Государственная молодежная политика

1.Цель и задачи государственной молодежной политики.

2.Основные принципы и направления государственной молодежной политики в Республике Беларусь.

3.Проблемы политической социализации молодежи.

4.Решение молодежных проблем. Совершенствование государственной молодежной политики на современном этапе.

1. По действующему законодательству молодым считается любой гражданин в возрасте от 14 до 31 год.

Государственная молодежная политика – это направление деятельности государства, цель которой – создание необходимых социально-экономических, политико-правовых, организационных условий для социального становления и развития молодежи, реализации творческого потенциала молодого поколения в интересах развития общества.

Государственная молодежная политика – это система социально- экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества.

В связи с этим следует иметь в виду главную идею концепции молодежной политики, которая состоит в том, что государство как основной ее субъект ставит своей целью обеспечить полноценный правовой и социальный статус молодым гражданам, защитить их права и свободы, создать предпосылки для самореализации личности.

Должно быть изменено отношение общества и власти к молодежи. Необходимо рассмотрение ее не только в качестве объекта управления, а главным образом как субъекта развития, не столько как средство, сколько как цель.

Нельзя не согласиться с мыслью белорусского социолога И.В. Лашук, что молодежная политика в современном обществе призвана выполнять, прежде всего человекотворческую функцию, позволяя личности молодого человека конституировать себя как самостоятельный социально активный субъект, обеспечить инновационность социального развития общества и самого себя.

Основными задачами государственной молодежной политики являются:

1. Выявление потребностей и интересов молодежи.

2. Создание благоприятных условий для реализации этих потребностей и интересов.

3. Координация отношений между молодежью и обществом, между молодежью и другими социальными группами общества.

4. Координация отношений внутри молодежи как особой социально- демографической группы общества.

5. Создание условий для профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров, содействие молодежи в получени конкурентоспособной в условиях рыночных отношений профессии, специальности.

6. Содействие трудоустройству молодежи.

7. Поддержка молодых семей, создание условий для строительства жилья, воспитания детей.

8. Содействие политической социализации молодежи.

9. Содействие повышению социального статуса молодежи.

10. Формирование новой концепции воспитания молодежи.

По имеющимся данным молодежь составляет более 25 % всего населения Беларуси – около 2,6 млн. человек.

Основополагающим документом, который определяет основы государственной молодежной политики в нашей стране, является Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», принятый 24 апреля 1992 года.

Субъектами государственной молодежной политики являются:

а) молодые граждане в возрасте до 31 года;

б) молодые семьи, в которых один из супругов находится в возрасте до 31 года;

в) молодежные общественные объединения.

Ведению Республики Беларусь в лице ее высших органов государственной власти и управления в области молодежной политики подлежит:

1) установление общих организационных, социальных, экономических, политических и правовых начал государственной политики на всей территории Республики Беларусь;

2) определение основ правового статуса молодых граждан, а так же основ правового положения молодежных общественных объединений в Республики Беларусь;

3) законодательное регулирование вопросов организации и деятельности государственного органа Республики Беларусь по делам молодежи;

4) утверждение и осуществление республиканских планов, комплексных и других целевых программ в области государственной молодежной политики;

5) осуществление международных, межгосударственных контактов по вопросам молодежной политики от имени Республики Беларусь;

6) осуществление контроля за соблюдением законодательства о молодежи.

2. Важнейшие принципы государственной молодежной политики в Республике Беларусь:

а) Сочетание государственных, общественных интересов с интересами и правами молодых граждан;

б) Комплексность и последовательность;

в) Учет интересов и потребностей молодых граждан;

г) Учет интересов и потребностей молодых граждан;

д) Гласность и открытость;

е) Участие самой молодежи в разработке и реализации государственной молодежной политики.

Усиление внимания различных властных структур к молодым людям крайне актуально, так как в социальном отношении современная молодежь достаточно сильно дезинтегрирована, разобщена и погружена в стихию рыночных отношений. Резкое вхождение в рынок, сопровождавшееся глубокой дисфункцией традиционных агентов социализации молодых людей (семья, школа, трудовые коллективы и т.д.), к концу 1990-х годов привело к массовому усвоению молодежной средой ценностей индивидуализма, эгоизма, неограниченного гедонизма, к безусловному примату материального над духовным, порицанию и даже полному отрицанию коллективного, резкому всплеску различных социальных патологий.

