Организация Объединенных Наций

ООН — международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и разви­тия сотрудничества между государствами.

25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско собрались представители 50 государств, чтобы создать Организацию Объединенных Наций. Предохранить грядущие поколения от ужасов войны" — вот цель новой всемирной организации, отраженная в ее Уставе, который был единогласно принят 24 июня 1945 г. Статья VII Устава пре­дусматривает создание действенного механизма по поддержанию мира, с помощью которого можно положить конец проискам нару­шителей спокойствия.

Спустя 50 лет после учредительной конференции междуна­родное сообщество, насчитывающее уже 185 членов, стоит перед той же реальностью, что и в те далекие времена: мир разделен на зону мира, демократии, прав человека, гражданского порядка и процветания и на зону отсутствия мира, авторитарных режимов, непризна­ния прав человека. "Единый Мир для всех" — это цель будущего.

В своей деятельности ООН старается учитывать два проти­воречивых принципа: равенство всех суверенных государств пе­ред лицом международного права; признание того факта, что от­дельные государства значительно сильнее других и не будут при­знавать такого решения большинства, которое, по их мнению, может угрожать их жизненным интересам.

Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Совет по опеке, Международный суд и Сек­ретариат.

Генеральная Ассамблея — основной политический консуль­тативный орган ООН. Государства-участники представлены в ней делегациями (не более пяти человек в каждой). Каждое государство-участник обладает в Генеральной Ассамблее ООН одним го­лосом. Делегаты могут принимать лишь резолюции, т. е. не обяза­тельные в правовом отношении рекомендации.

Совет Безопасности несет главную ответственность в деле обеспечения мира и является единственным органом ООН, кото­рый может принимать решения, обязательные для государств-уча­стников. Наряду с пятью постоянными членами в Совет Безопас­ности Генеральной Ассамблеей избираются на два года еще 10 непостоянных членов.

Деятельность этого единственного исполнительного органа ООН была парализована на протяжении сорока с лишним лет. Узок круг вопросов, по которым Совету все же удавалось принять решения. Прежде всего это палестинский вопрос, который после 1967 г. стал называться ближневосточной проблемой, а также кипр­ский вопрос, апартеид в ЮАР, индо-пакистанский пограничный конфликт, конфликты Намибии с Анголой и Родезией, Ирана с Ираком, Аргентины с Британией. Однако решения по этим вопро­сам носили локальный характер и, вполне способствуя делу мира в частных случаях, нисколько не содействовали, а порой даже вредили делу мира в целом. Постоянным членам СБ (США, РФ, Англия, Франция, Китай) дано право вето. Слова "вето" в Уставе ООН нет, но ононаиболее точно передает суть особого права пяти государств препятствовать прохождению того или иного решения через СБ. Это право дано постоянным членам СБ для того, чтобы они в полной мере ощущали свою ответственность за защиту мира во всем мире. Данное право можно считать и признанием того факта, что без совместных усилий Китая, России, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции ни одно из решений СБ не удастся провести в жизнь в полной мере. По сложившейся ооновской традиции отсутствие при голосовании или воздержание от него одного из постоянных членов СБ не считается несовпадением его мнения с мнением остальных постоянных членов.

Специализированные учреждения ООН. В систему ООН входят 16 межправительственных специализированных учрежде­ний, независимых в правовом, организационном и финансовом плане. Это Организация Объединенных Наций по вопросам обра­зования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международный валютный фонд (МВФ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН I (ФАО) и т. д.

Секретариат ООН, насчитывающий 30 Q00 сотрудников, за­нимается подготовкой, обслуживанием и осуществлением программ, принятых другими органами. С 1996 г. его возглавляет предста­витель Ганы Кофи Аннан.

ООН была и остается одной из главнейших международных 3 организаций по реализации принципа мирного сосуществования государств на нашей планете.

Война против Югославии — вызов сложившемуся после Второй мировой войны миропорядку, системе поддержания мира и безопасности, за которую народы, прежде всего европейцы, запла­тили десятками миллионов жизней1.

Оказался подорванным престиж и авторитет ООН и ОБСЕ — признанных легитимных организаций, призванных от имени меж­дународного сообщества содействовать обеспечению мира и безо­пасности. Предложенный Россией проект резолюции СБ ООН с осуждением агрессии не получил необходимой поддержки.

Права человека и международные организации

Их защиты

Права человека — важнейшая общечеловеческая ценность, а степень их реализации — основной показатель демократичности прогрессивности общественного строя в государстве.

Права человека — это естественные возможности индиви­да, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.Государство закрепляет правд человека в законе и обеспечивает не реализацию.

Первые мысли о правах человека мы встречаем у ученых древности, Еще Аристотель утверждал, что все люди от рождения имеют, естественные права, обусловленные природой. В средние века идея естественных прав всех людей феодальным государ­ством была отвергнута, и права человека стали трактоваться как дарованные монархом привилегии. Возрождением развитие кон­цепции естественного права происходит в XVII в. В Новое время были сформулированы и обоснованы фундаментальные права че­ловека на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивление угнетению, насилию: и др.

Первыми политико-правовыми документами, провозгласивши­ми и закрепившими основные права человека являются Вирджинская декларация (1776 г.), Билль о правах Конституции - СЩА (1791 г.) Французская декларация прав человека и гражданина (1789 г.).

