Органы государственного регулирования финансовых рынков украины

В обиходе их часто называют «регуляторы».

Национальный банк Украины(статус см. выше).

В рамках исполнения основной функции центрального банка (напомню, что это поддержание стабильности национальной денежной единицы), можно выделить двавзаимосвязанных аспектарегуляторной деятельности НБУ.

1. Нормативно-правовое регулирование и регламен­тация финансовой деятельности банков', функцио­нирующих на территории нашей страны.

В соответствии с законами Украины «Про Національний банк України» (см. Приложение 1) и «Про банки і банківську діяльність» (см. Приложение 16), Правление Национального банка Украины утвердило инструкцию «О порядке регулирования деятельности банков в Украине» (см. Приложение 17). Инструкция введена с целью обеспечения стабильной деятельности банков и своевременного выполнения ими обязательств перед вкладчиками, а также предотвращения неправильного распределения ресурсов и потере капитала вследствие рисков, присущих банковской деятельности. Разумеется, это далеко не единственный документ,

' Банки — это своего рода финансовый «общественный транспорт», а государство в лице НБУ защищает интересы «пассажиров». От стабильной и надёжной работы банков коренным образом зависит стабильность всей финансовой системы государства.

Глава 5. Управление финансами Украины 113

отражающий меры регуляторного воздействия НБУ на работу банков. Например, с целью повышения надежности и стабильности банковской системы НБУ устанавливает норму обязательного резервированияпо кредитным операциям банков (см. Приложение 18). Сюда же можно отнести и «Правила торговли иностранной валютой» (см. Приложение 20), разработанные в соответствии с Декретом1 Кабинета министров Украины «Про систему валютного регулювання і валютного контролю» (см. Приложение 19).

Центральный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением финансовых нормативов со стороны банковских учреждений, отслеживает порядок проведения ими финансовых операций. Нарушение коммерческими банками установленных нормативов и правил влечет за собой различные карательные санкции со стороны НБУ вплоть до лишения лицензии на право осуществления банковских операций.

2. Осуществление регуляторного воздействия на ключевые параметры финансового рынка Украины (курс гривни, ставки по кредитам и депозитам) посредством различных монетарных2 инструментов.

В данном случае речь идёт о том самом монетарном трансмис­сионном механизме (см. главу 3 данной книги и Приложение 102). Модель трансмиссионного механизма монетарной политики в Украине находится в стадии разработки. В процессе теоретических исследований механизма монетарной трансмиссии в Украине, проведенных отечественными учёными и сотрудниками НБУ, в его структуре было выделено четыре регуляторных передаточных канала:

— канал валютного курса;

Декреты Кабмияа имеют силу закона. ! Не путать с финансовыми инструментами.

114 Финансы.UA

— процентный канал;

— кредитный канал;

— канал ожиданий экономических субъектов. Разумеется, такое разделение в значительной степени является

условным и упрощенным, поскольку учесть все взаимосвязи и взаимозависимости реальной экономической ситуации практически невозможно. Любая (даже самая хорошая) модель является всего лишь подобием оригинала.

Результаты эмпирического исследования, проведенного в рамках первого1 этапа действия трансмиссионного механизма в Украине за 2000 — 2006 годы, показали степень влияния каждого из каналов на конъюнктуру финансового рынка и позволили сделать следующие выводы2.

/. Основным каналом механизма монетарной трансмиссии в Украине является канал валютного курса, а основным источником роста предложения денег — валютные интервенции. Было выявлено, что рост золотовалютного резерва на 5 % приводит к увеличению денежной базы па 1,5 % в первые три месяца. Кроме того, было установлено, что увеличение предложения денег является опережающим индикатором будущей ревальвации официального обменного курса гривни.

2. Процентный канал не играет значительной роли. Учётная ставка ПБУ наряду с другими официальными ставками не оказывает статистически значимого воздействия на процентные ставки межбанковского кредитного рынка.