И здесь особенно тревожным являлось и является то, что немалая часть белорусской молодежи в силу своей личностной и социальной незрелости и, одновременно, наличия объективной потребности в совершенствовании существующего общественного порядка становится не только пассивным адептом экстремистских политических и религиозных идей, концепций, учений, но и временами активно участвует в деятельности по их претворению в жизнь, в том числе и нелегитимными, антигуманными, антисоциальными методами. Это проявляется, например, в негативной роли молодежи в межнациональных, межрасовых, межконфессиональных конфликтах, в участии в экстремистских акциях и др.

Особенности несовершеннолетнего и подросткового возраста, о которых много говорят в психологических и педагогических науках, не могут не учитываться. Молодой гражданин – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Надо не только учитывать эту особенность молодых людей, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны взрослых.

В этой связи большое значение для воспитания молодежи имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественное отношение с их участием.

Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними. В связи с этим в нашей республике уделяется пристальное внимание вопросам правого образования и воспитания молодежи и всего населения страны. Для этого выделяются необходимые кадровые, материальные и финансовые ресурсы, созданы и совершенствуются нормативно-правовая и законодательная база. С 1 сентября 1999 г. в соответствии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 06.07.1999 № 436 во всех ВУЗах республики в качестве одной из обязательных дисциплин был введен курс «Основы права».

В соответствии с современной концепцией государственной молодежной политики в Республике Беларусь выделяются такие направления ее осуществления:

1. Улучшение жилищных условий молодежи.

2. Профориентация и содействие трудовой занятости молодежи .

3. Социально-экономическая поддержка молодой семьи.

4.Содействие гражданскому становлению, духовно-нравственному, патриотическому и экологическому воспитанию молодежи.

5.Поддержка научного и научно-технического творчества, изобретательства и рационализаторства молодежи.

6. Поддержка рабочей (городской и сельской) молодежи, содействие вовлечению молодежи в сельскохозяйственное производство и закреплению молодых специалистов на селе.

7. Развитие международного молодежного сотрудничества.

8. Поддержка массового детского и молодежного спорта и туризма.

9. Государственная поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений.

10. Содействие правовой защите и социальной адаптации и молодежи.

11. Содействие медицинскому обслуживанию и сохранению репродуктивных функций молодых женщин, поддержка материнства.

12. Развитие системы подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений.

13. Развитие системы информационного обеспечения государственной молодежной политики.

В связи с интеграцией и близким сотрудничеством нашей страны с Российской Федерацией по многим политическим вопросам ведется совместная политика двух стран по проблемам сотрудничества в области молодежной политики (соглашение от 30 июня 1995 г.).

Правительство Республики Беларусь всегда стремится к развитию и укреплению отношений между двумя странами. В этой связи представители этих стран убеждены в том, что сотрудничество в области молодежной политики имеет особое значение для сближения двух народов. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области молодежной политики вступило в силу 30 июня 1995 г.

Согласно этому соглашению, обе стороны будут содействовать развитию сотрудничества в области молодежной политики, будут способствовать свободному распространению информации по данной теме и поощрять контакты между молодежными организациями двух стран с целью ознакомления с культурным наследием, современным состоянием культуры через организацию различных фестивалей, конкурсов, выставок и других мероприятий.

В связи с увеличением нервных срывов и самоубийств среди молодого населения двух стран и с целью их предотвращения необходимым является обмен опытом работы социальных служб, оказывающих психологическую, юридическую и социальную помощь молодым гражданам и несовершеннолетним.

Неотъемлемой частью сотрудничества двух стран и укрепления взаимоотношений по вопросам молодежной политики является необходимость развития связей между спортивными организациями двух стран и оказание содействия в развитии физической культуры и спорта среди молодежных, студенческих и школьных организаций.

Для дальнейшей интеграции сторон по вопросам политического и социального развития наших стран необходимо способствовать обмену опытом по данным вопросам, а именно обменом студентов различных учебных заведений двух стран, обменом молодежными и студенческими трудовыми коллективами (отрядами), отрядами добровольного труда, а также развивать систему молодежного туризма.

