Механизм формирования политической элиты


В мире существуют две основные системы рекрутирования элит – система гильдий и антрепренерская система.

Вреальной действительности они так или иначе сочетаются, и недостатки одной компенсируются достоинством другой.

Для системы гильдийхарактерны:

1) закрытость, отбор претендентов из низших слоев самой элиты, медленное, постепенное продвижение по служебной лестнице;

2) высокая степень формальных требований для занятия должностей (пол, возраст, партийность и др.);

3) небольшой, относительно политической элиты закрытый круг селектората (людей, отбирающих кадры);

4) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты.

Система гильдий преобладала в тоталитарных странах. Ее элементы имеются в Великобритании, Японии, ФРГ и других странах. Ее сильные стороны: высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, малая вероятность внутренних конфликтов. В тоже время эта система склонна к бюрократизму, порождает консерватизм и конформизм, в конечном итоге ведет к отрыву от общества и превращению ее в привилегированную касту. Типичный вариант системы гильдий – номенклатурная система рекрутирования (советская партноменклатура).

Антрепренерскую системуотличают:

1) открыть, широкие возможности для претендентов – представителей любых общественных групп;

2) небольшой объем формальных требований для занятия должностей;

3) широкий круг лиц, участвующих в отборе;

4) высокая конкурентность отбора;

5) первостепенная значимость личных качеств, умения найти поддержку избирателей.

Эта система более демократична, динамична и более приемлема для людей, способных к инновационной деятельности. Ее недостатками является слабая предсказуемость политического поведения, вероятность частой смены курса, высокая внутренняя конфликтность внутри элиты, вероятность выдвижения людей, склонных к популизму и внешнему эффекту. В тоже время, как показывает практика, антрепренерская система наиболее отвечает современным реалиям.

В целом за последнее десятилетие украинская элита изменилась и структурно, и функционально, и сущностно. Место монолита номенклатурной пирамиды заняли многочисленные элитные группировки, находящиеся между собой в отношениях жесткой конкуренции. Возросла роль экономических факторов в управлении обществом, проявилась необходимость поиска новых союзников и т.п. В целом же, несмотря на происшедшие изменения, уровень деловых и нравственных качеств нынешней элиты продолжает оставаться невысоким. Слабость современной элиты проявляется и в отсутствии у нее долговременной программы реформ. Все это позволяет сделать вывод, что процесс формирования элиты еще далек от завершения.

Политика, ее задачи, цели различаются на разных уровнях политической деятельности, поэтому и появляются разные лидеры. В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом по средствам поддержания и осуществления лидерства оно может опираться на способность лидера оказать внушающее воздействие на уровне неосознаваемой психической «харизмы», на ранее заработанный авторитет, на понимание участниками группы своих ролей, конкретных функций и их преимущественно добровольное выполнение либо на подкрепляемую силой жесткость (шантаж). На авторитет лидера оказывает значительное влияние личный стиль его поведения - попустительский, демократический, авторитарный, тоталитарный.

В больших группах, тем более системах, лидерство утверждается не непосредственно, а через иерархию межгрупповых отношений. Потенциальный лидер большой группы вначале утверждается как лидер в той малой группе, к которой он принадлежит, затем используют его потенциал для вхождения в группу лидеров того же примерно уровня, что и он сам, впоследствии борьба за лидерство ведется уже внутри следующей, иерархически более высокой группы. От лидера такого масштаба требуется сплочение интересов широкой общественной базы власти. Здесь имеют значение не столько личные качества лидера, сколько его умение формулировать общие политические требования, обнаруживать высокие критические и конструктивные творческие качества, обращаться с более широким кругом людей и убеждать их.

Политический лидер в процессе своей карьеры проходит через большую или меньшую смену разных типов организации групп, стилей руководства, моделей выдвижения. Если человек не в состоянии или не хочет перестраиваться по мере таких перемещений под определенную систему организации, на каком - то этапе его продвижение вверх либо тормозится и дальнейшая карьера лидера останавливается, либо может развиваться только по горизонтали. Если же он способен к требуемой социализации, то результатом может стать формирование весьма гибкого, разностороннего и сильного лидера универсального типа, способного эффективно действовать на самых высоких и ответственных точках политического процесса.

Политическое лидерство является социальной функцией, обусловленной способностью человека сознательно ставить общезначимые цели и определять способы их достижения в рамках, создаваемых для этого политических институтов. Конкретные формы и способы осуществления лидерства зависят от культурной зрелости общества, уровня автономии различных групп интересов, осознания потребности в коллективных действиях для обеспечения прогресса социальной системы в целом.

Одно из первых и наиболее глубоких объяснений природы политического лидерства дал Н. Макиавелли. Он является родоначальником теории эффективного лидерства, суть которой заключается в четырех правилах:

Власть лидера основывается на поддержке его сторонников;

Подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них;

Лидер должен обладать волей к выживанию;

Правитель - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников;

В дальнейшем природа лидерства объяснялась различными факторами, лежащих в его основе. Причины возникновения лидерства как политического явления исследуются многими учеными. В результате появилось несколько теорий политического лидерства. Одной из наиболее распространенных является теория «личностных черт», согласно которой лидерами становятся лица с определенными доминирующими чертами характера. Сторонники теории черт рассматривают лидера как совокупность его определенных психологических черт, наличие которых выдвигает индивида на лидирующие позиции и наделяет его способностью принимать властные решения в отношении других людей. Некоторые ученые попытались определить перечень качеств, присущих лидеру, к ним относятся: нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний. Р. Манн в список необходимых свойств лидеров включил интеллект, приспосабливаемость, способность влиять на людей, экстравертность, восприимчивость и умение понимать других. Однако попытки найти эти черты у вновь избранных политиков терпели неудачу.

