Молодёжь и государственная молодёжная политика в республике беларусь

Молодёжь – важнейший социальный ресурс развития любого общества. Именно молодёжь является тем звеном, через которое практически реализуется преемственность поколений. Образно говоря, молодёжь является как бы своеобразным мостиком, по которому общество, используя опыт прошлого и строя настоящее, войдёт будущее.

Поэтому молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Республики Беларусь. Ее реализация – одно из важных направлений развития белорусского общества.

Государственная молодежная политика - это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь. В РБ создана законодательная и нормативно-правовая база государственной молодёжной политики. Положение нашей молодёжи в обществе отражено в Конституции. В статье 32 указывается, что молодёжи гарантируется право на духовное, нравственное и физическое развитие.

Важнейшим документом, определяющим основы государственной молодёжной политики, является Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», принятый 24 апреля 1992 года. Изменения и дополнения к данному закону были приняты 9 июля 1997 г.

В соответствии с законом субъектами государственной молодежной политики являются:

- молодые граждане в возрасте до 31 года;

- молодые семьи, в которых один из супругов находится в возрасте до 31 года;

- молодежные общественные объединения.

В настоящее время почти четверть населения Беларуси (23,7%) – молодежь. При этом в городах проживает 79%, в сельской местности – 21%.

Учащаяся молодежь (старшеклассники, учащиеся ПТУ и средних специальных учебных заведений, студенты вузов) составляет более половины в общем количестве молодежи республики.

Значительную долю учащейся молодежи составляет студенчество. Студенчество – это «золотой фонд» нации, который во многом будет определять будущее страны. Менее чем за 10 лет число студентов в республике увеличилось на 70%.

Сегодня на 10 тыс. населения в республике приходится 370 студентов (в 1995/96 учебном году – 194). Высшее образование в Беларуси можно получить как в государственных, так и в частных вузах, к которым предъявляется единое требование – высокое качество обучения. Достаточно прозрачно проводится и вступительная кампания, что позволяет осуществить централизованное тестирование.

На льготных основаниях в высшие и средние специальные учебные заведения страны могут поступить победители республиканских и международных предметных олимпиад, молодые люди из социально уязвимых слоев населения, сельская молодежь. Дополнительные льготы были введены в республике для выпускников сельских школ. В итоге 50% от их числа ежегодно становятся абитуриентами, а каждый четвертый – студентом ВУЗа или ССУЗа.

В Беларуси сохранено бесплатное высшее образование. В течение десяти лет число принимаемых на бюджетное обучение в государственные вузы остается практически неизменным. Тем, кто не прошел по конкурсу, но показал высокие знания, предоставлена возможность платного обучения. Учитывая то, что многим гражданам нелегко найти нужную сумму в семейном бюджете, государство пошло им навстречу. 17 декабря 2002 г. был подписан Указ Президента Республики Беларусь о льготном кредитовании студентов, обучающихся за плату в государственных вузах.

Актуальной для студенчества социальной проблемой является обеспечение жильем на период учебы. Наиболее сложная ситуация складывается в Минске, где около 28 тыс. человек не могут быть устроены в общежитие по причине нехватки мест. Принимая во внимание серьезность проблемы, Глава государства поручил городским властям рассмотреть вопрос о строительстве «студенческой деревни», в которой будет необходимая инфраструктура: общежития, стадион, тренажерный зал, кафе, дискотека, сауна и др. Такой комплексный проект будет осуществлен впервые в СНГ.

Особое внимание государство уделяет научной молодежи. Научная молодежь занимает ключевое место в обеспечении научно-технического прогресса. Центром научно-исследовательской деятельности студентов считается БГУ, на базе которого работает 20 студенческих научно-исследовательских лабораторий.

Основой поддержки молодых ученых являются специальные фонды Президента Республики Беларусь, система стипендий Президента и Правительства страны, а также ряд надбавок и премий для стимулирования творческой активности молодежи в науке. Государство берет на себя решение их жилищно-бытовых проблем, ведь именно эти проблемы зачастую становятся причиной эмиграции.

Новым шагом в деятельности высшей школы стало создание системы подготовки специалистов для инновационной сферы, призванной насытить рынок труда специалистами, способными реализовать результаты научно-технических разработок на рынке наукоемкой продукции и организовать процессы коммерциализации интеллектуальной собственности.