3- Относительно действия кредитного канала было установлено, что увеличение денежной базы на 2,6 % приводит к одномоментному увеличению объёмов банковских депозитов на 1,3 % и на 1 % в долгосрочном периоде (на протяжении 2-х лет). При этом было отмечено увеличение объёмов выданных кредитов на 1 % (через 9 месяцев после увеличения денежной базы)

4. Исходя из действующего режима денежно-кредитной политики НБУ, ожидания экономических субъектов связаны

1 Имеется в виду этап воздействия инструментов монетарной политики НБУ на
финансовый сектор.

2 Подробные выводы приведены в статье 2 (Приложение 102).

Глава 5. Управление финансами Украины 115

главным образом с динамикой курса гривни к доллару США. Проведенные исследования показали, что девальвация официального курса гривни существенно влияет на поведение участников валютного рынка в сторону ожидания дальнейшей девальвации (на протяжении 4-х месяцев с момента шока девальвации). В свою очередь, ожидание ревальвации гривни приводит к оттоку депозитов в иностранной валюте (преимущественно краткосрочных).

С переходом к политике инфляционного таргетирования ожи­дания экономических субъектов, по всей видимости, в большей мере будут определяться процентными ставками центрального банка. В свою очередь, основным источником роста предложения денег станет рефинансирование банков.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР)1

Статус:

центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, подчиненный Президенту Украины и подотчетный Верховной Раде Украины.

Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины. Комиссия ежегодно докладывает Президенту Украины о состоянии развития фондового рынка.

Основные задачи комиссии2:

1) формирование и обеспечение реализации единой государ­ственной политики в отношении развития и функционирования рынка ценных бумаг и их производных в Украине, содействие адаптации национального рынка ценных бумаг к международным стандартам;

2) координация деятельности государственных органов по вопросам функционирования в Украине рынка ценных бумаг и их производных;

3) осуществление государственного регулирования и контроля за выпуском и обращением ценных бумаг и их производных на

'Адрес официального сайта: www.ssmsc.gov.ua.

Положение «Про Державну комісію з цінних паперів та фондового ринку» (Приложение 21).

116 Финансы.UA

территории Украины, соблюдение требований законодательства в этой сфере;

4) защита прав инвесторов путем осуществления мероприятий по предотвращению и прекращению нарушений законодательства на рынке ценных бумаг, применение санкций за нарушение законодательства;

5) содействие развитию рынка ценных бумаг;

6) обобщение практики применения законодательства Украины по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг в Украине, разработка предложений относительно его усовершенствования;

7) осуществление государственного регулирования и контроля в сфере общего инвестирования.

Формы государственного регулирования рынка ценных бумаг1:

— принятие нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность участников рынка ценных бумаг;

— регулирование выпуска и обращения ценных бумаг, прав и обязанностей участников рынка ценных бумаг;

— выдача лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и обеспечение контроля за такой деятельностью;

— запрет и остановка на определенный срок (до одного года) профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в случае отсутствия лицензии на эту деятельность и привлечение к ответственности за осуществление такой деятельности;

— регистрация выпусков (эмиссий) ценных бумаг и информация

0 выпуске (эмиссии) ценных бумаг;

— контроль за соблюдением порядка регистрации выпуска ценных бумаг и продажи (размещения) ценных бумаг;

— создание системы защиты прав инвесторов и контроль за соблюдением этих прав эмитентами ценных бумаг и лицами, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

— контроль за достоверностью информации, предоставляемой эмитентами и лицами, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

1 См. Закон Украины «Про державне регулювання ринку цінних паперів
в Україні» (Приложение 22).

Глава 5. Управление финансами Украины 117

— установление правил и стандартов осуществления операций на рынке ценных бумаг и контроль за их соблюдением;

— контроль за системами ценообразования на рынке ценных бумаг;

— контроль за деятельностью лиц, обслуживающих выпуск
и обращение ценных бумаг.

Для более подробного ознакомления с функциями государства в сфере регулирования рынка ЦБ настоятельно рекомендую ознакомиться с текстами Приложений 21 и 22.

Государственная комиссия по регулированию рынка финан­совых услуг Украины (Госфинуслуг)1

Статус:

центральный орган исполнительной власти со специальным статусом.

