Государственная молодёжная политика в РБ

Государственная молодежная политика – деятельность государства, направленная на регулирование и оказывающая влияние на социальные процессы, участниками которых выступают представители молодежи как особой социально-демографической группы общества.

На годы молодости приходятся также главные социодемографические события в жизни человека: получение образования, освоение профессии, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.

В законе «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» в редакции 24 апреля 1992 г. верхняя граница возраста лиц, относимых к категории «молодежь», была определена возрастом 25 лет. Однако, после внесения изменений в закон 9 июля 1997 г. она пополнилась лицами в возрасте 26-30 лет. Таким образом, в соответствии с законодательством, представителями молодежи в Беларуси считаются лица, постоянно проживающие на ее территории в возрасте от 16 лет до 31 года. При этом меры государственной молодежной политики распространяются на более широкий круг лиц. Так, программа «Молодежь Беларуси» рассчитана на две возрастные группы молодежи – младшую, в которую включены также подростки 14-16 лет (от 14 до 17 лет) и старшую (от 18 до 30 лет).

Меры, принимаемые государством в данной сфере, обеспечивают одну первостепенных потребностей политической системы общества – подготовку индивидов, вступающих во взрослую жизнь, к полноценному участию во всех сферах жизни общества.

На сегодняшний день концептуальные основы государственной молодежной политики в Республике Беларусь оформились. Главная идея концепции молодежной политики состоит в том, что государство как основной ее субъект ставит своей целью обеспечить полноценный правовой и социальный статус молодым гражданам, защитить их права и свободы, создать предпосылки самореализации личности.

Меры, осуществляемые белорусским государством в отношении молодежи, отражены в таких документах как Национальная программа демграфической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг., Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг., Республиканская программа патриотического воспитания детей и молодежи, программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 гг., Программа «Молодые таланты Беларуси» на 2006-2010 гг. и др.

37. Политика государства в сфере конфессиональных отношений в РБ. Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Влияние отдельных конфессий на общественную жизнь Республики Беларусь достаточно велико: прежде всего, это Белорусская Православная Церковь (БПЦ), к которой относит себя более 80% населения Беларуси, считающее себя верующими. Религия и политика в реальной жизни всегда тесно переплетены одна с другой, и Беларусь в этом плане не является исключением. Власть всегда стремилась использовать религиозные организации, втягивая их в те или иные политические процессы. С другой стороны, сами религиозные организации нередко боролись за приоритет над светской властью, используя свое духовное влияние на массы. В этой связи такую религиозную организацию, как церковь, можно рассматривать как одну из сил или институтов, которые формируют политику, наравне с такими институтами, как само государство, политические партии, СМИ и т.д. Политические и правовые решения опосредовали наличие двух этапов конфессиональной политики. Либерально-демократическая модель государственно-конфессиональных отношений, принятая РБ в1992г. утвердив приоритет прав и свобод личности в государственной политике, имела и негативные последствия. Отсутствие единой государственной политики в данной сфере и надлежащего механизма контроля за реализацией прав граждан на свободу совести вызвало определенные перекосы в области государственно-конфессиональных отношений. Начало формирования новой модели государственно-конфессиональных отношений связано с принятой в 1996г. На всенародном референдуме Конституцией РБ. Она подтвердила в качестве правовой основы вероисповедной политики государства такие цивилизационные нормы, как светскость государства, равенство граждан вне зависимости от их отношения к религии и равенство религиозных организаций. Государственные органы вновь вернулись к практике регулирования и контроля за состоянием религиозной ситуации в стране. Специальной компетенцией в области свободы совести наделен созданный Государственный комитет по делам религии и национальности РБ (1997г). Его задачами является подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и требующих решения правительства. В соответствии с этими задачами Госкомитет вырабатывает рекомендации, готовит проекты решений правительства по вопросам, относящимся к его компетенции, проекты законов РБ для внесения их в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания РБ. Сегодня в органах власти происходит своеобразная борьба за религиозное влияние. В этой борьбе уже сложились две партии представителей, которые условно можно назвать либералами и традиционалистами. Либералы за предельно широкое распространение понятия религиозной свободы и обвиняют традиционалистов в попытке установления теократии, а традиционалисты выступают за ограничение деятельности религиозных групп. Государство обязано создать правовое поле для нормальной жизнедеятельности объединений граждан, возникающих по мировоззренческим убеждениям. Для нынешнего этапа формирования новой модели государственно-конфессиональной политики Беларуси характерно признание того, что государство не вправе недооценивать значимость религиозной сферы общества, самоустранятся от разрешения возникающих в ней проблем, не вправе забывать, что в отношениях между государством и религиозными организациями. Именно оно является ведущей силой, обеспечивающей реализацию интересов всех граждан верующих и неверующих. В своей деятельности Госкомитет по делам религии и национальностей опирается на действующий при нем консультативный совет, в состав которого входят представители зарегистрированных религиозных организаций, юристы, специалисты в области религиоведения и др. В Беларуси в 2002 г. принят закон «О свободе совести и религиозных организациях». Этот процесс сопровождался выступлениями активистов-«правозащитников», так как ограничивалась деятельность новых религиозных культов. В то же время белорусское законодательство определяет основные приоритеты государства во взаимоотношениях с религиозными организациями. Эти приоритеты, исходя из действующего законодательства, базируются на двух основных принципах: равенства религий и вероисповеданий перед законом (Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., ст. 16, ч. 1), Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» (ст. 6, ч. 1) и признание определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси; неотделимости ее от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама. Государственная политика в сфере свободы совести в Беларуси находится в состоянии поиска оптимальной модели, условием которой может стать как опора на национальные традиции и опыт, так и учет сложившейся современной конфессиональной ситуации, и нормы международного права в отношении равноправного отношения к различным религиям.