Потребность государства в специалистах такого профиля существует уже сегодня. Пример тому – создание Парка высоких технологий.

Из 2,3 млн. молодых граждан Беларуси 485 тыс. проживают в сельской местности. Сельская молодежь неоднородна по своему составу: это молодые специалисты-аграрии с высшим образованием, служащие среднего звена, сельскохозяйственные рабочие.

По итогам летнего призыва на срочную службу ряды белорусской армии пополнили 12 тыс. молодых людей – примерно каждый десятый юноша призывного возраста. Четверть из них составляют резерв армии.

Активно внедряется служба по контракту. Военнослужащие, работающие на контрактной основе, составляют 20–22% от общей численности солдат и сержантов Вооруженных Сил Республики Беларусь. Хорошим стимулом к выбору службы по контракту после прохождения срочной службы для молодого человека являются соответствующие льготы. Это компенсации за аренду жилья, бесплатное медицинское обслуживание, возможность учиться в школе прапорщиков либо в Военной академии.

Сохранение здоровья и преодоление негативных явлений в молодежной среде – острейшие проблемы всего общества, поскольку затрагивают перспективы его будущего развития.

Малоподвижный образ жизни, большая информационная нагрузка, распространение вредных привычек, неправильное питание негативно сказываются на здоровье подрастающего поколения. Каждый четвертый школьник имеет несколько хронических заболеваний, у многих выпускников школ есть медицинские ограничения при выборе профессии.

Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что молодые люди, отмечая сохранение и укрепление здоровья в качестве приоритетной жизненной ценности (на это указало 65% респондентов), сами не проявляют должной активности в этом отношении. Только треть из них регулярно занимается физической культурой и спортом (в большей степени это относится к учащейся молодежи и юношам), большинство – от случая к случаю, 14% молодых людей не занимаются спортом вообще.

Значительный урон здоровью наносят вредные привычки – курение, алкоголизм, наркомания. Ежегодно от болезней, связанных с курением, в республике умирает свыше 15 тыс. чел. Наиболее привержены этой вредной привычке молодые люди в возрасте 20–29 лет. В возрастной категории 15–19 лет с сигаретой «дружат» 44% юношей и девушек. Подростки, как правило, начинают курить под влиянием сверстников.

Изменить ситуацию можно только путем формирования у молодых людей позитивных моделей поведения. Курение не должно быть модным и престижным.

В молодежной среде сохраняется неблагоприятная ситуация по распространению таких социально опасных заболеваний как алкоголизм, наркомания, СПИД.

По данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь, с 1994 года контингент больных хроническим алкоголизмом и алкогольным психозом увеличился на 48%. Особую тревогу вызывает рост этих заболеваний среди молодежи. Алкоголь ухудшает генетический фонд нации. Так, например, более 30% детей с нарушениями умственного развития рождается у матерей, злоупотребляющих алкоголем.

Увлечение наркотиками и алкоголем не только наносит урон здоровью, но тесно связано с криминалом. Согласно данным МВД, количество правонарушений, связанных со сбытом наркотиков, за последние три года увеличилось на четверть. Наркопреступность среди несовершеннолетних за это же время возросла более чем вдвое.

Проблемой, тесно связанной с наркотиками, является распространение ВИЧ-инфекции.

В целях преодоления негативных явлений среди молодежи и укрепления ее здоровья в республике проводится соответствующая работа по развитию физической культуры и спорта.

Кстати, одна из сфер, в которых белорусская молодежь достойно представляет свою страну на мировой арене, – спорт высших достижений. Юлия Нестеренко, Андрей Макаров, Иван Тихон, Надежда Остапчук, Татьяна Москвина, Юрий Рыбак, Дмитрий Базылев и многие другие – вот имена, прославившие суверенную Беларусь. Их патриотизм, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели и стремление к победе – хороший пример для подрастающего поколения.

Формированию здорового образа жизни способствует комплекс информационно-образовательных мероприятий. Традицией стало проведение в учебных заведениях страны акций: «Молодежь против наркотиков», «За здоровый образ жизни», «Деятели искусства, культуры и творческая молодежь против СПИДа», дискуссий, университетов «Здоровье», лекториев и кинолекториев, выставок литературы по здоровому образу жизни.

