Законность, правопорядок и общественный порядок.

Законность может быть определенна как точное и неуклонное осуществление (соблюдение, исполнение, использование) нормативных положений Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов всеми органами государства, учреждениями, организациями, общественными образованиями, должностными лицами и гражданами.

Правопорядок - это фактическое состояние упорядоченности обще­ственных отношений, складывающееся в результате реализации правовых норм. Говоря иначе, - это система общественных отношений, основанных на нормах права. Правопорядок, следовательно, является результатом со­блюдения законности.

Основой правопорядка является право, а условие его достижения выступает законность.

Поскольку социальным назначением права является регулирование общественных отношений, обеспечение их государственной упорядочности, то правопорядок может рассматриваться и как цель такого регулирования, и как его итог, т.е. регулярно достигнутая правовая урегулированность общественных отношений. Реализация правовых предписаний, соблюдение законности и в конечно счёте обеспечение правопорядка, охрана его от нарушений обеспечиваются государством. Не случайно одной из функций государства является правопорядок.

Правопорядок является важнейшей составной частью более широкого социального явления - общественного порядка. В отличие от правопорядка общественный порядок формируется под воздействием не только правовых, но и других социальных норм (обычаев, норм морали, корпоративных норм и др.). Следовательно, общественный порядок означает такое состояние урегулированности общественных отношений, при котором они соответству­ют требованиям всех социальных норм.

Существует понимание общественного порядка в широком и в узком смыслах.

В широком (можно сказать - в научном) его понимании обществен­ный порядок охватывает все общественные отношения, регулируемые со­циальными нормами.

В узком же смысле общественный порядок понимают как порядок отношений, складывающийся только в общественных местах (на улицах, в парках, кинотеатрах, на дискотеках и т.п.). Такая его трактовка связана с административно-правовой и уголовно-правовой охраной порядка в общественных местах.

69. Права человека: понятие и содержание.

Юридическая связь между личностью и государством находит выраже­ние в правовом статусе личности, под которым понимается совокупность прав, свобод и обязанностей человека, закрепленных в нормативных право­вых актах определенного государства.

В соответствии с тем, что личность может рассматриваться в общечело­веческом аспекте, в плане принадлежности к определенному государству, к известной социальной группе и как отдельный индивид, права и обязаннос­ти личности могут подразделяться на права и обязанности человека, граж­данина (подданного), а также члена определенной социальной группы и кон­кретного индивида.

Следовательно, и объем прав и обязанностей в этих случаях может быть неодинаковым. Обычно граждане государства обладают ими в большем объе­ме, чем лица, не являющиеся гражданами. Правовой статус личности является определяющим показателем демок­ратичности соответствующего общества, государства, их правовой систе­мы. Однако при всех условиях формирования правового статуса личности любого государства (особенно если оно претендует на название правового) необходимо в максимально возможной степени учитывать выра­ботанный мировым сообществом исходный базовый уровень прав и свобод человека, т.е. отвечать международным стандартам. Как известно, такие стан­дарты закреплены в ряде международно-правовых актов, это, прежде всего принятые Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщая декларация прав чело­века (10 декабря 1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культур­ных правах (16 декабря 1966 г.) и два факультативных протокола к пакту о гражданских и политических правах. Они в совокупности получили назва­ние Международного билля о правах человека. Следует также упомянуть Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Евро­пейскую социальную хартию, Заключительный акт Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе и др. Основные права и свободы, изло­женные в актах ООН, распространяются на всех людей планеты. Они имеют приоритет над внутренним законодательством стран-участников, и их граж­дане имеют право в установленном порядке обращаться за защитой своих прав в специальный Комитет по правам человека при ООН. Наряду с орга­нами ООН действует и Европейская система защиты прав человека.

Зависимость правового статуса личности от ее фактического обществен­ного положения обусловливает необходимость его рассмотрения на раз­личных социальных уровнях. Права, свободы и обязанности, относящиеся ко всем гражданам, т.е. носящие всеобщий характер, рассматриваются в юридической литературе как общий правовой статус гражданина. Юриди­ческие же права и обязанности, касающиеся определенных слоев, групп, коллективов граждан, т.е. связанные с выполнением ими определенных социальных ролей и юридически их оформляющие, составляют особые (специальные) правовые статусы (сотрудника ОВД, судьи, студента, пен­сионера и т.д.).

Наши рекомендации