IV. Изучение нового материала. Сообщение темы и цели урока.
Сообщение темы и цели урока.
У: Сегодня мы будем упражняться в употреблении глаголов в неопределенной форме и научимся писать глаголы в неопределенной форме с суффиксом -ся на конце.
Упражнения на закрепление
Выборочное списывание.
У: А теперь откройте учебники на странице 53 и найдите упражнение 93.
У: Прочитайте глаголы про себя и скажите, в какой форме они даны?
Д: Глаголы даны в неопределенной форме.
У: Прочитайте внизу задание с точкой и самостоятельно выполните его.
2 человека пойду к доске, а остальные выполняют задание у себя в тетради.
У: Проверяем вместе.
У: Х, читай глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?
Д: Веять, печь, стеречь, сеять, смотреть, мыться, таять, стричь, решать, чувствовать, идти.
У: Теперь Х прочитает глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?
Д: Испечь, развеять, сберечь, привести, услышать, рассмотреть, решить.
У: Так ли написано у вас в тетрадях?
У: Хорошо, а теперь прочитаем второе задание с точкой. Будем выполнять его и на доске, и на местах.
У: Ученики с колонки у окна по цепочке будут выделять приставки в глаголах, которые отвечают на вопрос: ЧТО СДЕЛАТЬ?- сов.в.
У: А ученики с колонки у двери будут выделять приставки в глаголах, которые отвечают на вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?- несов.в.
Все остальные в тетрадях.
У: Проверьте, так ли у вас в тетрадях!
2)Расширение знаний о неопределённой форме глаголов. (Наблюдение над правописанием в неопределённой форме возвратных глаголов)
У: Найдите глагол, в котором на конце есть суффикс –ся
У: Давайте хором его произнесем:
М-Ы-[Ц]-А
У: Какой звук мы произносим на месте букв Т,Ь, С? (Подчеркни на доске это сочетание букв)
Д: [ц]
У: Он мягкий или твёрдый?
Д: твёрдый
У: Кто догадался, почему после буквы Т написан Ь?
Д: В неопределённой форме глагола после Т или Ч пишется Ь или И
У: Проверить написание Ь можно с помощью вопроса: Что делать? В вопросе звук [т,] мягкий, значит в глаголе после Т надо писать Ь.
У: Переверните страничку и прочитайте вверху правило про себя. Теперь вслух прочтёт Х1, Х2, Х3 (-3 раза прочитать.)
( Беседа по правилу. Я задаю вопросы, а дети отвечают)
У: Кто может правило повторить?
Д: (Ученик повторяет правило)
Списывание с грамматическим заданием
У: Теперь выполним упражнение под номером 95, по вариантам.
Прочитайте про себя задание. А теперь Х прочтет его вслух.
У: всем ли понятно задание ?
У: Первые два словосочетания составим вместе.
У: Прочитай слова, с которыми надо составить словосочетание.
Д: Вбегать, убегать, дом, зверь.
У: Какие словосочетания получатся из этих слов?
Д:Вбегать в дом - убегать от зверя
У: Запиши их на доске, а вы в тетрадях.
Сделаем разбор словосочетания вбегать в дом. Какое слово в нём главное?
Д: Вбегать
У: Как его обозначим?
Д: Крестиком сверху
У: Какой частью речи оно выражено?
Д: Глаголом
У: На какие вопросы отвечает зависимое слово?
Д: Вбегать (во что? куда?) в дом
У: Какой частью речи оно выражено?
Д: Существительным
У: А какое значение имеет предлог в?
Д: Движение внутрь.
У: Второе словосочетание разберите самостоятельно. Х-на доске, а вы в тетрадях.
У: Проверим. Х-читай, что у тебя получилось.
Д: В словосочетании убегать от зверя главное слово убегать, оно выражено глаголом. Зависимое от зверя, оно выражено существительным. Предлог от имеет значение удаления.
У: 1ый вариант будет составлять словосочетания со словами: одеть-надеть и приступить - уступить.
У: 2ой вариант - со словами: списать - исписать, съездить – изъездить.
У: Проверим, что получилось у 1-го варианта. Читаем пары словосочетаний по цепочке.
Д: Одеть сестренку - надеть тапочки
Приступить к делу – уступить место
У: Проверим, что получилось у 2-го варианта.
Д: Списать с книги – исписать страницу
Съездить в столицу – изъездить всю страну
V. Домашнее задание
У: Дома вам надо будет выполнить упражнение 94. Прочитайте про себя задание. Х - вслух. Все ли понятно?
Устно домашнее задание частично выполнить!!!
VI. Подведение итогов
У: Какую форму глагола мы сегодня изучали?
Д: Мы изучали неопределенную форму глаголов.
У: Что вы знаете о глаголе неопределенной формы?
Д: Отвечает на вопросы что делать? - несовершенный вид
Что сделать? – совершенныйвид
У: Как пишутся глаголы в неопределённой формес суффиксом –ся?
Д: Пишется с мягким знаком после Т.
У: Кому какое упражнение понравилось больше?
У: Какое упражнение было легко выполнять?
У: А какое трудно?