Законность, правопорядок, общественный порядок
Законность органически связана с правопорядком - следующей фундаментальной категорией правоведения. В энциклопедических изданиях (словарях и др.) порядок толкуется как правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь. Слово «правовой» указывает на то, что порядок образуется в связи с правом и базируется на нем. Следовательно, важнейшей предпосылкой правопорядка надо считать юридические нормы и законность, обеспечивающая претворение правовых предписаний в поведении, деятельности индивидов, организаций. В указанном смысле правопорядок – это практическая сторона права; это право, реализованное в общественных отношениях, которые под воздействием правовых средств приняли правовой характер; это общественные отношения, построенные на началах законности.
В теории права, как правило, предлагаются близкие по содержанию определения правопорядка. В основном их смысл сводится к следующему: правопорядок – система общественных отношений, устанавливаемых в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм и требований законности всеми субъектами права[63]. Иными словами, правопорядок есть состояние правовой упорядоченности, организованности общественной жизни, результат воплощения законности в реальные общественные отношения.
Предельно кратко можно сказать так: правопорядок – система общественных отношений, основанных на нормах права, требованиях законности.
Правопорядок и законность органически связаны, противостоят произволу, нарушению прав и интересов граждан, организаций, используются в одном смысловом ряду. Вместе с тем эти понятия не совпадают, соотносятся как цель и средство. При этом в качестве цели следует рассматривать правопорядок, а средства - законность. Имеется в виду то, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами. Незаконные способы его поддержания не допустимы, поскольку противоречат природе правопорядка как порядка, основанного на принципах законности.
Как видим, свойства и принципы права, выраженные в режиме законности в виде ее принципов (требований) материализуются, воплощаются на уровне правопорядка. Речь идет о их «преломлении» в системе реальных правовых отношений, в актах реализации субъективных прав и обязанностей. Следовательно, правопорядок формируется в результате практической реализации правовых норм индивидами, организациями, т.е. посредством их правомерного поведения.
Итак, законность – принципы (требования), нацеленные на то, чтобы субъекты права точно и неуклонно осуществляли предписания норм права в своем поведении и деятельности. Когда эти принципы (требования) реализуются на практике, то в обществе складывается правопорядок. Правопорядок с этой точки зрения есть «реализованная законность».
Правопорядку, как комплексному образованию, свойственны следующие особенности:
1. Правопорядок – результат действия права, законности, система общественных отношений, отличающихся состоянием упорядоченности, организованности.
2. Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов права (индивидов, организаций), надлежащая реализация ими и предоставленных прав, и исполнение возложенных юридических обязанностей.
3. Правопорядок выражается в системе правоотношений; по сути, - это порядок отношений, основанных на законности.
4. Правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений посредством использования правовых, организационных и иных средств.
5. Правопорядок по значимости замыкает цепь основных правовых явлений: право – правоотношения, правомерное поведение, законность, базируется на них, представляет необходимую организованность общественной жизни.
6. Правопорядок включает: 1) порядок публично-правовых отношений, подчиняющий деятельность государства, государственных органов и должностных лиц предписаниям права и принципам законности; 2) порядок частноправовых отношений (в экономической, социально-культурной сферах), складывающийся в результате формирования рыночных отношений, самостоятельной активности автономных субъектов – представителей бизнеса и др.
7. Правопорядок как составная часть общества характеризуется теми тенденциями, которые свойственны всей социальной системе (кризисное состояние общества, так или иначе, сказывается на состоянии правопорядка).
По видам (в учебных целях) можно различать правопорядок по следующим основаниям:
1) по территориальному принципу на правопорядок всего общества; правопорядок субъектов федерации;
2) по правовому охвату на общеправовой и отраслевой;
3) по отраслям права на конституционный, административный, финансовый, уголовно-правовой и т.д.
Соответственно, структура правопорядкаозначает единство и дифференциацию общественных отношений, урегулированных правом. Как видим, правопорядок включает конституционные, административные, финансовые, гражданско-правовые, трудовые и иные виды отношений, урегулированные нормами различных отраслей права.
Понятие «правопорядок» разграничивается еще в одном аспекте: выделяют существующий правопорядок, т.е. фактическое состояние общественных отношений, урегулированных правом, основанных на принципах законности, и идеал правопорядка, который является целью правового регулирования, может сложиться в перспективе. Этому способствуют такие факторы, как дальнейшее развитие демократии, совершенствование законодательства, формирование правового государства и др.
