Политическая система: понятие, основные черты, типы
Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и других социальных норм совокупность институтов, с помощью которых осуществляется политическая власть и политическая жизнь общества. Она является целостной совокупностью политических институтов, отношений, процессов, принципов политической организации общества, связанных с историческими традициями и ценностями существующего политического режима. В соответствии с теорией системного анализа, любая система, в том числе политическая, состоит из многих частей, эти части составляют единое целое, система имеет границы.[97]Границы политической системы могут сужаться или расширяться, например, в период выборов. «Все органы и организации, принимающие участие в политической жизни страны, в научной юридической и философской литературе принято называть структурными элементами политической системы общества. Применительно к России – это институт президентства, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, местные государственные органы, все существующие в стране политические партии и политические движения, профсоюзные, молодежные, женские и другие общественные организации».[98]
Системный подход в политологии впервые был применен Д.Истоном, который определяет политическую систему как различные взаимодействия, с помощью которых распределяются легитимно политические ценности, предотвращая социальные конфликты. Политическая система не только должна распределять ценности, но и придавать такому распределению общеобязательный характер. Сторонник структурно-функционального подхода в политологии, Г.Алмонд, определяет политическую систему как присущую всем обществам систему взаимодействия, выполняющую функции интеграции и адаптации с помощью применения (угрозы применения) легитимного принуждения. «Политическая система, по его мнению, является легитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе. Это узаконенная сила, пронизывающая все «входящие» и «исходящие» факторы общества и придающая ему особые свойства и смысл, обеспечивающая его сплоченность как системы».[99]
Политическая система является универсальной управляющей системой, упорядочивающей отношения между государством и обществом, между различными субъектами политической деятельности. Политика является сферой взаимодействия людей в связи с их участием в деятельности политических структур, в принятии политических решений по поводу организации и осуществления государственной власти. Политическая система является организацией политической власти, она опосредует отношения между обществом и государством, характеризует уровень политического развития и политического участия. В исследовании политической системы преобладает многовариантность ее толкования. Главное внимание при всех существующих подходах уделяется институциональному, регулятивному и коммуникативному аспектам существования политической системы. Каждый из элементов политической системы органически связан с другими элементами.
Политическая система призвана вырабатывать политические цели, обеспечивать интеграцию общества на основе выражения интересов избирателей, регулировать режим социально-политической деятельности в обществе, осуществлять целостное управленческое воздействие на общественные процессы и политическую социализацию путем приобщения общества к политической деятельности. Устанавливаются прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением.
Политическая система является совокупностью взаимодействующих подсистем: институциональной, информационно-коммуникативной, нормативно-регулятивной. Г.Алмонд указывал, что все системы выполняют два базовых набора функций: «ввода» и «вывода». К функциям «ввода» относятся: политическая социализация и привлечение к участию, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. К функциям «вывода» относятся: разработка норм-законов, применение норм, контроль за соблюдением норм. При этом функции «ввода» осуществляются преимущественно неправительственными подсистемами, а функции «вывода» являются прерогативой правительства.[100] Алмонд обратил внимание на то, что политическая система способна не только артикулировать интересы, но их агрегировать, т.е. превращать требования в альтернативы государственной политики.
По субъектам различают политику государства, партий, политических общественных организаций. По объектам (сферам деятельности) выделяют политику внутреннюю, внешнюю, социальную, национальную и др. В зависимости от способов осуществления политика может быть демократической или антидемократической. Политическая власть является особым типом власти, а государственная власть выступает как разновидность политической власти. В тоже время государственная власть обеспечивает организацию всей политической системы, согласование всех ее внутренних элементов. Любая политическая система имеет свою социальную базу, этому способствует и активная деятельность политических партий и общественных организаций.
Политическая система является также упорядоченной структурой государственных органов и политических организаций, действующих в соответствии с ее нормативной основой. Она представляет собой не только совокупность определенных институтов и учреждений, но и политическую культуру, ценности, деятельность, принципы и др. Все субъекты политической системы занимаются реализацией политических функций государства.
Алмонд рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях, что дает возможность сравнивать различные типы политических систем. Первый уровень – возможности (экстрактивные, регулирующие, распределительные, реагирующие, символизирующие). Второй уровень функционирования – конверсивный процесс (способы превращения входящих факторов в исходящие), показывающий как происходят процессы на уровнях политической системы, например, как формируются требования или как они контролируются и регулируются. Под третьим уровнем функционирования политической системы понимаются функции поддержания модели и адаптации (процессы социализации и рекрутирования).
Как целостная система она зависит от социально-экономической основы общества. На ее содержание определяющее влияние оказывает политика, но в определенном значении политическая система отличается структурной самостоятельностью. Структурным элементом политической системы является политическая организация общества, в состав которой входят государство, политические партии, общественные организации и другие субъекты, принимающие участие в политической деятельности. Политическая система в широком смысле кроме политических институтов включает в себя политические традиции, ценности, политическую культуру и др.
Нормативная основа политической системы включает в себя: правовые нормы, регулирующие политическую деятельность, корпоративные нормы (нормы различных партий и организаций), политические обычаи и традиции, политические ценности и этикет.
Различают следующие типы политических систем:
- по характеру взаимоотношений с внешней средой выделяют открытые (активно обмениваются ресурсами) и закрытые (консервативные);
- по политическому режиму – демократические, авторитарные и тоталитарные;
- с точки зрения классового похода выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические и другие политические системы;
- по содержанию и формам управления различают либерально-демократические, авторитарно-радикальные, авторитарно-консервативные, традиционные, популистские политические системы;
- по типу политической культуры и разделению политических ролей принято выделять: англо-американскую, европейско-континентальную, доиндустриальную и тоталитарную политические системы.
По классификации Ж.Блонделя (по содержанию и формам управления) выделяются следующие политические системы: либерально-демократические, авторитарно-консервативные, коммунистические, популистские, традиционные. В связи с классовым подходом выделяют рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую политические системы. Особое признание в науке имеет классификация политических систем Г.Алмонда, который различал четыре типа политических систем: англо-американскую (основана на высокой степени разделения политических ролей и функций, функционирующая в рамках однородной культуры), европейско-континентальная (характеризуется расколотостью политической культуры, но не в масштабах общества, а в масштабах класса, группы, партии), доиндустриальные и частично индустриальные политические системы (со смешанной политической культурой, состоящей из местных политических субкультур), тоталитарные политические системы (функционируют на основе приоритета классовых, национальных и других ценностей).[101]В настоящее время в России функционирует «авторитарная плюралистическая система»[102], сочетающая силу, авторитет власти и различные свободы, выборы, референдумы, многопартийность и другие формы свободного политического участия.
К основным функциям политической системы относятся функция политической социализации, адаптации к окружающей среде, реагирования, распределительная, регулирующая и др. Выделяются распределительные, регулировочные, коммуникативные требования. Основными объектами поддержки являются политический режим, власть и политическое сообщество. Ответы политической системы связаны с ее реакцией – «выходом»: политические решения и политические действия. [103]Таким образом, к определению политической системы общества применяются конкретно-исторический, институциональный, сущностный и системный подходы.