Сущность понятия «универсальные учебные действия»
Введение
Актуальность. В современном обществе стремительно развиваются наука и техника, создаются новые информационные технологии, коренным образом меняющие жизнь людей.
Образование в начальной школе изменяется в соответствии с Федеральным государственными образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО[1]).
Главной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Каждый учитель является частью огромной системы российского образования и должен осознавать и понимать свое место и предназначение в этой системе.
Основные принципы образовательной политики России определяются Национальной доктриной образования и Федеральной программой развития образования и находят свое воплощение в Концепции модернизации российского образования.
Модернизация общеобразовательной школы предполагает:
- ориентацию не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей;
- формирование опыта самостоятельной деятельности;
- Базовыми целями начального образования в условиях модернизации являются:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка[2];
- формирование у младших школьников желания и умения учиться.
Решить данные проблемы в комплексе может только создание новой модели начальной школы, в которой главным является педагогически организованный процесс развития личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Начальное общее образование - первая ступень общего образования.
Задача начальной ступени - развитие творческих возможностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально-чувственной сферы, социально-личностная адаптация каждого учащегося.
Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности – познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учеников на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.
Объект исследования: познавательные способности младших школьников.
Предмет исследования: методы и приемы развития познавательных Универсальных Учебных Действий (УУД) у младших школьников средствами моделирования на уроках технологии.
Задачи:
- охарактризовать теоретические аспекты исследования познавательных способностей на уроках технологии в проектной деятельности младших школьников.
- рассмотреть проблемы развитие младшего школьного возраста;
- провести экспериментальное исследование по использованию в проектах метода моделирования на уроке технологии как средства развития познавательных УУД.
Методы исследования:
– анализ психолого-педагогической и методической литературы;
– изучение опыта учителей-практиков по данной теме исследования.
- экспериментальный метод и математическая обработка результатов.
Таким образом, гипотеза, направлена на то, что обучение на уроках технологии может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования и развития УУД.
Курсовая работа состоит из 2х глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования познавательных способностей на уроках технологии в проектной деятельности младших школьников
Сущность понятия «универсальные учебные действия»
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) происходят перемены в образовательном процессе в школе. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда[3].
В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса[4].
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Таким образом, овладение умением учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)[5].
Рассмотрим подробнее, каковы функции УУД. В большинстве источников указываются следующие функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
- обеспечение целостности общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;
- основа организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Выделяется четыре вида универсальных учебных действий:
- личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация);
- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);
- познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы);
- коммуникативные (учёт позиции собеседника либо партнера по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
В федеральном государственном образовательном стандарте и примерной основной образовательной программе общего образования универсальные учебные действия сформулированы на достаточно обобщенном языке. Представим элементы конкретного состава этих действий:
Познавательные универсальные учебные действия
Умение сравнивать состоит из следующих действий:
– выделение признаков, по которым сравниваются объекты;
– выделение признаков сходства;
– выделение признаков различия;
– выделение главного и второстепенного в изучаемом объекте.
– выделение существенных признаков объекта.
Умение анализировать состоит из следующих действий:
– разделение объекта на части;
– расположение частей в определенной последовательности;
– характеристика части объекта.
Умение делать выводы состоит из следующих действий:
– нахождение главного в изучаемом явлении или объекте;
– установление главной причины явления;
– краткое оформление высказывания, связывающего причину и следствие.
Умение схематизировать включает действия:
– разделения объекта на части;
– расположения частей в определенной последовательности;
– определение связей между частями;
– оформления графического изображения[6].
Регулятивные универсальные учебные действия
В их основе лежит рефлексия. Это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и сознания другого человека. Но чтобы рефлексия стала эффективным средством формирования других универсальных действий, следует рефлексивные умения выделить в качестве специфического компонента регулятивных действий. Выделяются следующие аспекты рефлексии: личностный (понимание человеком своего внутреннего мира, своего состояния и деятельности); интеллектуальный (выделение, анализ, соотношение с предметной ситуацией собственных действий, прогнозирование развития ситуации); коммуникативный (определение межличностного восприятия и осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению); кооперативный («выход» субъекта во внешнюю позицию по отношению к деятельности, согласование позиций и совместных действий участников коллективной деятельности).