38. Политика и религия.

Религия, будучи представлена церковью в структуре общества, как и все остальные структурные образования, подчиняется политической власти в лице государства. Анализ исторического развития позволяет выделить 4 типа взаимодействия: 1-превращение государственной власти в центр религии. Ярки пример, Римская империя, где императору покланялись как богу. 2-подчинение государства церковным учреждениям. Подобная ситуация имела место в христианской Европе средневековья, где папа, считавшийся наместником Бога на земле, по своему усмотрению раздавал короны, полностью подчиняя государственную власть церковной. 3-союз государства с церковью, который был достигнут в России подчинением монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви. 4-отделение государства от церкви, форма которого была обязательной частью политики СССР. Политика – сфера отношений между индивидом и социальными группами по поводу государственной власти, государственного устройства внутри общества и межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы. Религия – специфическая форма общественного сознания, главными принципами которой является исповедание личного, духовного, совершенного начала - Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с ним жизни. И религиозная, и политическая сфера общественных отношений имеют отношения к человеку, которые неизбежно пересекаются и взаимовлияют друг на друга. Государство не берет на себя излишней и непосильной функции руководить религиозными отношениями и снимает с себя ответственность за действия церкви. В свою очередь, церковь тоже не вмешивается в государственную политику, занимаясь только выполнением своих функций. Такое отделение подразумевает демократический союз церкви и государства, поскольку при этом церковь не исчезает, а продолжает воздействовать на общественное сознание, не вмешиваясь в систему управления государством.

