Требования к результатам освоения содержания дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б.2 Б.4

ИНФОРМАТИКА

Рекомендуется для направления подготовки

151900.62 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

Профиль подготовки

Технология машиностроения

Заочная

(форма обучения)

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Псков

Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры «_______________________» протокол №________от __________20 г.

Зав. кафедрой ______________________________

(название кафедры)

_______________________(ФИО)

(подпись)

«________»_____________20 г.

Цели и задачи освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины (модуля):

- сформировать представление об информационной картине мира, об информатике, как комплексной научно-технической дисциплине и ее роли в развитии общества, профессиональной сферы;

- сформировать (развить) готовность у студентов к самостоятельному решению профессионально-ориентированных задач с использованием информационных технологий при активном взаимодействии с глобальным информационным пространством;

- сформировать у студентов готовность нести ответственность за принятые решения в области использования профессионально-ориентированных информационных технологий.

Задачи:

- научить студента ориентироваться в информационных потоках, осуществлять поиск, анализ, оценку профессионально-значимой информации с использованием информационных технологий;

- обучить студента алгоритмам решения типовых и нестандартных задач на основе применения профессионально-ориентированных информационных технологий;

- привить студенту навыки самостоятельного нахождения новых способов, алгоритмов решения задач;

- научить студента оценивать и выбирать необходимые программные продукты и использовать их при решении конкретных задач;

- научить студента решению задач методом математического моделирования с применением численного эксперимента на основе использования специализированного математического пакета и языка программирования высокого уровня.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Информатика» относится к базовой части учебного цикла – Б2 Математический и естественнонаучный цикл.

Предшествующим курсом, на котором непосредственно базируется дисциплина «Информатика» является предмет «Информатика», изучаемый в средней общеобразовательной школе. Вместе с тем курс «Информатика» является основополагающим для изучения следующих дисциплин:

- компьютерная графика;

- геометрическое моделирование;

- технология создания программ и информационные среды;

- программное обеспечение автоматизированного проектирования;

- основы САПР;

- математическое моделирование процессов в машиностроении;

- поиске материалов для рефератов и подготовке докладов;

- курсовом проектировании.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности):

а) общекультурных (ОК):

- способности использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

- способности к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважением к людям, толерантностью к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-15);

- способности понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-16);

- способности применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией(ОК-17);

- способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-18);

б) профессиональных (ПК):

- способности собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технологических процессов изготовления машиностроительной продукции, средств технологического оснащения, автоматизации и управления (ПК-5);

- способности использовать информационные, технические средства при разработке новых технологий и изделий машиностроения (ПК-19).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- понятие информации, информационного общества, количества и объема информации, методы кодирования информации;

- основные требования информационной безопасности;

- правовые аспекты информации;

- понятие информационной технологии, классификацию и назначение информационных технологий;

- методологические принципы использования информационных технологий в решении задач;

- возможности, достоинства, недостатки информационных технологий, используемых в решении повседневных и профессионально-ориентированных задач;

- основные приемы работы с информацией в операционной системе и программных оболочках;

- принципы обработки текстовой, графической, табличной информации с помощью информационных технологий;

- основные приемы работы с информацией в специализированных математических пакетах;

- понятия компьютерной сети, виды, назначение и возможности компьютерных сетей, принципы, протоколы передачи данных в сети;

- основы функционирования глобальных сетей, возможности глобальной сети Internet, приемы работы с информационно-поисковыми системами, электронной почтой, базами данных и пр. с целью поиска, анализа, синтеза, обобщения и классификации информации в области технологических процессов машиностроительных производств; правила сетевого этикета;

- виды компьютерных вирусов и методы защиты от них;

- принципы организации информационной деятельности на основе использования профессионально-ориентированных информационных технологий;

- понятие модели, моделирования, компьютерного моделирования, этапы компьютерного моделирования с применением вычислительного эксперимента;

- основные численные методы и их назначение;

- численные методы решения нелинейных уравнений (анализ и оценка метода в аспекте его применимости к данной задаче; этапы уточнения корней, отделения корней, анализа полученных результатов на адекватность);

- численные методы решения систем линейных алгебраических и нелинейных уравнений (анализ и оценка метода в аспекте его применимости к данной задаче, алгоритм метода, оценка погрешности, уточнение решения, анализа полученных результатов на адекватность)

- суть задачи о приближении функции; понимать идею и знать алгоритм построения интерполяционных многочленов, оценивать погрешность, сходимость;

- основы алгоритмического языка высокого уровня.