Иначе интерпретируют лидерство приверженцы ситуационной теории. Авторы характеризуют лидерство как производное определенной ситуации. Это означает, что каждая конкретная ситуация требует лидера с определенным набором черт и качеств личности. Причем качества пригодные для решения проблем в одной ситуации, в другой могут оказаться не актуальными, а в третьей - препятствующими достижению целей. Меняющиеся проблемы требуют изменения подходов к их решению, новых стилей и методов лидерства. Таким образом, лидерство оказывается ситуативным. В зависимости от изменения социальной среды на роль лидера могут выдвигаться различные индивиды.

Недостатками названных теорий является односторонняя характеристика природы лидерства. Они либо увязывают ее с наличием выдающихся черт у лидера, либо определяют как возможность занятия лидирующих позиций в зависимости от конкретной ситуации.

В теории определяющей роли последователей внимание сосредоточено на отношениях лидера с ведомыми. Настроения, интересы, потребности разных социальных групп есть императив для властных решений лидера. Он ориентируется на группы и старается выполнить их требования. Сторонники этой теории считают влияние ведомых на лидера негативным. Последователи превращают лидера в марионетку, действующую по их указаниям.

Сторонники психологической теории лидерства считают, что в основе общественной жизни лежит человеческая психика, которой и объясняются все поступки людей. Наиболее широкое распространение получила фрейдистская трактовка лидерства. По Фрейду, потребность в авторитете живет в «массовом» человеке как выражение тоски по отцу; великие лидеры стараются использовать эту потребность, чтобы вести за собой массы.

Неудовлетворенность сложившейся аргументацией привела к становлению интегративной теории лидерства. В ней социальная природа лидерства объяснялась взаимодействием лидера и его сторонников, влиянием целого ряда факторов. В число этих факторов включались:

Личность лидера, его происхождение, способ выдвижения в лидеры;

Окружение лидера, его последователи и оппоненты;

Характер отношений между лидером и сторонниками;

Результаты взаимодействия лидера и его последователей в конкретных ситуациях.

Итак, подводя итог рассмотрения основных теорий происхождения лидерства, можно сказать, что «политическое лидерство - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие – отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации».

Лидерство – это не новый стиль руководства, а способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Признак осуществления власти – важная сторона политического лидерства.

Большое значение для эффективной роли политического лидера в системе властеотношений имеет авторитет. В самом общем виде авторитет – социальная оценка субъекта деятельности группы людей, среди которых он действует, и сущность оценки состоит в определении соответствия субъекта требованиям деятельности и условием его происхождения. Если речь идет о политическом лидере, то, очевидно, политический авторитет – это соответствие лидера тем ожиданием людей, которые должны проявиться в политической деятельности. Авторитет не приходит в политику вместе с выборами или назначением на должность. Наделение властными полномочиями лишь возможность проявить себя в качестве политического деятеля. Авторитет складывается в процессе самой деятельности как один из ее результатов.

Итак, политический авторитет несет в себе общественное признание возможностей субъекта политики осуществлять власть. Он вырастает из доверия, но не приходит вместе с ним. Объект еще должен убедиться в возможности субъекта реализовать свой потенциал в практике, в способности соединить слово и дело. Тем самым авторитет проявляет себя как оправданное доверие.

Важная черта лидерской власти - способ ее осуществления. Возникая и развиваясь, политическое лидерство выражает свою сущность с помощью формальных институтов власти. А это требует организованного оформления и формального утверждения статуса лидера. Но, получая мандат лидера, субъект политики возлагает на себя известную ответственность, принимая тем самым определенные обязательства.

Оценить деятельность политического лидера и определить меру политической ответственности можно путем сопоставления реальных действий политика и выдвигаемой им программы. Лидер, не выполняющий своих политических обязательств, пренебрегающий интересами государства и общества, должен нести политическую ответственность. Нарушения им установок людей, которые передали ему свои полномочия, рассматривается как политическая безответственность, приводящая к отторжению лидера и санкциям со стороны последователей.

Политический лидер довольно таки часто остается вне этих санкций. Это хорошо видно на примере России, где широко распространен прием ухода лидеров и вождей от политической ответственности. Суть его заключается в том, что без особых объяснений и отчетов неожиданно прекращаются работы по осуществлению намеченных планов. Так же легко лидеры могут отменить Конституцию и закон, ссылаясь на «политическую целесообразность» или на «юридический формализм» закона. Такой прием позволяет, не отчитываясь за провалы и просчеты политики, продолжать оставаться у власти.

Таким образом, роль и влияние фактора лидерства на политику очень велики. Без воли и сознания лидеров невозможно принятие политических решений. Исходным моментом этого фактора является осознание политиками сущности интересов широких народных масс.

Только осознанно воспринятые, они становятся внутренней основой ответственного поведения политических лидеров, регулятором которых служит совесть. При этом совесть выступает как особая форма осознания моральной ответственности лидера за свое поведение, помогающая ему в выборе цели деятельности и в оценке сделанного. Когда она есть, чувство ответственности становится главным качеством политического лидера. Такой политик остро чувствует ответственность не только за то, что сделал, но и за то, что мог бы сделать. Он считает себя ответственным за косвенное содействие злу, если ничего не предпринял для его предотвращения.

Наши рекомендации