39. Этнополитические процессы в современном мире. Национальная политика в РБ. Население Земли образует множество разнообразных общностей. Особое место среди них по устойчивости в истории, по вкладу в культурное достояние человечества занимают этносы. Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп. Этнос выделяется из других общностей людей рядом признаков. – Самоназвание (эндо этноним) – собственное имя. Нет племени, народности, нации, у которых бы оно отсутствовало. Эндо этнонимы – имена, даваемые данному этносу другими народами, часто отличаются и от самоназвания, и друг от друга. – Общность самосознания как совокупность взглядов, оценок, мнений, отношений, выражающих представления членов данной социально-этнической общности о своей истории, судьбе, месте среди других народов, целях и интересах. Этническое самосознание формируется в древности, на основе отличия от других этносов по культурным, антропологическим, религиозным и иным признакам, противопоставляя «мы» и «они». В связи с тем, что исторически формировались такие общности людей, как роды, племена, народности, нации, то менялось и этническое самосознание их членов. Этничность – особая характеристика личности, состоящая в переживании индивидом своей принадлежности к определенной общности людей, проявляющаяся в сравнении «мы» и «они» в ходе взаимодействия с другими этносами. Этничность – это форма социальной организации культурных различий. Этническая политика – одно из направлений политики государства, касающееся его взаимоотношений с этническими группами, а также регулирования отношений между этническими общностями, населяющими страну. Этническая политика связана с решением проблем, касающихся: – становления единой политической нации; – защиты и реализации национальных интересов государства; – положения национальных меньшинств; – миграции; – демографической ситуации; – связей с зарубежными соотечественниками. Взаимодействие этнических общностей может происходить в различных формах. Так, в современном мире активно идут процессы миграции (лат. migration – переселение), то есть передвижение этнических групп, переселение их в другие регионы, в иную этническую или культурную область. В политическом плане мигранты могут создавать серьезные проблемы для стран, куда они переселяются. Развиваются в мире процессы интеграции (integration – объединение в целое каких-либо частей), характеризующиеся установлением этнических, культурных контактов различных народов в пределах одной социально-политической общности, государства (ЕС, Россия, США и др.). Консолидация – процесс слияния обычно родственных по языку, культуре народов в единую этническую общность (например, челканцы, кумандинцы, телеуты и др. образовали алтайский народ). Ассимиляция – процесс этнического взаимодействия этносов, в результате которого представители одного этноса усваивают язык и культуру другого этноса и полностью утрачивают прежнюю этническую принадлежность. Ассимиляция бывает естественная (добровольная) и насильственная. Политика насильственной ассимиляции сопровождается, как правило, конфликтами, насилием. Аккомодация или адаптация означает приспособление людей к жизни в новой этнической среде или приспособление этой среды к ним для взаимного сосуществования. Аккультурация – процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит изменение их первоначальных моделей. Этническая ситуация в ряде молодых государств Азии и Африки характеризуется трайбализмом (англ. tribe – племя) – сохранением племенной обособленности. Трайбализм проявляется в политическом обособлении на основе родоплеменного деления, в активном участии кланов в общественной жизни, в борьбе за ресурсы, власть, в истреблении других народностей и т.д. Этническая политика в любом государстве затрагивает положения национальных меньшинств. Меньшинством принято считать любую группу (народность), состоящую из граждан данного государства, составляющую меньшинство по отношению к большинству населения, имеющую свою специфику в области культуры, языка, традиций, религии. Важное значение имеет правовое закрепление положения национальных меньшинств. Государства-члены Совета Европы в 1995 году приняли рамочную Конвенцию «О защите национальных меньшинств». В ней отмечается, что потрясения, имевшие место в европейской истории, продемонстрировали необходимость защиты национальных меньшинств для стабильности, демократической безопасности и мира на континенте. Важно не только уважать этническую, культурную, религиозную, языковую самобытность любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, но и создавать условия, позволяющую выражать эту самобытность. Под этническим конфликтом принято понимать социально-политическую ситуацию, обусловленную несовпадением интересов отдельных этнических групп, государств в рамках единого этнического пространства и выражающуюся в их стремлении изменить сложившееся этническое неравенство или политическое пространство. В зависимости от состава участников выделяют: - «горизонтальные» конфликты между этническими группами (осетино-ингушский, ферганский конфликт между узбеками и турками-месхетинцами и др.); - «вертикальные» конфликты между этнической группой и государством (чеченский, карабахский конфликты). Среди причин этнических конфликтов в качестве главной выступают территориальные споры. Любое посягательство на этническую территорию воспринимается как посягательство на само существование этноса. Для обоснования территориальных претензий используются, как правило, исторические факты, принадлежность территории определенному этносу в прошлом. У сторон конфликта есть доказательства, закрепляющие их право на владение территорией. Потому территориальные проблемы в принципе неразрешимы, их постановка в программах политических движений свидетельствует о вызревании этнического конфликта. Второй важнейшей причиной этнических конфликтов является социально-экономический фактор. Это борьба за материальные ресурсы, разделение труда, политическую власть и т.д. Это безработица среди молодежи, малоземелье, люмпенизация значительной части населения. Среди материальных ресурсов важнейшими являются земля, ее недра, госбюджетное финансирование сфер образования, культуры. Серьезной причиной этнических конфликтов являются социально-психологические факторы, различного рода фобии, страхи, направленные на другие группы. Этнические группы стремятся поддерживать межгрупповые границы. Особую роль в возникновении этнических конфликтов играет идеологический фактор (национализм, религиозный фундаментализм). Особенно возрастает роль идеологии в переломные исторические периоды, когда возникают конфликты групповых интересов, этническая мобилизация. Усилению межнациональной напряженности способствует стремление национальных элит использовать религии и их институты в своих политических интересах. Причиной этнических конфликтов может выступать историческая память народов. Такие прошлые насильственные действия, как изменение границ, расчленение этнических общностей, вынужденное переселение, депортации народов в определенных условиях могут стимулировать разжигание межэтнической розни. Существуют различные типы классификаций этнических конфликтов. Так, В. А. Тишков выделяет латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Латентные конфликты могут существовать десятилетиями, они не создают угрозы для жизни людей и могут перерастать в открытые лишь в определенных условиях.По характеру действий сторон различают насильственные (войны, бунты, погромы) и ненасильственные (митинги, демонстрации, голодовки) конфликты.По целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами, выделяют статусные (борьба за создание своих национальных образований, увеличение объема властных полномочий этнической элиты), территориальные (споры из-за территорий, воссоединение этносов, сецессия), культурно-языковые (сохранение, возрождение языка, культуры этнического меньшинства). Многоаспектный характер этнополитических конфликтов предполагает пути урегулирования, которые позволили бы использовать различные средства – экономические, правовые, социально-психологические. Еще важнее предупредить конфликт, не дать ему перейти из латентной фазы в открытую. В современных условиях человечество создает правовые условия для разрешения национальных конфликтов. Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Хельсинкский акт (1975г.), Парижская хартия (1990г.) провозглашают принцип равноправия наций и приоритет прав человека над правами нации и государства. Такие международные структуры, как Комитет ООН по правам человека, Совет ООН по устранению расовой дискриминации и др. осуществляют контроль за соблюдением правовых норм.