С 1996 года основные мероприятия по реализации молодежной политики осуществляются в соответствии с республиканскими программами «Молодежь Беларуси».

В настоящее время действует программа «Молодежь Беларуси» на 2006–2010 годы, которую в апреле 2006 г. утвердил Президент Республики Беларусь.

Ее основные направления — повышение престижа и возможности получения качественного образования, поддержка творческой и научной молодежи, воспитание гражданина–патриота, развитие системы трудоустройства молодежи на постоянной основе, пропаганда здорового образа жизни, помощь молодым семьям, развитие молодежного туризма, принятие упреждающих мер по нераспространению среди молодых людей криминала, пьянства, наркомании.

Программа предусматривает создание условий для более активного включения молодежи в социально–экономическую, политическую и культурную жизнь общества, развитие позитивных детских и молодежных инициатив.

Ожидается, что в результате реализации республиканской программы повысится качество жизни сельской молодежи, снизится уровень миграции молодых граждан, в том числе молодых специалистов, работающих в сельских населенных пунктах, уменьшится число безработных среди молодежи, будет развита система временной и сезонной занятости молодежи.

Воплощение в жизнь положений программы также позволит укрепить здоровье и повысить уровень физической подготовленности молодежи, возродить ценность и значимость семьи в общественном сознании, укрепить семью, увеличить рождаемость, консолидировать общественное молодежное движение в целях построения сильной и процветающей Беларуси.

В рамках осуществления данной программы молодёжи оказывается всевозможная помощь в трудоустройстве.

Молодежь – одна из самых уязвимых категорий населения на рынке труда, поскольку отсутствие необходимого практического опыта иногда становится серьезным препятствием для молодых людей, начинающих трудовую жизнь. Хорошей возможностью трудоустройства для молодежи из числа выпускников государственных учреждений, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, является предоставление первого рабочего места по распределению, создание субсидированных рабочих мест для временного трудоустройства.

Большое внимание в нашей стране уделяется молодым семьям. В настоящее время число молодых семей составляет около 528 тыс., или 20% от общего числа семей республики.

Среди мер, направленных на поддержку молодой семьи, следует выделить подготовку юношей и девушек к семейной жизни, психолого-педагогическое консультирование молодых родителей по вопросам воспитания детей, предоставление бесплатных или частично оплачиваемых консультаций юридического характера, поддержка и развитие сети служб по вопросам планирования семьи, желанного рождения детей и предупреждения заболеваний.

В этой связи государство уделяет особое внимание семьям с детьми. Это денежные выплаты, адресная материальная помощь, трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы. Предоставление льготных кредитов на приобретение домашнего имущества является уникальной формой финансовой поддержки молодых семей, которая не практикуется ни в одной из стран СНГ.

Молодая семья, не имеющая своего жилья, вправе получить не только льготный кредит, но и одноразовую безвозмездную субсидию при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений. При строительстве жилья молодежь освобождается от уплаты за социальную и инженерно-транспортную инфраструктуру.

Каждую минуту на Земле рождается 150 человек, а за сутки – 210 тысяч человек, что составляет население Бобруйска. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый город Минск, каждые три года – такая страна как США. Население планеты составляет 6 млрд. людей. На сегодняшний день есть страны, где смертность превышает рождаемость. И Беларусь не исключение.

Предоставляя различные виды помощи, государство рассчитывает на молодежь как основной ресурс в решении демографических проблем общества. Таким образом, семейная политика направлена не только на социальную защиту молодой семьи, но и на стимулирование рождаемости. Указ Президента Республики Беларусь от 14 октября 2004 г. № 505 «Об усилении материальной помощи семьям при рождении детей» предусматривает увеличение единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей до размера трехкратного бюджета прожиточного минимума. Помимо этого, в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2004 г. № 1174 «О выплате денежной компенсации семьям при рождении близнецов» выплачивается денежная компенсация в размере двух бюджетов прожиточного минимума на каждого из близнецов.

В Лидском районе основные мероприятия по реализации государственной молодёжной политики осуществляются в соответствии с районной программой “Молодёжь Лиды” на 2003-2006 годы, утверждённой решением Лидского городского исполнительного комитета № 2-17 от 15.05.2003 г. На стадии утверждения новая программа “Молодёжь Лидчины” на 2007-2010 годы.