В начальной школе формируются такие способы организации и осмысления своей деятельности:
– адекватное восприятие себя;
– постановка цели деятельности;
– определение результата деятельности;
– соотношение результата с целью деятельности;
– выявление наличия ошибок в собственных действиях;
– описание прожитой ситуации
Коммуникативные универсальные учебные действия
Особо значение на учебных занятиях должно быть уделено формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Во-первых, умение правильно воспринимать информацию и сообщать её другим является основой для активной мыслительной деятельности учащихся. Отсутствие речевого действия при освоении понятий часто приводит к формированию ложных представлений у школьника. Умения коммуникации являются главным средством освоения содержания учебных предметов. Ведь успешность обучения зависит от качества коммуникации участников занятий, от умения ребёнка работать с разными типами текстов (письменными и устными), прежде всего с ними ученику приходится сталкиваться в процессе обучения. Поэтому формирование умений коммуникации, на наш взгляд, должно стать первоочередной задачей.
Во-вторых, эти умения ещё более важными становятся в условиях организации разных видов взаимодействий между учащимися (без чего невозможно сформировать личностные, регулятивные и сами коммуникативные умения). Это требует от субъектов учебного процесса умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других.
К умениям строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми относятся следующие действия:
– определение цели, правил и способов взаимодействия, распределение функции участников;
– работа в паре на основе заданных правил взаимодействия;
– умение находить себе партнера;
– работа в малых группах на основе заданных правил взаимодействия;
– умение допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– умение обосновывать и отстаивать собственную точку зрения;
– умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– умение говорить, не мешая другим (в паре – шёпотом, а в группе – вполголоса);
– умение слушать, не перебивая товарища;
– соблюдение регламента деятельности в паре, группе[7].
Умения коммуникации включают четыре обобщённых умения, или иначе – макроумения:
– слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;
– самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием);
– выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения;
– выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения.
Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному включает следующие действия:
– постановка цели слушания, самоопределение к слушанию;
– концентрирование внимания при слушании;
– выделение в слушаемом тексте понятное и непонятное;
– формулирование вопроса к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание слушаемого текста);
– выделение смысловых частей текста;
– выделение главной мысли (мыслей) текста;
– понимание ситуации общения (цели, мотивы, поступки участников общения) и адекватная реакция,
– извлечение из текста информации, данной в явном виде;
– извлечение из текста информации, данной в неявном виде;
– формулирование вопроса, направленного на обсуждение слушаемого текста;
– высказывание своего мнения относительно слушаемого текста.
Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием) складывается из следующих действий:
– читать с разной скоростью и разными способами в зависимости от задачи (просмотровое, ознакомительное чтение и т. п.);
– ставить перед собой цель чтения;
– выделять в тексте ключевые слова;
– выделять непонятные слова;
– толковать непонятные слова (с помощью словаря, в контексте);
– выделять в тексте понятное и непонятное;
– отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;
– формулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста);
– формулировать вопрос, направленный на обсуждение текста;
– находить в тексте подтверждение предложенного суждения;
– подтверждать свое суждение примерами из текста;
– определять главную мысль (мысли) текста;
– выделять смысловые части текста;
– озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста;
– извлекать из текста информацию, данную в явном виде;
– извлекать из текста информацию, данную в неявном виде;
– формулировать выводы на основе прочитанного;
– выполнять краткий пересказ прочитанного;
– выполнять подробный пересказ прочитанного.
Умение выражать свои мысли в устной форме точно, без искажения включает в себя следующие действия:
– определение объёма высказывания в зависимости от ситуации и цели общения;
– определение границы содержания темы;
– формулирование названия (темы) своего текста чётко, компактно;
– сохранение темы при изложении мыслей;
– сохранение определённого плана при изложении мысли;
– изложение тезисно;
– формулирование выводов из собственного текста;
– подбор к тезисам соответствующих примеров, фактов, аргументов;
– пользование первоисточников;
– подбор соответствующих выразительных средств для изложения мысли.
Умение выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения складывается из следующих действий:
– формулировать название (тему) своего текста чётко, компактно;
– определять границы содержания темы;
– выбирать объём текста в зависимости от ситуации и цели общения;
– составлять разные виды плана (простой, сложный, тезисный);
– придерживаться темы при изложении мыслей;
– придерживаться определённого плана при изложении мысли;
– оформлять мысли тезисно;
– подбирать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;
– обобщать имеющиеся факты, примеры, доказательства и оформлять выводы;
– пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);
– подбирать соответствующие выразительные средства для изложения мысли;
– грамматически правильно связывать слова в предложении, предложения в текст.
Формирование познавательных универсальных учебных действий связано с содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала и возможно в процессе регулярной, распределённой во времени деятельной включённости в специально организованные ситуации (на всех учебных предметах и в рамках внеурочной работы).
Таким образом, в начальной школе формируются все четыре вида универсальных учебных действий.