В настоящее время подписаны и действуют более 50 между­народных документов, провозглашающих и регулирующих права человека. Это Всеобщая декларация прав человека, принятая Ге­неральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и со­трудничеству в Европе (1975 г.), Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.), Конвенция против пыток и других жес­токих, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обра­щения и наказания (1984 г.), Итоговый документ Венской встречи представителей государств — участников Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (1989 г.), Парижская хартия для новой Европы (1990 г.) и т. д. Декларируемые этими и другими международными документами правовые нормы, права и свободы человека в разном объеме включены в конституции и другие зако­ны государств.

В современной политической науке и политико-правовых до­кументах права человека подразделяются на гражданские, поли­тические, экономические, социальные и др.

Гражданские права — это совокупность правомочий, от­ражающих естественно-правовые начала: право на жизнь, сво­боду, неприкосновенность личности и жилища, защиту чести и достоинства, справедливый, независимый и публичный суд, тай­ну переписки и телефонных переговоров, свободу передвиже­ния и выбора места жительства, право покидать любое госу­дарство и возвращаться в свою страну, на равенство перед за­коном и т. д.

Политические права определяют возможность участия граж­дан в общественно-политической жизни страны и управлении го­сударственными делами. Это избирательные права, право на сво­боду объединения, включая право создавать союзы и ассоциации, , право на проведение демонстраций, шествий, митингов и собраний, 1 на получение информации, на политическое убежище и др. При тоталитарном и авторитарном режимах политические права носят в основном разрешительный характер, при демократическом — регистрационный.

Экономические права обеспечивают индивиду свободное рас­поряжение основными факторами хозяйственной деятельности и проявление хозяйственной инициативы. Основные из них: право на труд, собственность, предпринимательство, право распоряже­ния своей рабочей силой.

Социальные права направлены на обеспечение человеку дос­тойного уровня жизни и социальной защищенности: право на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, на защиту здоровья, со­здание семьи, благоприятную окружающую среду, образование, доступ к культурным ценностям, художественное и техническое творчество, право на свободу мысли, совести и религии.

Права человека могут быть индивидуальными (права инди­вида) и коллективными (права народов, национальных, сексуаль­ных меньшинств и др.).

Права человека неразрывно связаны с его обязанностями. "Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в Котором только и возможно свободное и полное развитие его личности", — говорится в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека. Но "при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергатьсятолько таким ограничениям, какие установлены закономисключительно с целью обеспечения должного признания уважения прав и свобод других и удовлетворения справедли­вых требований морали, общественного порядка и общего благо­состояния в демократическом обществе".

К основным обязанностям граждан относятся: соблюдение законов, уважение прав и свобод других лиц, уплата налогов, под­чинение предписаниям полиции (милиции), сохранение природы (окружающей среды), памятников культуры и др. В некоторых странах законодательно закреплены обязанности: трудиться, уча­ствовать в выборах органов власти, воспитывать детей, заботиться о престарелых родителях, о своем здоровье и др.

Обязательными условиями реализации прав граждан явля­ются: соответствующие гарантии государства (экономические, по­литические, юридические и духовно-нравственные); хорошо отла­женный административно-хозяйственный механизм реализации провозглашенных государством прав; законодательно закреплен­ная ответственность органов власти, должностных лиц и рядовых граждан за соблюдение прав человека.

В настоящее время эффективный контроль за соблюдением прав человека осуществляется международными региональными органами. Именно таким органом является Совет Европы.Со­гласно ст. .1 Статута (Устава) Совета Европы, принятого в Лондо­не 5 мая 1949 г., целью этой организации является достижение единения его членов в целях сохранения и осуществления идеа­лов и принципов, которые "являются их общим наследием и спо­собствуют усилению их экономического и социального прогрес­са". В центре деятельности Совета — обеспечение высокого стан­дарта защиты прав человека.

С момента вступления в силу Европейской конвенции о за­щите прав человека 1950 г. любое государство получило воз­можность обращаться с петицией по поводу нарушения ее поло­жений в Европейскую комиссию по правам человека.Число членов Комиссии равно числу государств — членов Совета Европы. С 1964 г. помощь была предоставлена 780 подателям петиций.

Европейский суд по правам человекабыл учрежден в 1959 г. в соответствии с положениями Европейской конвенции о защите прав человека (ЕКПЧ) в целях обеспечения соблюдения обяза­тельств, взятых на себя государствами — участниками Конвен­ции.

Суд состоит из числа судей, равного числу государств — членов Совета Европы. Судьи избираются Консультативной ассамблеей на девятилетний срок из списка лиц, представляемого государствами — членами Совета. Каждый член Совета выдвигает трех кандидатов, из которых по крайней мере двое должны быть гражданами соответствующего государства. Судьи выступают в Суде в личном качестве и при исполнении своих обязанностей полностью независимы. Б течение срока полномочий судьи не должны занимать никаких должностей, несовместимых с их неза­висимостью и беспристрастностью как членов Суда или требова­ниями этого поста (п. 7 ст. 40 Конвенции).

В 1996 г. Россия подписала протокол о присоединении к Европейской конвенции. Это событие произошло одновременно с вступлением нашей страны в полноправные члены Совета Евро­пы. В соответствии с подписанным протоколом Россия взяла на себя обязательства по обеспечению российским гражданам пользо­вания основными гражданскими и политическими правами, за­крепленными в ЕКПЧ. Кроме того, наша страна признала абсо­лютную юрисдикцию Европейского суда по правам человека, ре­шения которого обязательны для исполнения всеми органами го­сударственной власти Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Феде­рации гарантируется. Это значит, что государство и его органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы чело­века и гражданина (ст. 2 Конституции РФ). Законодательное обеспечение системы прав личности, человека и гражданина — одно из основных направлений правовой реформы в нашей стра­не.

Наши рекомендации