3. В связи с распадом социалистической системы и Советского Союза, в результате которого бывшие социалистические страны оказались перед выбором пути своего дальнейшего развития, особую актуальность приобрела проблема исследования системной трансформации общества, ее влияние на социально-политические и духовные процессы. Недаром немецкий ученый-политолог К. Бойме подчеркнул, что «крах реального социализма поставил исследования трансформаций буквально на поток».

Особый интерес представляет изучение воздействия процессов трансформации на молодежь. Нашему обществу небезразлична позиция молодежи, которая во многом зависит от процесса ее политической социализации. Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Важной составляющей социализации индивида выступает политическая социализация, под которой принято понимать всестороннее включение граждан в систему политических отношений или в политическую жизнь общества.

Значительное влияние на политическую социализацию молодежи оказывают переломные, переходные периоды общественного развития, когда происходят глубокие перемены в экономической и социально-политической сфере, идет системная трансформация общества. Именно такой период социально-экономического и политического развития переживает в настоящее время наша Родина – Республика Беларусь.

Нельзя не согласиться со следующей мыслью белорусских исследователей В.А. Зенченко, Н.В. Павловой и Г.И. Степанова:

«Процессы трансформации… в нашей стране можно определить как системные, затрагивающие все сферы общественной жизни. При этом нужно иметь в виду, что в отличие от реформ и модернизации системная трансформация предусматривает всестороннее преобразование общественных отношений, которое приводит к новой модели общественного развития.

Сущность этих преобразований кратко можно свести к следующему. В политической сфере в Республике Беларусь происходит переход от монополии на власть одной партии к политическому плюрализму, формированию гражданского общества, многопартийности, парламентаризму. В сфере экономики осуществляется переход от централизованной плановой экономики к экономической системе рыночного типа. Экономические преобразования приводят к изменениям в положении и роли классов и социальных групп в социальной структуре общества, появлению новых социальных слоев: предпринимателей, фермеров и др. Глубокие перемены наблюдаются и в духовно-культурных ориентирах общественного развития».

Для современного белорусского общества, несомненно, особое и важное значение имеет исследование политической социализации молодежи, поскольку будущее состояние нашего трансформируемого общества зависит от хода социализации молодежи Республики Беларусь, зависит от того, в какие структуры включатся юноши и девушки и какие ценности у них будут приоритетными.

Наиболее политически активной составной частью молодежи Беларуси является студенческая молодежь. Студенчество представляет собой специфический социально-демографический слой молодежи, обладающий едиными эмоционально-психологическими и моральными ценностями, имеющими свой общественный статус, четкую структуру, определенную систему жизнедеятельности, значимость в интеллектуальном богатстве страны.

Социализация студенческой молодежи как социологическое явление – важный процесс установления взаимоотношения личности с социумом (обществом и окружающей средой) на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальное становление специалиста с высшим образованием как субъекта профессиональной деятельности.

Именно переход от 18 до 23-24 лет является наиболее важным периодом политической социализации молодежи, потому что он связан с профессиональным и гражданским становлением, дальнейшим физическим и интеллектуальным развитием личности.

В связи с этим российский ученый-педагог Л.Г. Пак высказывает следующую точку зрения: «Мы считаем, что период студенчества – это особая стадия социализации, так как период профессиональной подготовки характеризуется расширением диапазона социальных знаний, норм и способов социального взаимодействия, накоплением социального опыта, профессиональных навыков и умений, обеспечивающих, с одной стороны активизацию субъектной позиции обучающихся в освоении и преобразовании норм человеческого общежития; с другой – траекторию успешной дальнейшей жизнедеятельности будущих специалистов в социуме».

Усилилось противоречие между естественным стремлением молодых людей к экономической самостоятельности и ростом их материальной зависимости от родителей. Материальной поддержкой родителей пользовалось 80% молодежной группы, и она мало зависела от того, проживали молодые вместе с родителями или отдельно от них, имели собственную семью или нет, работали или учились.

До недавнего времени студенчество Беларуси представлялось главным образом как объект политико-идеологического воздействия, как объект социальных перемен. В настоящее время оно рассматривается как конкретный субъект реального политического процесса, носитель определенного мировоззрения.

