Тема 19. Законность, правопорядок и общественный порядок

По­ня­тие и прин­ци­пы за­кон­но­сти

Принцип законности является общим правовым основанием применения мер государственного принуждения к лицам, укло­няющимся от исполнения и соблюдения действующих норм права. Этот принцип понимается, прежде всего, как требование государства неукоснительно исполнять устанавливаемые им за­коны и иные нормативно-правовые акты. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы мест­ного самоуправления, должностные лица, граждане и их объе­динения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Все компоненты правового регулирования, обладающие свойством общеобязательности, подлежат неукоснительному исполнению в фактической деятельности, на уровне конкретных отношений. Следовательно, нормативно-правовую базу закон­ности составляют не только законы, а вся совокупность дейст­вующих в обществе норм права и основанных на них правоприменительных актов. Иначе оказывалось бы, что правоприменительные акты можно не исполнять, а меры государственного принуждения к их нарушителям можно игнорировать, считая их голым произволом, нарушением Конституции.

Однако Конституция не ограничивает законность исполне­нием законов. Буквальное толкование в данном случае искажает смысл Конституции. Термин «закон» применен в широком смысле как вся совокупность нормативно-правовых актов. Ина­че это положение вступало бы в противоречие с нормами Кон­ституции РФ, наделяющими Президента РФ и Правительство РФ правом издавать правовые акты, обязательные для исполне­ния на всей территорий РФ.

Законность как всеобщее требование неукоснительного со­блюдения и исполнения действующего права последовательно распространяется на все сферы правовой деятельности государ­ства и членов гражданского общества и образует особый обще­ственно-политический режим. Содержание этого режима при­менительно к отдельным сферам правовой деятельности можно охарактеризовать следующим образом.

1. Законность является важнейшим принципом правотворческой деятельности государственных органов. Ее последователь­ное проведение означает, что правотворческие органы прини­мают нормативно-правовые акты в пределах своей компетен­ции, с осуществлением установленных законом или иным нор­мативно-правовым актом правотворческих процедур и в уста­новленной форме. Принимаемые нормативно-правовые акты последовательно согласуются с Конституцией и федеральными законами.

2. На стадии правоприменения, реализации норм права принцип законности означает строгое следование государствен­ных органов и должностных лиц действующим законам, иным нормативно-правовым актам, которыми закреплена их компе­тенция, порядок разрешения дел и пересмотра актов примене­ния права, вступивших в законную силу.

3. В сфере государственного принуждения законность озна­чает активную деятельность органов государства и должност­ных лиц по решительному пресечению любых нарушений зако­на, от кого бы они ни исходили, и восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, иных лиц, а также принятие иных мер, способствующих реализации норм права в конкретных право­отношениях. Правоохранительная деятельность включает в себя правоприменение, осуществляемое в соответствии с вышеизло­женными требованиями законности.

4. В сфере реализации права гражданами и их коллективны­ми образованиями законность проявляется в неукоснительном следовании членов гражданского общества действующему пра­ву. Это следование проявляется в их действиях и поступках, осуществляемых в пределах предоставленных правомочий либо обеспечивающих надлежащие исполнение обязанностей, преду­смотренных законом, иными нормативно-правовыми актами либо договором.

Таким образом, всеобщий принцип законности в отдельных сферах правовой деятельности общества и государства конкре­тизируется различным образом с учетом специфики правового статуса субъектов. Однако многообразие форм проявления все­общего в отдельном не должно вести к утрате основного свой­ства законности - единообразного понимания и применения всеми государственными органами и должностными лицами федеральных законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории Российской Федерации, а нормативно-правовых актов субъектов РФ - на территории этого субъекта.

Таким образом, законность представляет собой политико-правовой режим деятельности гражданского общества и государ­ства, в котором органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица единообразно понимают и применяют действующие в обществе законы и иные нормативно-правовые акты, а также неукоснительно исполняют и соблюдают ид наряду с гражданами и их объединениями.

Пра­во­по­ря­док и общественный порядок,

их и со­от­но­ше­ние с за­кон­но­стью

Правомерное поведение граждан в своей совокупности, сис­теме образует новое правовое явление - правовой порядок. Эта система отношений складывается на основе и в соответствии с нормами права, является такой, какой ее желало видеть госу­дарство, его органы, принимая законы и иные нормативно-правовые акты.

Если содержание правопорядка образуют правовые отноше­ния, то действующие нормы права образуют его нормативную основу. Правопорядок предстает как совокупный итоговый результат действия механизма правового регулирования, его двух компонентов - механизма правотворчества и механизма реали­зации норм права. Поскольку не все принятые нормы права реализуются в конкретных правоотношениях, то правопорядок является надежным критерием способности государства осозна­вать специфику конкретно-исторических условий существова­ния общества, его потребности и интересы и осуществлять эф­фективное регулирование общественных отношений. При этом в правопорядке надлежит выделять три основных компонента: правопорядок в сфере правотворчества, правопорядок в сфере деятельности органов исполнительной власти и правопорядок в сфере частного права.

Правопорядок в сфере правотворческой деятельности госу­дарства закладывает основы правопорядка в обществе. Не мо­жет быть порядка там, где правотворчество осуществляется произвольно, без возведения этой важнейшей деятельности в строго установленные Конституцией и законом рамки. Юридической основой правопорядка, следовательно, высту­пают не любые общеобязательные властные веления государст­ва, а лишь нормы, правильно отражающие происходящие в об­ществе процессы, явления и способствующие прогрессивному развитию общества, созданию необходимых условий для реали­зации прав и свобод граждан

Не могут входить в нормативную основу правопорядка и нормы права, принятые с нарушением правил правотворческой деятельности. Во всех случаях, когда государственный орган не соблюдает закрепленный Конституцией РФ, иными нормативно-правовыми актами порядок правотворчества, будь то приня­тие акта по вопросам, выходящим за пределы его нормотворческой компетенции или нарушение какой-либо необходимой правотворческой процедуры, его действия являются разновид­ностью правонарушений. Также правотворческие действия и созданный ими результат лежат за пределами правопорядка и его правовой основы.