Уметь:

- выделять информационный аспект изучаемого объекта, явления, процесса (видеть информационную составляющую решаемой задачи);

- осуществлять декомпозицию задачи на подзадачи;

- строить математическую модель решаемой задачи (подзадачи), осуществлять выбор оптимального метода, строить алгоритм решения задачи;

- выбирать и использовать соответствующий программный продукт при решении задачи (подзадачи), анализировать и оценивать полученные результаты на адекватность;

- принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях в использовании информационных технологий, находить новые способы, алгоритмы решения задач;

- взаимодействовать с другими субъектами на основе использования ИКТ и нести ответственность за свою деятельность;

- создавать и использовать в сети Internet свои гипертекстовые документы;

- осуществлять поиск профессионально-значимой информации с помощью соответствующих информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (сайты организаций, предприятий в России и за рубежом; рассылка по электронной почте; информационно-поисковые системы; базы данных; форумы, чаты и пр.);

- оценивать профессионально-значимую информацию на предмет адекватности, полноты, актуальности, достоверности;

- использовать антивирусные программные средства, программы архивирования и резервного копирования данных;

- использовать текстовые, табличные процессоры, системы управления базами данных для создания и оформления документации;

- использовать в проведении инженерных расчетов возможности специализированного математического пакета;

- использовать возможности языка программирования высокого уровня для реализации алгоритмов решаемых задач;

- оценить свою информационную деятельность (постановка цели, оптимальность выбора средств, методов, способов);

Владеть:

- навыками работы с операционной системой, программными оболочками;

- навыками работы с программными средствами общего назначения (текстовый процессор, табличный процессор, пакет презентационной графики, графический редактор, СУБД);

- приемами решения типовых и нестандартных задач с использованием ИКТ;

- приемами использования в своей информационной деятельности бесплатных услуг и сервисов сети Internet;

- приемами информационного взаимодействия в социальных сетях на основе правил сетевого этикета;

- приемами поиска, анализа, синтеза, оценки профессионально-значимой информации;

- методами и способами создания и размещения в сети Internet Web-страниц (сайтов);

- приемами борьбы с вредоносными программами;

- приемами архивирования, защиты информации.

- навыками решения типовых и нестандартных задач на основе построения математической модели, применения соответствующего численного метода для ее исследования с помощью математического пакета;

- навыками построения алгоритмов различных структур и их реализации с помощью средств языка программирования высокого уровня;

- приемами самоанализа;

- навыками самоконтроля, самоактуализации, самоорганизации, самооценки.

Приобрести опыт деятельности по:

- созданию, структурированию, архивированию файлов и папок на носителе информации при использовании программных оболочек и приложений операционной системы;

- созданию, редактированию, форматированию текстовых документов (рефератов, эссе, домашних заданий, контрольных работ, отчетов по лабораторным работам, презентаций), шаблонов документов и автоматизации их оформления в текстовом процессоре;

- проведению вычислений и графическому представлению результатов решения задачи, представлению и обработке реляционных баз данных в табличном процессоре и с помощью СУБД;

- поиску, корректному анализу, систематизации и структурированию профессионально значимой информации с помощью ИКТ;

- созданию электронных гиперссылочных документов (расписание занятий, успеваемость в университете, результаты выполненной лабораторной работы по дисциплине учебного плана, «Мой факультет», «Предприятия нашего региона» и пр.) и размещению их в глобальной сети при использовании протоколов http, ftp;

- взаимодействию с внешним информационным пространством посредством ИКТ;

- проведению инженерных вычислений на основе построения математической модели и использования численных методов решения уравнений, систем уравнений, задач интерполирования, интегрирования и др. для ее исследования в специализированной математической среде;

- реализации алгоритмов различных структур средствами языка программирования высокого уровня;

- реализации профессионально-ориентированных заданий с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Содержание и структура дисциплины (модуля)

