Органы государственного регулирования корпораций
Самостоятельная хозяйственная деятельность корпорации в рамках закона, собственное усмотрение — это право корпорации. Сущность предпринимательской деятельности состоит в свободе распоряжения средствами с целью получении прибыли. В хозяйственную деятельность предприятия не вправе вмешиваться не только государственные органы, а вообще никто, кроме случаев, установленных законом.
Определенными полномочиями в отношении корпоративных субъектов обладают различные государственные органы. Эти полномочия распространяются на хозяйствующие субъекты — корпорации в той мере, в какой это необходимо для защиты публичных интересов.
К числу органов, уполномоченных осуществлять регулирование деятельности корпорации, можно отнести Федеральную службу по финансовым рынкам, Федеральную антимонопольную службу, Федеральную налоговую службу, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральную инспекцию труда и иные.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет государственное регулирование рынка ценных бумаг корпораций путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. ФСФР России принимает нормативные акты в пределах своей компетенции, осуществляет контроль и надзор в сфере финансовых рынков.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) проводит государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий.
В целях осуществления своих полномочий ФАС России вправе при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам которых принимать решения и выдавать предписания, привлекать корпорации и их руководителей к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, проводить поверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, обращаться в суд (арбитражный суд) с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства, устанавливать наличие доминирующего положения на рынке, давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства, формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%, давать в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и введении нетарифных мер, проводить анализ состояния товарных рынков.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет систему контроля за соблюдением корпорациями законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Для осуществления контрольных функций налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика (налогового агента) документального подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, проводить налоговые проверки, производить выемку документов при проведении налоговых проверок, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, вызывать в налоговые органы налогоплательщика (налоговых агентов) для дачи пояснений, приостанавливать операции по счетам и налагать арест на имущество налогоплательщиков (налоговых агентов), осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества, требовать от налогоплательщиков (налоговых агентов) устранения нарушений законодательства о налогах и сборах, взыскивать недоимки и пени по налогам и сборам, заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных корпорациям лицензий на право осуществления определенных видов деятельности, предъявлять в суды общей юрисдикции (арбитражные суды) иски, связанные с нарушением налогового законодательства.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. Технические регламенты принимаются с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений и т.п. При этом корпорации могут самостоятельно разрабатывать и утверждать стандарты для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Для обеспечения своих функции Ростехрегулирование вправе требовать от изготовителя (продавца и т.п.) предъявления декларации о соответствии сертификата соответствия требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом, осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок, принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушение требований технических регламентов, приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия, привлекать изготовителя (продавца и т.п.) к установленной ответственности.
Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ.
В целях реализации своих контрольных полномочий должностные лица — государственные инспекторы труда вправе осуществлять проверки предприятий и организаций различных организационно-правовых форм на предмет соблюдения действующего трудового законодательства. В случае обнаружения нарушений государственный инспектор вправе применять меры, направленные на пресечение нарушений и восстановление нарушенных прав работников предприятий (организации).
Практические особенности изменения состава участников хозяйственного общества
Нередко, в процессе хозяйственной деятельности общества (хозяйственное общество - коммерческая организация с разделенным на доли учредителей уставным капиталом) возникает необходимость изменения состава участников. Изменения состава участников общества производится путем предоставления своим участникам возможности выхода посредством отчуждения доли (акций) в Уставном капитале другим участникам (акционерам) этого же общества или третьим лицам. Предоставление возможности выхода участника общества закреплено в ст. 94 Гражданского кодекса РФ и ст. 26 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" как безусловного и не зависящего от волеизъявления других участников. Выход как прекращение участия в обществе возможен путем продажи или иной уступки (дарение, мена) своей доли другим участникам или третьим лицам. Такое право выхода в узком смысле характерно именно для организационно - правовой формы ООО и акционерных обществ. Выйти же, заменив себя другим участником, можно из любого общества. Однако и этот способ выхода в условиях ООО имеет свою специфику. Прежде всего, в отличие, например, от конструкции акционерного общества данное право может быть ограничено учредительными документами. Это обусловлено тем, что из акционерного общества выйти иначе, чем, передав свою долю (свои акции) другому нельзя. Учредительные документы ООО могут включать положение, согласно которому реализация права уступки доли в отношении других участников ставится в зависимость от согласия остальных или самого общества, а в отношении третьих лиц может быть вообще запрещена. Здесь налицо персональная заинтересованность участников общества друг в друге и в соотношении их долей, что и обусловливает эти возможные нормы учредительных документов. Акции - в зависимости от того, являются ли они обыкновенными или привилегированными, - предоставляют своим владельцам различные права на участие в управлении хозяйственным обществом, в частности на участие в общих собраниях акционеров акционерного общества.
Если для отчуждения доли (акций) необходимо согласие хозяйственного товарищества общества, то решение о даче согласия или отказе в нем принимается тем органом, к компетенции которого данный вопрос отнесен уставом. Если же в уставе это специально не оговорено, то, очевидно, проблема решается исполнительным органом общества.
Не совсем удачна формулировка в Законе способа принятия решения о даче или недаче согласия в случае, если этот вопрос отнесен к компетенции не общества, а участников. В соответствии с п. 8 ст. 21 Закона в такой ситуации "согласие считается полученным, если в течение тридцати дней с момента обращения к участникам или в течение иного определенного уставом общества срока получено письменное согласие всех участников или не получено письменного отказа в согласии ни от одного из участников". Возникает вопрос: как же тогда поступать, если часть участников дала письменное согласие, а от другой части не поступало ни согласия, ни отказа. Если толковать вышеприведенную норму расширительно, то эта ситуация укладывается в рамки формулы "ни от одного из участников не получено письменного отказа". Но с другой стороны, формула "получено письменное согласие всех" исключает положительное толкование наличия письменного согласия некоторых при молчании остальных. Применение данной нормы, вероятно, вызовет некоторые затруднения на практике. Надо отметить, что норма эта, очевидно, имеет императивный характер, и определенный ею порядок получения согласия не может быть изменен в учредительных документах (за исключением тридцатидневного срока, отведенного на дачу согласия или отказ в нем).
Дабы избежать, возможных неприятностей в уставе нужно предусмотреть необходимость получения согласия самого общества (а не участников) на уступку или иное отчуждение доли, но решение этого вопроса отнести к компетенции общего собрания и, таким образом, для положительного решения вопроса можно предусмотреть необходимость квалифицированного большинства (2/3 или 3/4) голосов. С правом уступки доли тесно связано право преимущественной покупки доли выходящего участника, которое может принадлежать как остальным участникам, так и самому обществу. Наличие этого права также характерно для конструкции ООО. Оно служит интересам сохранения состава участников общества неизменным и недопущения в него третьих лиц.
Таким образом, законодатель в императивном порядке предоставляет участникам общества возможность при определенных обстоятельствах не допустить вхождения в их ряды нежелательного лица даже в том случае, если они сами не предусмотрели "средств защиты". Интересно отметить, что в случае реализации преимущественного права покупки самим обществом, по сути, происходит принуждение участника к осуществлению им права выхода в узком, а не в широком смысле. Отличие состоит лишь в том, что в случае перехода доли к обществу в порядке реализации им права преимущественной покупки выходящему участнику будет выплачена не действительная стоимость доли, а цена, по которой эта доля была предложена для продажи третьему лицу. Эта цена может отличаться от действительной стоимости как в большую, так и в меньшую сторону.