В заключение отметим: современный правопорядок как результат действия российского права являет собой новый феномен социальной реальности. Годы, прошедшие с момента принятия Конституции РФ 1993г., отчетливо выявили тенденции «преломления» в правопорядке обновленного правового регулирования в экономической, социальной, политической, информационной и иных сферах жизнедеятельности общества.
Общественный порядок – это порядок общественных отношений, складывающийся в результате действия всех социальных норм, т. е. норм права, морали, а также обычаев, корпоративных норм. Это определение наиболее часто приводится в юридической литературе[64].
С позиции широкого подхода раскрываются более содержательные параметры рассматриваемого понятия. Общественный порядок трактуется как определенное качество (свойство) системы общественных отношений. Смысл такого свойства состоит в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни. Этим предопределяется беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их общественных интересов, общественное и личное спокойствие»[65].
Общественный порядок, следовательно, – многоаспектное, многоуровневое понятие и представляет собою урегулированность общественных отношений на основе действующих в обществе социальных норм.
Правопорядок – одна из основных составных частей общественного порядка. Поскольку право регулирует наиболее существенные общественные отношения, постольку и правопорядок составляет ядро, сердцевину общественного порядка. С этой точки зрения понятие «общественный порядок» более объемное, более широкое в сравнении с правопорядком.
Общественный порядок, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Этот порядок, как отмечалось ранее, есть результат действия не только правовых, но и иных социальных норм. Следовательно, не всякое нарушение таких норм, например, норм общественных организаций, есть нарушение законности и правопорядка. Вместе с тем, любое нарушение правопорядка есть нарушение общественного порядка.
В юридической, литературе утверждается, что понятие «общественный порядок» можно рассматривать в «широком» и «узком» смыслах. По-видимому, для этого есть основания. В первом значении имеется в виду упорядоченность общественных отношений социальными нормами, т.е. определенная согласованность общественной жизни. Под общественным порядком во втором (узком) значении понимается охрана личности и прав граждан, нравственности и общественного спокойствия в быту и общественных местах[66].
Такой подход обоснован, служит решению практических задач правоохранительными органами. Речь идет об уголовно-правовой и административно-правовой обеспеченности порядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, аэропортах, в культурно-зрелищных заведениях и др.
Как видно, общественный порядок, сопряженный с обеспечением нормальных условий для труда и отдыха граждан, для деятельности организаций, поддерживается мерами государственно-принудительного воздействия. Так, ст. 213 УК Российской Федерации предусматривает ответственность за хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка. Норма, содержащаяся в ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривает ответственность за мелкие хулиганские действия, действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.
Следовательно, общественный порядок в узком (специальном) смысле включает лишь ту часть общественных отношений, которая складывается в названной выше сфере жизни общества. О таком понимании общественного порядка (узкий смысл) говорится в нормативных правовых актах, определяющих формы и методы деятельности органов внутренних дел[67].
Сказанное выше концентрирует внимание на особой роли законности и правопорядка для общества в целом. Как видим, они выступают в качестве предпосылок упорядоченности отношений в обществе, необходимых элементов демократии, существенно влияют на степень свободы личности, реальности ее прав и свобод.
Гарантии законности
Принципы законности при всей значимости не претворяются в правовой действительности автоматически. Для их практической реализации необходимы и определенные условия, и специальные юридические средства, в совокупности своей обеспечивающие режим законности[68]. Имеются в виду гарантии законности, под которыми понимаются общие условия и специально-юридические средства, предназначенные для ее обеспечения.
Общие гарантииили условия законности – реально существующие в обществе возможности, которые способствуют практическому воплощению принципов законности. Действительно, состояние законности во многом определяется экономическими, политическими, социальными и духовно-культурными факторами.
Экономические гарантии (условия) законности.К ним относят характер экономического строя в стране, отношения, связанные с производством и распределением материальных благ. Применительно к современной России к числу экономических гарантий законности можно отнести законодательное закрепление многообразия различных форм собственности и многоукладности экономики; проведение антимонопольной политики; использование антикризисных средств; формальное равенство государства и субъектов, осуществляющих частнопредпринимательскую деятельность в сфере хозяйственных отношений; преобразование предприятий, изменения в них структур и стиля производственной деятельности с учетом новых экономических реалий; восстановление объема производства, производительности труда и т.д.
Политические гарантии (условия) законности.К таковым относятся политическая стабильность общества, демократический политический режим, плюралистическая демократия, в условиях которой утверждается свобода средств массовой информации, свобода слова и собраний; сильная государственная власть, способная обеспечить социальную защищенность общества, эффективную борьбу с преступностью, бюрократизмом, коррупцией и другими антиобщественными явлениями. В этом плане также существенны формирование государственной власти путем свободных, альтернативных выборов; официальный статус политической оппозиции; развитая многопартийная система, исключающая политическую монополию, господство одной идеологии и т.д.