Социологические опросы студентов минских вузов, проводимые в 2006-2008 годах показали, что для них нормой отношения к политике становится реальное неучастие в ней. Ответы большинства респондентов свидетельствуют, что в их самосознании происходит переориентация с ценностных позиций глобального уровня на актуальные для них злободневные проблемы. Политическая проблематика явно уступает по своей значимости вопросам нравственности, межличностных отношений, наличия социально-культурных благ, возможности реализовать себя. Прослеживается достаточно определенная тенденция – юноши и девушки Республики Беларусь, в отличие от своих сверстников 1980-х и начала 1990-х годов, становятся более прагматичными, практичными и в своих мыслях и действиях.

Многочисленные социологические опросы, проведенные в Республике Беларусь в последние годы, дают основание сделать вывод об общем ценностном и нормативном кризисе у значительной части нашей молодежи.

Подавляющее большинство социологов считает, что весь процесс социализации личности можно условно разделить на два этапа: 1) первичная социализация - происходит в детские и подростковые годы жизни индивида; 2) вторичная социализация – развитие личности в последующие годы жизни.

На первом этапе социализации ощущается сильное влияние семьи, дошкольных и школьных учреждений, других государственных и общественных организаций, а также группы разных компаний друзей и сверстников.

Завершение первого этапа социализации не связано с конкретным, одинаковым для всех возрастом. Признаки завершения первичной социализации т.е. превращения ребенка во взрослого человека, могут быть примерно такими:

а) независимо от других людей, особенно от отца и матери, умение самостоятельно и правильно распоряжаться деньгами;

б) способность в той или иной мере обеспечить себя материальными средствами, необходимыми для здоровой полноценной жизни;

в) проявление самостоятельности в выборе образа жизни.

Второй этап социализации личности связан с воздействием на индивида сложного комплекса объективных и субъективных факторов, определяющих его социальные ориентации и поведение в зрелости и старости.

На втором этапе особенно проявляется влияние социальных институтов, трудовых коллективов, других учреждений и организаций, с которыми взаимодействует тот или иной член общества.

4. Закон Республики Беларусь от 24 апреля 1992г. предусматривает становление общих начал государственной молодежной политики на территории нашей страны, так же, как и создание органов контроля и защиты прав молодых граждан в Республики Беларусь.

Закономерным будет и следующий вопрос: а куда же все-таки могут обращаться молодые граждане для защиты своих прав и интересов. Абсолютно прямо ответить на поставленный вопрос невозможно. Например, для защиты своих трудовых и профессиональных прав по местам учебы, либо работы создаются профессиональные союзы. Для защиты своих прав молодежными организациями могут проводится собрания, митинги, уличные шествия, митинги и др., не нарушающие прав других граждан и правопорядок, что зафиксировано в Конституции Республики Беларусь.

Государство обеспечивает молодым гражданам специальные юридические и социально-экономические гарантии, компенсирующие обусловленные возрастом недостатки их социального статуса. В Конституции Республики Беларусь гарантируется право молодежи на ее духовное, нравственное и физическое развитие. Государством создаются необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.

Для реализации государственной молодежной политики и обеспечения молодым гражданам гарантий, предусмотренных законодательством, могут создаваться социальные службы для молодежи, деятельность которых осуществляется под руководством государственного органа по делам молодежи и исполкомов местных Советов депутатов. Социальные службы для молодежи осуществляют следующие функции: информирование молодых граждан об их правах и возможностях во всех сферах жизни; консультирование несовершеннолетних, других молодых граждан и их родителей; психологическая, педагогическая, наркологическая и юридическая помощь; социальная помощь молодой семье; помощь молодым гражданам, оказавшимся в особо неблагоприятных условиях в силу неудовлетворительного состояния их здоровья, инвалидам, а также лицам, находящимся и окончившим пребывание в государственных детских учреждениях, и безнадзорным несовершеннолетним гражданам; социальная работа в специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей; помощь в адаптации молодых граждан, освобожденных из мест лишения свободы и вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений; иные функции по оказанию помощи и созданию условий для развития молодежи, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. К деятельности в системе социальных служб для молодежи допускаются лица, имеющие соответствующие образование и профессиональную подготовку либо прошедшие аттестацию в установленном порядке.

