Структура и механизм формирования политической системы
Политический прогресс
Определение политического прогресса
Критерии политического прогресса
Политический прогресс - это направленность развития политических отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в политической системе разнообразных социальных интересов.
Критерии политического прогресса:
степень структурной дифференциации политических отношений, разнообразие функций. О высокой степени развития свидетельствует наличие в обществе разделения исполнительной, законодательной и судебной властей;
характер стимулов политической деятельности: в ходе политического прогресса происходит переход от внешних к внутренним стимулам, движение от предписаний к вовлеченности, рост значения в регуляции политического поведения людей внутренней сознательной мотивации, инициативы субъекта политического действия;
наличие в рамках определенной системы политических отношений специального компонента или органа, способного к точной, критичной оценке. Эту роль выполняют общественное мнение, свободная печать, независимые от правительства исследовательские организации;
нарастание роли знания, рационализации в осуществлении политических функций, в планировании и управлении в сфере политики; постепенное освобождение политического сознания от давления мифологических представлений, мистической символики, выход политики из подчинения религиозному истолкованию действительности.
Политическое участие
1. Термин "политическое участие"
Виды политического участия
Термин "политическое участие" используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу.
Виды политического участия:
действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов;
периодическое участие во всякого рода выборах, политических кампаниях, связанное с делегированием полномочий;
деятельность в политических организациях, движениях, партиях;
выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации ее функций, привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов;
посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;
прямое действие - непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампании неповиновения или бойкот;
воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.
Теории политической системы общества
Теория Т. Парсонса
2. Теория Д. Истона
З. Теория Г. Алмонда
4. Теория К. Дойча
В политологии существует несколько основных теорий политической системы общества.
Теория Т. Парсонса. Она заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.
Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах. Функция политической подсистемы заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение.
Поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения, обеспечивает социальная подсистема.
Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами.
Теория Д.Истона. Она рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей.
Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политика - относительно самостоятельная сфера, основное значение которой - распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами.
Теория Г. Алмонда.Автор характеризует политическую систему, с одной стороны, как способность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности; с другой стороны - как совокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (государство, партии, элиты) выполняет жизненно важные функции для всей системы.
Занимаясь сравнительным анализом политических систем, Г. Алмонд и Д. Пауэлл перешли от изучения формальных.институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Из чего они определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам.
Теория К. Дойча(кибернетическая теория). Он рассматривал политическую систему как кибернетическую, в, которой политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей.
Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношения к данным целям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении.
Структура и механизм формирования политической системы
Системный подход