Основные направления работы:

- организация трудоустройства и вторичной занятости молодёжи, развитие профессиональной ориентации молодёжи;

- создание в районе эффективной системы военно-патриотического воспитания; (В Лидском районе зарегистрировано 6 музеев историко-краеведческого профиля, 32 музейные комнаты, 5 экспозиций. 17 июня 2005 г. решением областной коллегии управления культуры историко-краеведческому музею Бердовской школы присвоено звание “Народный музей”.)

- создание условий для духовного, физического и культурного развития и оздоровления молодёжи, формирования её нравственно-правовой культуры; (Одним из важнейших составляющих физического и нравственного воспитания является организация летнего оздоровления детей и подростков. В 2006 г. в Лидском районе оздоровлено 3583 подростка в дневных лагерях и 3709 – в лагерях с круглосуточным пребыванием, из них 212 состоящих на учёте в ИДН, 272 детей-сирот, 305 детей относящихся к “группе риска”.)

- обеспечение полноценного правового и социального статуса молодёжи, защита её прав и свобод;

- пропаганда здорового образа жизни; профилактика ВИЧ/СПИД, алкоголизма и наркомании; (В Лидском районе достаточно много внимания уделяется работе по популяризации здорового образа жизни. Для желающих заняться физической культурой и спортом в районе создана спортивная база, в рамках которой функционирует 3 спорткомплекса, 2 физкультурно-оздоровительных комплекса, городской стадион, 8 стрелковых тиров, около 80 спортивных залов, плавательный бассейн, 21 мини-бассейна, 215 спортивных площадок, 8 ДЮСШ, ДЮКФП, ЦДЮТиЭ, 27 клубов по спортивным интересам. На базе этих учреждений культивируется 36 видов спорта.)

- профилактика и предупреждение преступлений и правонарушений в молодёжной среде. (В данном направлении проводится огромная работа. С целью помочь сотрудникам милиции в их борьбе с правонарушениями в молодёжной и подростковой среде, в Лидском районе с февраля 2006 г. создан и функционирует Молодёжный отряд охраны правопорядка, члены которого несут дежурство вместе со штатными сотрудниками Лидского РОВД, перенимая тем самым их опыт. Кроме патрулирования, молодые стражи порядка занимаются и профилактической работой с молодёжью. А с целью освоения навыков самообороны трижды в неделю дружинники постигают мастерство защиты под руководством опытных работников РОВД.)

Таким образом, можно сделать вывод: наше государство не стоит в стороне от молодёжных проблем, делает много для их решения. Молодёжь является приоритетом социальной политики. Конечно, многие проблемы молодых людей были бы решены, если бы эффективно работала экономика.

Каким станет наше общество в XXI веке можно помечтать и представить его себе, но при одном условии: без активного участия молодёжи строительство нового общества невозможно.

Вопросы к учащимся

Найдите соответствие подпрограммы и её задач:

А) ”Социальная защита семьи и детей“

Б) ”Дети и закон. Воспитание личности“

В) ”Дети Чернобыля“

Г) ”Дети-инвалиды“

Д) ”Дети-сироты“

Е) ”Детское питание“

1. повышение качества жизни семей с детьми, включая усиление государственной поддержки семьям при строительстве, реконструкции и приобретении жилья;

2. обеспечение детей оздоровлением и санаторно-курортным лечением;

3. профилактика заболеваемости и инвалидности в детском возрасте;

4. усиление поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов;

5. внедрение современных медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации заболеваний у детей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС;

6. обеспечение детей-инвалидов современными индивидуальными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание;

7. создание и внедрение новых технологий по производству детских продуктов с высокой пищевой и биологической ценностью;

8. создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различных формах семейного жизнеустройства (приемные семьи, опека, патронат, усыновление);

9. обеспечение детей оздоровлением и санаторно-курортным лечением;

10. ресурсное обеспечение системы органов, учреждений, иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

11. повышение эффективности воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению семейного неблагополучия, детской беспризорности и безнадзорности;

12. совершенствование системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество;

13. расширение доступности детского питания для различных категорий семей;

14. развитие инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

15. совершенствование социально-психологической, правовой помощи семьям, направленной на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение культуры брачно-семейных отношений, укрепление нравственных основ семьи.

Приложение

Наши рекомендации