Содержание разделов дисциплины

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
Введение в информатику. Основные понятия. Общие сведения об информатике. Предмет, цели и задачи информатики. Этапы информатизации общества. Информационное общество и информационная культура. Информационные системы и технологии. Правовые аспекты рынка информационных услуг. ДЗ, Р, Э
Понятие информации. Информация. Понятия «информация» и «данные». Формы адекватности информации. Измерение информации. Классификация и кодирование данных. Системы счисления, перевод целых чисел. Способы защиты данных. ДЗ, Т
Технические средства для реализации информационных процессов. Представление данных в компьютере. Принцип работы компьютера. Логические основы построения компьютера. Архитектура IBM – совместимого компьютера, причины успеха компьютеров фирмы IBM на рынке. Основные функциональные характеристики современных компьютеров. Т, Р
Общие сведения о программах для компьютеров, системное программное обеспечение. Общие сведения о программах для компьютеров. Классификация программного обеспечения. Жизненный цикл программного обеспечения. Алгоритм, свойства, способы записи, классификация. Методы проектирования программных продуктов, критерии качества. Системное программное обеспечение. Понятие, назначение и основные функции операционной системы Windows. Особенности интерфейса пользователя Windows. Объекты пользовательского уровня – приложение и документ. Основные операции и правила работы с объектами. ЛР, ДЗ
Вспомогательное программное обеспечение Состав и назначение вспомогательного программного обеспечения. Устройство накопителей на магнитных дисках и логическая структура магнитного диска. Программы для обслуживания носителей данных, программа дефрагментации диска, программа проверки дисков. Программы-архиваторы, принцип архивации и сжатия данных. Сведения и правила использования архиваторов WinRAR. Компьютерные вирусы. Назначение и возможности программ-вирусов. Классификация компьютерных вирусов и путей их проникновения в компьютер. Способы борьбы с компьютерными вирусами. Классификация программ для борьбы с вирусами. Антивирусные программы ЛР, К, Т
         
Продолжение таблицы  
Технология подготовки текстовых документов средствами MS Word. Основные сведения о программах для обработки текстов. Назначение и возможности текстового процессора MS Word. Технология форматирования документа. Технология форматирования таблиц средствами MS Word. Возможности обмена данными в MS Word. Вставка в документ графических объектов, объектов WordArt, формул РК, ДЗ, Т
Компьютерные сети. Основы разработки Web-документов Появление и история развития компьютерных сетей. Централизованная и распределенная обработка данных. Передача данных по сети. Аппаратные и программные средства для передачи данных по сети. Локальные сети. Иерархия компьютерных сетей. Глобальная компьютерная сеть Internet. Адресация компьютеров в сети. Информационный поиск данных в сети Internet. Электронная почта. Р, Т
Технология составления электронных таблиц средствами MS Excel Основные сведения о программах для обработки электронных таблиц. Назначение и возможности табличного процессора MS Excel. Технология редактирования и форматирования электронной таблицы. Графическое представление данных. Ветвления в MS Excel, табулирование функции, статистическая обработка данных, численные методы в MS Excel (решение нелинейных уравнений, систем линейных уравнений). ЛР, решение разноуровневых задач
Системы управления базами данных MS Access Основные понятия и определения. Архитектура баз данных. Классификация моделей данных. Назначение и возможности СУБД MS Access. Проектирование структуры базы данных. Управление данными. ДЗ, Т
Проведение расчетов в среде MathCAD. Понятия «модель», «моделирование», «компьютерное моделирование». Основные понятия среды, структура программ-функций. Реализация алгоритмов различных структур (линейных, разветвляющихся, циклических). Символьные вычисления. Решение уравнений и систем уравнений средствами MathCAD. Интерполирование функции. Численное интегрирование и дифференцирование. ЛР, Т, решение разноуровневых задач, К
Основы программирования в Delphi. Объектно-ориентированное программирование. Среда программирования Delphi. Управление проектом. Компонент, свойство компонента, класс, метод. Правила формирования процедур. События. Типы данных, константы и переменные, описание. Программирование алгоритмов линейной структуры на языке Delphi. Отладка и тестирование программ. Алгоритмы разветвляющейся и циклической структуры. Простые циклы. Простые параметрические и итерационные циклы. Вложенные циклы. Одномерные и двумерные массивы и их реализация в языке программирования Delphi. Численные методы решения нелинейных уравнений, систем линейных уравнений. Численное решение модельных задач в среде Delphi. ЛР, Т, решение разноуровневых задач

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа)

Вид работы Трудоемкость, часов
1 семестр Всего
Общая трудоемкость
Аудиторная работа:
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ) - -
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа:
Реферат (Р)
Эссе (Э)
Самостоятельное изучение разделов
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),
Подготовка и сдача экзамена
Вид итогового контроля (экзамен)

Разделы дисциплины, изучаемые в 1 семестре

№ раз- дела Наименование разделов Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
Л ПЗ ЛР
Введение в информатику. Основные понятия.    
Понятие информации.    
Технические средства для реализации информационных процессов.  
Общие сведения о программах для компьютеров, системное программное обеспечение.    
Вспомогательное программное обеспечение    
Технология подготовки текстовых документов средствами MS Word.      
Компьютерные сети. Основы разработки Web-документов    
Технология составления электронных таблиц средствами MS Excel  
Системы управления базами данных MS Access.      
Проведение расчетов в среде MathCAD.  
Основы программирования в среде Delphi.  
  Итого:  
                     

Лабораторные работы

Наши рекомендации