Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления.

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования.

Государством используются методы прямого и косвенного воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приемов, средств.

Так, метод прямого воздействия реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Конкретное выражение этих приемов или средств регулирования представляет собой их формы.

Основные инструменты госрегулирования экономки представлены на рисунке 39.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ
Прямые
Косвенные
Административно-экономические
Экономические
Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru Принятие законодательных актов, нормативных документов, положений. Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru Управление государственной собственностью, в том числе: - управление предприятиями государственного сектора; - менеджмент в сфере производства труда; - госзаказ; - государственные инвестиции; - государственные кредиты; - субсидии. Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru Лицензирование и квотирование. Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru Применение санкций. Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru Охрана окружающей среды
Общеэкономические инструменты Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru формирование и использование бюджетов всех уровней; Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru реализация налоговой политики; Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru формирование амортизационной политики; Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru определение нормы банковского резерва; Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru установление минимальной зарплаты; Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг; Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru антимонопольная политика, защита конкуренции; Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru индикативное планирование; Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru целевое программирование; Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru пороговые знания, учитываемые при обеспечении экономической безопасности. Инструменты государственного регулирования по сферам экономики Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru регулирование налоговой системы; Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru кредитно-денежные инструменты: - регулирование денежной массы; - антиинфляционные меры; - рефинансирование коммерческих банков и др.; Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru инструменты регулирования валютного рынка: - стабилизация национальной валюты; - девальвация, ревальвация национальной валюты и др.; Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru инструментарий специальной политики; Субъектами государственного регулирования яв-ляются наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные и местные органы управления. - student2.ru внешнеэкономические формы воздействия

Рис. 39. Инструментарий государственного регулирования экономики в условиях рынка

Прямое вмешательство осуществляет государство как собственник материальных ресурсов, управляя государственными предприятиями и учреждениями. Во всех развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный, или общественный, сектор экономики. Государство принимает также долевое участие в деятельности негосударственных предприятий. Как правило, сюда относятся объекты угольной промышленности, электроэнергетики, морской, желез­нодорожный и воздушный транспорт, в ряде случаев – связь. Государство содержит фундаментальную науку, оборону, образование, где частные ин­вестиции связаны с высоким риском, а также такие наукоемкие отрасли производства, как атомная энергетика, авиастроение и космонавтика, от­личающиеся дорогостоящими инвестициями. Государство несет практи­чески все затраты на экологию.

Прямое вмешательство государства проявляется в принятии законода­тельных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между субъ­ектами рынка. Это касается вопросов ограничения недобросовестной конку­ренции и монополизма, поощрения и защиты отечественных товаропроизво­дителей, содействия развитию малого и среднего предпринимательства, по­ощрения инновационной деятельности предприятий, формирования рыноч­ной инфраструктуры. Сюда же относится установление государственных цен, тарифов, размера отклонений рыночных цен, нормативов рентабельности, торговых надбавок.

Прямым регулированием является разработка долгосрочной экономи­ческой стратегии, т.е. промышленной политики и программирования. Эко­номическое программирование под названием «индикативное планирова­ние» давно применяется во Франции, Японии, сейчас в Южной Корее, на Тайване, в ряде других стран. Во Франции, например, начиная с 1947 г. раз­рабатываются общенациональные пятилетние планы, в которых намечаются ориентиры или показатели (индикаторы) социально-экономического разви­тия. На их основе заключаются соглашения между предпринимателями, ме­стными властями, профсоюзами и другими общественными организациями, а также осуществляется финансирование программ по реализации этих со­глашений.

Прямое регулирование осуществляется в форме безвозвратного целе­вого финансирования секторов экономики, территорий и отраслей в виде субвенций, субсидий, дотаций, социальных трансфертов. Тем самым пря­мое государственное регулирование способствует выравниванию финан­сового положения территорий, секторов экономики, отдельных социаль­ных групп населения.

Косвенное государственное регулирование представляет собой форму влияния государства на экономическое поведение производителей и потреби­телей через предложение и спрос. Инструментами косвенного регулирования является бюджетная, кредитно-денежная, налоговая, амортизационная, ва­лютная и внешнеэкономическая политика. Среди рычагов косвенного регулированияможно выделить меры ценового характера и меры количественного характера. К мерам ценового характера относятся налоговые льготы, штраф­ные санкции, льготные кредиты, правительственные гарантии под кредит коммерческих банков на инвестиции и инновации, таможенные пошлины, экспортные премии, ускоренная амортизация, финансовый и промышлен­ный лизинг и т.д. Мерами количественного характера являются регулирова­ние запасов товаров, запрет на импорт, валютная интервенция и др.

Существуют и такие методы государственного регулирования, в кото­рых прямое регулирование сочетается с косвенным, например, контракт­ная система как система государственных заказов и государственных закупок продуктов и услуг.

С развитием общества происходит развитие и уточнение методов го­сударственного регулирования. Так, с середины 70-х гг. XX столетия в развитых странах рыночной экономики происходит процесс дерегулирования,суть которого заключается в сознательном сокращении масшта­бов государственного вмешательства в экономическую жизнь. Однако это не означает ослабление функций государства, а говорит об их усложне­нии. Дерегулирование проявляется, во-первых, в диверсификации дея­тельности государства по регулированию экономики, когда экономическая политика становится все более разнообразной. Во-вторых, происходит переориентация системы государственного регулирования, когда усилива­ется деятельность, направленная на расширение возможностей конку­рентно-рыночного регулирования, прежде всего на мировых рынках. В-третьих, соотношение косвенных и прямых методов регулирования изменяется в пользу косвенных и в особенности – кредитно-денежных регуляторов. Наконец, в-четвертых, усиливается социальная направлен­ность государственного регулирования экономики (установление мини­мальных ставок оплаты труда, прожиточного минимума, продолжительно­сти рабочего времени и времени отдыха, социальное партнерство и т.д.). Общая тенденция дерегулирования связана с возрастанием роли регио­нальных и местных органов власти в общей системе государственного ре­гулирования.

В последнее время возникли новые формы государственного регулирования.К ним относится принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной нау­ки, создания специальных зон для разработки современных технологий, решение экологических вопросов и др.

Наши рекомендации