В республиканском и местных бюджетах отдельным разделом предусматриваются средства на финансирование мероприятий в области государственной молодежной политики.

За счет средств республиканского и местных бюджетов финансируются: 1) республиканские и местные комплексные и целевые программы в области осуществления государственной молодежной политики; 2) расходы по осуществлению международных молодежных контактов в соответствии с заключенными Республикой Беларусь международными договорами; 3) расходы по строительству и содержанию подведомственных государственному органу по делам молодежи объектов.

Статья 8 Закона Республики Беларусь от 24 апреля 1992г. «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» обеспечивает молодежи право на труд, профессиональную подготовку, образование, медицинскую помощь, приобретение жилья, отдых, пользование достижениями культуры, занятие физической культурой и спортом.

Наше государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных общеобразовательных учреждениях и на предприятиях.

Государственная молодежная политика в Республике Беларусь, как один из видов деятельности, стимулирует развитие молодежных объединений.

Молодежное объединение на территории Республики Беларусь – это добровольное общественное формирование преимущественно молодых граждан республики (не менее двух третей от общего числа членов), выражающее их специфические интересы, уставная деятельность которых направлена на обеспечение социального становления и развития молодежи. Молодежные объединения могут создавать союзы и ассоциации. Не допускается прямое или косвенное принуждение молодых граждан к вступлению в молодежные объединения, а также запрещение на участие в их деятельности, основанное на использовании их зависимого положения. Лица, виновные в нарушении этих принципов, несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством. Ни одно молодежное объединение не вправе претендовать на монопольное выражение интересов и потребностей всей молодежи республики.

Правовой статус молодежных объединений в Республике Беларусь определяется республиканским законодательством об общественных объединениях, а так же издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Республики Беларусь.

19 июля 2005г. Президент нашей страны подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях», принятый Палатой представителей и одобренный Советом республики. Этот закон выделяет особые типы общественных объединений – молодежный и детский. Молодежным признается общественное объединение граждан в возрасте до 31 года (не менее 2/3 от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи. Детским признается общественное объединение граждан до 18 лет (не менее 2/3 от общего числа членов).

За прошедшие 17 лет многие положения Закона от 24 апреля 1992г. «Об общих началах государственной молодежной политики в Республики Беларусь» устарели, перестали соответствовать насущным потребностям общества. Сегодня важную роль играет республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2006г. На ее реализацию только за прошедший 2008 год было выделено почти 1,62 млрд. рублей.

Отдельное финансирование получает общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи». Средства от реализации молодежной политики предусмотрены в областных, городских и районных бюджетах.

Эффективность государственной молодежной политики во многом зависит от своевременного видения и решения многих проблем. В последние годы в нашей стране предприняты серьезные меры для улучшения ситуации с обеспечением студенчества местами в общежитиях. Безусловно, большим прорывом является масштабный проект «Студенческая деревня», который планируется реализовывать в столице нашей республики.

На начало 2009г. в стране было зарегистрировано более 160 молодежных и детских общественных организаций. Если верить статистике, то они охватывают своей деятельностью более половины белорусской молодежи.

Сейчас в Республике Беларусь активно обсуждается проект нового Закона об основах государственной молодежной политики, внесенный в Палату представителей. Интересы экономического, политического и духовного развития нашей страны требуют более активного выдвижения молодежи на ответственные посты в органах государственной власти, народного образования, на дипломатическом поприще, в учреждениях науки и культуры. Если серьезно думать о будущем Беларуси, то необходимо создать условия, чтобы молодежь стала объектом государственного и общественного патернализма, объектом всеобщей заботы и поддержки.

Без всякого сомнения, решение важнейших проблем, связанных с судьбой молодежи нашей республики - задача первостепенной государственной важности. От ее решения во многом зависит будущее Республики Беларусь.

Контрольные вопросы:

1. Что такое государственная молодежная политика?

2. Каковы задачи государственной молодежной политики РБ?

3. Каковы основные принципы и направления государственной молодежной политики РБ?

4. Как совершенствуется государственная молодежная политика РБ на современном этапе?

Наши рекомендации