культура – важнейший элемент внутренней среды организации.

21. Влияние корпоративной культуры на деятельность организаций

22. Элементы делового и фонового окружения организации.

23. Характеристика видов организационных структур.

24. Методы обоснования бизнес-планов предприятий и их мониторинг.

25. Методы принятия управленческих решений.

26. Диверсификация менеджмента, типология и выбор альтернатив эффективного управления.

27. Способы и методы реализации управленческих решений.

28. Моделирование как метод принятия управленческих решений

29. Цель организационного решения, разновидности управленческих решений.

30. Понятия внутренняя и внешняя среда предприятий, их особенности и характеристики.

31. Мировые информационные ресурсы и совокупность сведений об управленческой информации.

32. Использование мировых информационных ресурсов в управлении предприятием.

33. Стратегический менеджмент, разработка и реализация перспективных и текущих планов.

34. Типы стратегий, значение стратегического планирования.

35. Функции планирования. Понятие миссии. Основные типы и виды целей.

36. Текущее планирование: функциональные, единовременные и стабильные планы.

37. Роль прогнозирования в разрешении проблем организации.

38. Контроль и контролинг.

39. Современные методы и новации в управлении.

40. Инновационная деятельность менеджера.

41. Профессиональные особенности и личные качества управляющего в соответствии с А. Файолем.

42. Имидж (образ) и личность менеджера.

43. Кадровая политика организации.

44. Теория мотивации Маслоу.

45. Мотивационные основы менеджмента.

46. Экономические, организационные и моральные способы мотивации.

47. Система и функция управления рисками.

48. Виды потерь: материальные, трудовые, финансовые, специальные виды потерь. Оценки рисков.

49. Корпоративная культура и организационное поведение.

50. Внутриорганизационный обмен информацией. Информационное воздействие на коллектив.

51. Основные принципы делового общения. Социальные коммуникации.

52. Классификация коллективов и их особенности.

53. Власть, партнерство, авторитет, лидерство.

54. Факторы управляемости и их значение.

55. Формальное и неформальное управление.

56. Стили руководства.

57. Контроль в системе менеджмента.

58. Инновационный потенциал менеджмента.

59. Понятие конфликтов. Управление конфликтами в организации.

60. Профессионализация менеджмента.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Басовский, Л. Е. Менеджмент : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2006.

2. Вершигора, Е. Е. Менеджмент : учебник / Е. Е. Вершигора. – М. : ИНФРА-М, 2006.

3. Виханский, С. С. Менеджмент : учебник / С. С. Виханский, А. И. Наумов. – М. : Экономистъ, 2004.

4. Герчикова, И. Н. Менеджмент : учебник / И. Н. Герчикова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5. Менеджмент. Теория и практика в России : учебник / Под ред. А. Г. Поршнева. – М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.

Дополнительная:

1. Абчук, В. А. Менеджмент : учеб. пособие / В. А. Абчук. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2004.

2. Веснин, В. Р. Менеджмент : учебник / В. Р. Веснин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

3. Гаврильчак, Н. И. Менеджмент : метод. указ. по выполнению курсовой работы / Н. И Гаврильчак, Л. В. Овчаренко, Е. Е. Шарафанова. - СПб. : СПбГУСЭ, 2006.

4. Герчикова, И. Н. Менеджмент. Практикум : учеб. пособие / И. Н. Герчикова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Казанцев, А. К. Основы менеджмента : практикум : учеб. пособие / А. К. Казанцев, В. И. Малюк, Л. С. Серова. – М. : ИНФРА-М, 2002.

6. Кноринг, В. И. Теория, практика и искусство управления : учебник / В. И. Кноринг. – М. : Норма, 2004.

7. Кравченко, А. И. История менеджмента : учеб. пособие / А. И. Кравченко. – М. : Академпроект, 2005.

8. Мескон, М. Основы менеджмента : учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 2006.

9. Муфтеев, Г. Г. Современный менеджмент. Теория и практика : учеб. пособие / Г. Г. Муфтеев, А. Г. Комеров. – СПб. : Питер, 2006.

10. Румянцева, З. П. Общее управление организацией. Теория и практика : учебник / З. П. Румянцева. – М. : ИНФРА-М, 2006.

11. Смолкин, А. М. Менеджмент. Основы организации : учебник / А. М. Смолкин. – М. : ИНФРА–М, 2001.

12. Управление организацией : учебник / Под ред. А. Г. Поршнева. – М. : ИНФРА–М, 2005.

13. Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента : от тейлоризма до японизации : учеб. пособие / Дж. Шелдрейк. – СПб. : Питер, 2001.

Периодические издания:

1. Менеджмент в России и за рубежом : журнал

2. Менеджмент сегодня : журнал

3. Российский журнал менеджмента : журнал

4. Проблемы управления : журнал

5. Современное управление : журнал

Составитель: д.э.н., проф. кафедры «Менеджмент таможенного и страхового сервиса» Г.Д. Дроздов.

Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Менеджмент таможенного и страхового сервиса» Е.В. Воронина.

Наши рекомендации