Собственно национальное сознание многих народов мира оформилось в XVIII –XIX веках на основе становления и развития современных наций. Национальное сознание белорусов оформилось во второй половине XIX – начале ХХ веков. Сегодня развитие национального самосознания является важным фактором самосохранения и развития белорусской нации. Объективной предпосылкой возникновения и развития национальных отношений является существование социально-этнических групп, отличающихся по происхождению, языку, культуре, этническому самосознанию, религии. Национальные отношения не существуют в «чистом виде», они переплетены с другими общественными отношениями и проявляются во всех сферах жизни государства. Любая проблема (культурная, религиозная, языковая, экономическая) может приобрести национальный характер, если затрагивает интересы той или иной этнической общности. Национальная политика Беларуси строится на понимании белорусской нации как согражданства, как совокупности граждан различных национальностей. При разработке национальной политики РБ принимает во внимание и другие не менее важные принципы и установки. Важнейшими являются: учет особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития, социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности, демографические и эмиграционные процессы, конфессиональную характеристику, особенности национальной психологии, национальные традиции, обычаи и т.д. важнейшей составляющей национальной политики РБ является законодательное обеспечение соблюдения прав лиц, принадлежащим к национальным меньшинствам. Белорусское государство провозгласило и реализует демократические принципы своей национальной политики, которые нашли отражение в целом комплексе нормативно-правовых актов, так или иначе затрагивающих данный вопрос. Среди них важное место занимает Основной закон страны – Конституция РБ 1996г. В ней заложены основы политики Беларуси в данной сфере: государство регулирует отношения между национальными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважение их прав и интересов; ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих на территории страны; все ровны перед законом и имеют право на равную защиту прав и законных интересов; каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность; оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону; каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. В РБ приняты и действуют свыше 20 законодательных актов, в отдельных положениях которых закрепляются права и свободы лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. Важную роль в закрепление прав национальности играют двухсторонние соглашения. Данная категория документов ставит своей целью совершенствование сотрудничества с другими государствами в этой сфере. Государственные структуры стремятся обеспечить оптимальные условия для развития культур всех национальностей. В Беларуси действуют 122 общественные организации, представляющие граждан 24 национальных меньшинств. Их деятельность связана с изучением истории, культуры своих народов, проведением встреч, семинаров, фестивалей, выставок, налаживанием связей со странами происхождения. Создаются культурно-просветительные центры, самодеятельные коллективы народного творчества, школы выходного дня, проводятся республиканские фестивали национальных культур. Не остается без внимания и белорусского государства и работа с соотечественниками за рубежом. Большую поддержку общественным объединениям оказывает Государственный комитет по делам религий и национальностей, призванный проводить эффективную этническую политику в интересах всех народов, проживающих на территории страны. Для Белоруси сохранение своих национальных черт стоит в числе найболееважных стратегических задач. Однако для нашей республики важен также и цивилизационный аспект. Особенность геополитического положения Беларуси состоит в том, что она расположена на стыке двух цивилизаций (восточной и заподной). На протяжении всей истории белорусского народа это влияло и на внешнюю, и на внутреннюю политику государства, на конфессиональную ситуацию. Беларусь занимает позицию нейтралитета в отношении участия в военных блоках и союзах, а главным принципом внешней политики государства является многовекторность, то есть развитие многосторонних отношений.

Наши рекомендации