Комиссия является специально уполномоченным органом ис­полнительной власти в сфере регулирования рынка финансовых услуг. Комиссия в своей деятельности руководствуется Консти­туцией и законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

Основные задачи Комиссии (в пределах ее полномочий)2:

— проведение единой государственной политики в сфере предоставления финансовых услуг;

— разработка и реализация стратегии развития рынков финансовых услуг;

— осуществление государственного регулирования и над­зора за предоставлением финансовых услуг и соблюдением законодательства в этой сфере;

— защита прав потребителей финансовых услуг с целью предотвращения нарушений законодательства на рынках финан­совых услуг;

— обобщение практики применения законодательства Ук­раины по вопросам функционирования рынка финансовых услуг, разработка и внесение предложений относительно его усовершенствования;

1 Официальный сайт комиссии: www.dfp.gov.ua

2 Положення про Державну комісію з регулювання ринків фінансових послуг
України (Приложение 23).

118 Финансы.UA

— внедрение международно признанных правил развития рынка финансовых услуг;

— содействие интеграции в европейский и мировой рынки финансовых услуг.

Комиссия, в соответствии с возложенными на нее задачами и в пределах своей компетенции, осуществляет государственное регулирование и надзор за деятельностью':

— страховых компаний и страховых брокеров;

— кредитных союзов;

— негосударственных пенсионных фондов;

— доверительных обществ;

— лизинговых и факторинговых компаний;

— кредитно-гарантийных учреждений;

— ломбардов;

— других участников рынка финансовых услуг (кроме бан­ков, профессиональных участников фондового рынка, инсти­тутов совместного инвестирования в части их деятельности на фондовом рынке; финансовых учреждений, имеющих статус межправительственных международных организаций; Государ­ственного казначейства Украины и государственных целевых фондов).

Государственный комитет финансового мониторинга Украины2 (Держфінмоніторинг)

«Око государево» за теневыми финансовыми операциями. Иногда эту правительственную организацию неофициально называют «финансовой разведкой».

Статус:

центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Держфінмоніторинг является специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга.

1 Во второй главе книги, в описании финансовой системы Украины, упомянуты
только страховые компании, кредитные союзы и ИСИ. Остальные участники
финансового рынка Украины, по причине слабой их развитости, остались пока
за рамками повествования.

2 Адрес официального сайта: www.cdfm.gov.ua

Глава 5. Управление финансами Украины 119

В своей деятельности Держфінмоніторинг руководствуется Конституцией и законами Украины, а также указами Президента Украины и постановлениями Верховной Рады Украины, актами Кабинета Министров Украины.

По оценкам Министерства экономики Украины в теневом обороте находится порядка 34 % ВВП Украины1. Совершенно естественно, что государство не может смотреть на данное обстоятельство равнодушно. В этой связи в Украине был принят Закон «Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом» (см. Приложение 24). В законе говорится о том, что он направлен «на боротьбу з фінансуванням тероризму».

С терроризмом у нас в Украине, слава Богу, дела обстоят
спокойно. А вот субъекты финансовых отношений, которых не
устраивает существующая система налогообложения, а также
ограничения на перемещение финансового капитала через границу,
имеют место быть. Так называемой «налоговой оптимизацией»
в Украине не занимаются только ленивые. Есть и более «крутые»
субъекты, которые не только «оптимизируют», но еще и получают
из госбюджета приличные суммы путем незаконного возмещения
НДС. Дабы как-то держать этот процесс под контролем и
способствовать наполнению государевой казны был создан Ко­
митет финансового мониторинга. Задачи и функции Комитета
изложены в Приложении 25. __

В 2005 году на своем официальном сайте Держфінмоніторинг разместил довольно интересный документ под названием «Типології легалізації злочинних коштів в Україні 2004 — 2005 роках», в котором подробно и с картинками расписаны многочисленные схемы «отмывания» финансовых ресурсов. Для того чтобы вы могли получить хорошее представление о теневых финансовых операциях, рекомендую ознакомиться с текстом этого официального документа (см. Приложение 26).

Все органы финансового контроля, о которых говорилось выше, относятся к сфере защиты интересов государства и государственного управления финансами.

' См. Приложение 26 (с. 4).

120 Финансы.UA

Наши рекомендации