Таким образом, правопорядок в сфере правотворческой дея­тельности образуют отношения в процессе подготовки и приня­тия нормативно-правых актов, соответствующих Конституции РФ и федеральным законам и исключающих подмену норм пра­ва государственным произволом.

Правопорядок в сфере деятельности органов исполнительной власти и суда представляет собой систему общественных отно­шений, которая складывается в процессе исполнения названны­ми органами законов и иных нормативно-правовых актов.

Таким образом, правопорядок представляет собой систему правоотношений, обеспечивающих подготовку и принятие норм права, соответствующих конституции страны, ее законам и ис­ключающим подмену норм права государственным произволом, а также систему правоотношении, которая возникает и развивается в строгом соответствии с нормами нрава и обеспечивает реализа­цию целен правого регулирования.

Правопорядок соотносится с двумя явлениями: с общественным по­рядком и законностью. Общественный порядок представляет собой систе­му общественных отношений, которая складывается под воздействием всех социальных норм: обычаев, традиций, морали, религиозных устано­вок, корпоративных предписаний и правовых норм. Правопорядок - это часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка.

Правопорядок в узком смысле рассматривается как порядок в обществен­ных местах. Подобное понимание правопорядка связано с охраной обще­ственного порядка правовыми средствами и служит практической цели поддержания порядка в публичных местах. В широком смысле правопорядок представляет собой реализованную законность, ибо правовая упорядочен­ность общественных отношений предполагает повсеместную и всесторон­нюю реализацию правовых норм. Как таковой правопорядок выступает в виде упорядоченной системы» всех правоотношении: конституционных, административных, гражданско-правовых и других правовых связей.

Вместе с тем правопорядок и законность - не тождественные понятия: они соотносятся между собой как цель и средство. Это означает, что пра­вопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами. Незакон­ные методы поддержания порядка разрушают его изнутри, так как проти­воречат юридической природе правопорядка как порядка законного.

Там, где порядок в обществе держится только на узаконенной силе, выдаваемой за право, правовой порядок отсутствует, его место занимает законопорядок - суррогат правопорядка. Законопорядок находит свою опору не в правосознании граждан, а в законопослушании, основу кото­рого составляют негативные санкции закона.

Подлинный правопорядок тесно связан со свободой личности. В этом смысле правовой порядок представляет собой систему отношений, при которой существует признание личности государством и признание лич­ностью предписаний государства в качестве правовых установлении, ко­торые подлежат реализации.

Га­ран­тии за­кон­но­сти и пра­во­по­ряд­ка

Под требованиями законности понимаются принципиальные положе­ния правовой жизни общества, которые выражают содержание законно­сти и одновременно являются ее принципами.

Традиционно к требованиям законности относят всеобщность закон­ности, верховенство закона, единство законности и целесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость ответственности и кон­троль за реализацией законов.

Всеобщность законности. Это требование означает равенство всех пе­ред законом независимо от социального положения, благосостояния, национальности и других признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа обеспечивает права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.

Единство законности. Это требование означает, что законы имеют одинаковую силу на территории всего государства. Законность не может быть калужской или казанской. Она должна быть единой всероссийской. Проявление местничества представляет собой отступление от законно­сти.

Верховенство закона. Это требование означает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основными регуляторами об­щественных отношений. Все другие нормативные акты являются подза­конными и принимаются на основе и во исполнение законов. Этот принцип направлен против создания ведомственных нормативных ак­тов, не соответствующих законам, и самочинных распоряжений должно­стных лиц.

Единство законности и целесообразности. Это требование означает не­допустимость отступления от предписания закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообраз­ность заключается в неукоснительной реализации требований законов.

Неразрывная связь законности с культурой состоит в том, что закон­ность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законно­сти, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реализации.

Неотвратимость ответственности. Этот принцип означает, что ук­репление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежно­стью наказания. На практике реализация этого требования должна про­являться в повышении раскрываемости преступлений и своевременном рассмотрении административных, уголовных и гражданских дел.

Контроль за реализацией законов. Выполнение этого требования за­ключается в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в форме прокурорского и конституционного надзора, ибо бесконтроль­ность во многих случаях порождает беззаконие.

Гарантиями законности являются объективные и субъективные фак­торы, которые создают прочную основу точной и неуклонной реализа­ции законов всеми субъектами права.

Социально-экономическими гарантиями законности являются высокий уровень и стабильность экономики, многообразие форм собственности, устранение монополизма, отсутствие социальных кризисов, высокий уро­вень социальной защищенности и материального обеспечения граждан.

Политические гарантии заключаются в укреплении демократизма го­сударственного и общественного строя, расширении гласности и обще­ственного контроля за деятельностью администрации всех уровней, формировании и развитии открытой политической системы.

Идеологические гарантии включают в себя формирование, развитие и укрепление идеологии, рассматривающей человека в качестве высшей ценности общества, а гражданина - в качестве высшей ценности госу­дарства.

Юридические гарантии заключаются в совершенствовании норматив­ной базы, разделении властей, своевременном предотвращении, преду­преждении и пресечении правонарушений, обеспечении прав личности законными средствами.

Общественные гарантии включают в себя высокий уровень правового сознания и правовой культуры общества, нетерпимость к нарушениям законов, активность общественных организаций и массовых правоза­щитных движений.

Наши рекомендации