Понятие «политическая элита», ее характерные черты, структура, основные функции в обществе.

Элита - это группа людей, имеющих высокое положение в об-ве, обладающих престижем, властью, богатством, активных в политической и иных сферах деятельности. От лат. “eligere” (отбирать) и франц. “elite” (отборный).

Сущ. 2 важных момента. I) Понятия “политическая” и “властвующая” элита не равнозначны. Властв. элита вкл. разные группы, непосредственно или опосредованно участвующие во властных процессах. Сюда входят политич., экономич., военная и идеологическая и др. элиты. Полит. элита – это часть властвующей элиты. II) В отл. от других групп, составляющих властвующую элиту, полит. элита непосредственно участвует в осуществлении полит. власти.

Политич. элита – это определенная группа, слой об-ва, кот. концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляя обществом. В основном это профес. политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Полит. элиту отождествляют с полит. руководством, упраляющими структурами, центрами принятия решений. Полит. элита современных государств представлена монархами, президентами, вице-презид., премьер-министр., руковод-и законодательных и исполнительных органов и др.

Критерием для выделения основных видов полит. элиты явл. объем выполняемы функций. на основе этого различают высшую, среднюю и административную элиту. высшая полит. элита вкл. ведущих оолит. руководителей, тех, кто занимает высокие посты в закон., исполнит. и судебной власти. Средний слой формируется из огромного кол-ва выборных должностных лиц. администр. элита (бюрократическая) – это высший слой гос . служащих, занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и др. органах гос. управления.

Основные механизмы формирование политической элиты. На основе сравнительного анализа покажите сильные и слабые стороны механизмов.

Существует две тенденции в формировании и воспроизводстве политических элит. Для первой тенденции характерна закрытость механизма формирования политической элиты: социальная база ее формирования очень узкая; как правило, приток происходит за счет лиц из господствующих социальных слоев общества; круг лиц (селекторат), осуществляющих отбор, ограничен. Данная тенденция типична для государств с авторитарным и тоталитарным политическими режимами.

Вторая тенденция в формировании и воспроизводстве политической элиты носит прямо противоположный характер. Действие данной тенденции характерно для государств с демократическим политическим режимом. Следовательно, речь идет о государствах, где большая часть политической элиты формируется не путем назначений, а в результате всеобщих выборов.

В силу названных обстоятельств данная тенденция характеризуется: широтой селектората (все избиратели); открытостью процесса отбора; возможностью претендовать на занятие должности в политической структуре представителям любой социальной группы общества; конкурентным характером огбора; высокими требованиями к личным качествам и способностям претендентов на руководящие должности. Если говорить об общественных интересах, то первая тенденция приводит к застою, нарастанию кризисных явлений. Чем более замкнута политическая элита, тем менее она способна сохранить свое господство, утрачивая возможность эффективно управлять обществом. Вторая же система способствует тому, что на самый верх, в политическую элиту общества попадают люди способные, волевые, профессионально грамотные, знакомые с механизмом власти. Однако не следует думать, что при первой тенденции не бывает одаренных политиков.

Дайте определение государства: как политической общности и как центрального политического института общества. В чем сходство и различие данных определений? Какие признаки государства в них отражены.

В мире сформировалось политологическое понимание сущности государства как политической общности, имеющей определенную структуру, определенную организацию политической власти и управления социальными процессами на определенной территории.

Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех граждан.

Сходства и различия

Признаки государства

Территория. Гос территория – это та часть суши, недр, воздушного пространства и территориальных вод, на кот действует власть данного гос. Гос обязано заботиться о территор целостности и суверенитете своей территор, обеспечив ее безопасность. Величина территории не имеет значения. Законы, нормы, правила, кот примен власт органы, распростр на людей проживающих на данной территории.

Население. Народ, объедин правовым закон, гражданством. Проблема – гос может состоять из одной национальности или быть многонацион. Опасность межнациональн конфликтов. Не может быть гос без народа, но может быть народа без гос. Пример: еврейск народ до 1948г., курды – до настощ времени.

Власть, осуществл соответсвующ органами на определенной территории. Власть должна быть суверенной, эффективной, организационно оформленной, успешно решающей задачи, стоящие перед гос. Монопольное право на использ насилия, теми кто владеет властью. Моноп право сборов налогов. Наличие правового порядка. Гражданство.

Наши рекомендации