Социальные гарантии (условия) законности.Имеются в виду материальная защищенность личности со стороны государства, доступная стоимость жизни; обеспечение занятости населения; наличие развитой системы социальных услуг; защита безработных; поддержка нуждающихся в защите иных категорий граждан – детей, матерей, студентов, пенсионеров и т.д.; иные социальные условия. Действующий в современной России юридический механизм защиты социальных прав и законных интересов граждан находится в состоянии систематического совершенствования в связи с кризисным состоянием общества, ростом безработицы и др.
Духовно-культурные гарантии (условия) законности.По-видимому, образовательный и культурный уровень человека, его способность понимать политико-правовой мир, соответствующим образом вести себя в сфере действия права – существенные факторы в исполнении и предписании законов, а, стало быть, имеют прямое отношение к законности.
Краткая характеристика общих гарантий (условий) законности в современной России подтверждает то, что результаты действия права связаны с многими социальными факторами, которые необходимо учитывать и в правотворческой, и в правоприменительной деятельности.
Вместе с тем необходимо иметь в виду следующее: общие гарантии (условия) законности не могут непосредственно обеспечить надлежащее использование предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, устранить возможные препятствия на этом пути, возникшие конфликты. В этой связи следует говорить о специальных средствах законности - юридических и организационных, предназначенных исключительно для обеспечения законности.
Юридические (специальные) гарантии – это специальные правовые средства, приемы, посредством использования которых обеспечивается законность.
Соответственно, прежде всего, обратим внимание на конституционные юридические гарантии, значение которых («удельный вес») определяется содержанием самой Конституции. В их числе выделяется следующие: право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45); гарантированная каждому судебная защита его прав и свобод (ст. 46); предусмотренное Конституцией РФ право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами (ст. 53); положение о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность обратной силы не имеет (ст. 54); запрет издавать законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55); гарантии правосудия; презумпция невиновности (ст. 49); право каждого задержанного, заключенного под стражу, пользоваться помощью адвоката (ст. 48); запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50); недействительность незаконно полученных доказательств; право на пересмотр приговора и др.[69]
В научной и учебной литературе юридические гарантии, как правило, рассматриваются с позиции правоприменительной практики. В этой связи в их числе выделяют:
а) меры предупреждения правонарушений, к которым относятся: информирование правоохранительных и иных органов о готовящихся правонарушениях, проверка соблюдения правил хранения оружия, досмотр багажа в аэропорту, груза при пересечении границы, усиление охраны объектов возможных преступных посягательств, обеспечение паспортного режима и т.д. Названные меры носят отчетливую профилактическую, предупредительную направленность;
б) меры пресечения правонарушений, направленные на исключение возможности продолжения противоправных деяний (задержание, обыск, подписка о невыезде, изъятие средств осуществления возможного правонарушения, например, поддельных печатей, приостановка работ цеха, предприятия и др. в связи с грубым нарушением противопожарных, либо иных правил, удаление нарушителей порядка из зала суда и т.д.).
в) меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений - восстановление на работе незаконно уволенного, возложение обязанности по опровержению сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию определенного лица, принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.;
г) юридическая ответственность - важное и необходимое средство обеспечения законности. По сути, - это наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Представление людей и возможной реализации мер юридической ответственности – существенный сдерживающий фактор, побуждающий к правомерному поведению;
д) процессуальные меры направлены на обеспечение нормального производства по юридическим делам (уголовным и др.). Это – принудительный привод в суд, выемка документов, освидетельствование и др.). Они призваны обеспечить эффективность расследования дел о правонарушениях, рассмотрение этих и иных дел компетентными государственными органами.
Организационные гарантии (средства) обеспечения законности. К ним относятся различные мероприятия по созданию специальных подразделений по борьбе с правонарушениями (организованной преступностью, наркобизнесом, терроризмом и т.п.), по обеспечению необходимых условий для успешной работы юрисдикционных и правоохранительных органов (усиление их кадрового состава и др.). Здесь же следует назвать осуществление надзора и контроля за состоянием законности (прокуратура, Счетная палата РФ, ревизионные контролирующие органы и др.), деятельность Уполномоченного по правам человека РФ.
Все названные условия и средства должны действовать в комплексе единой системы гарантий законности.