Государственная молодежная политика в Республике Беларусь.

Молодежь — специфическая социально-демографическая общественная группа в возрасте от 16 до 31 года, которая имеет общие социально-психологические особенности, обусловленные характером социальных отношений на данном этапе развития общества Были приняты такие документы, как Закон РБ «Об общих началах государственной молодежной политики» (1992 г.)» ряд указов Президента, касающихся молодежной политики, постановлений Совета Министров РБ, других ведомств. В этих документах сформулированы основные цели и задачи молодежной политики: 1)выявление потребностей и интересов молодежи; 2)создание благоприятных условий для реализации потребностей и интересов молодежи; 3)регулирование отношений между молодежью и иными социальными группами общества 4)регулирование отношений внутри молодежи как особой социально-демографической группы общества; 5)создание условий для профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров; содействие молодежной занятости; 6)поддержка молодых семей, создание условий для строительства жилья, воспитания детей;7)формирование политических взглядов и навыков политического участия молодежи в политической жизни общества;8)формирование новой концепции воспитания молодежи. В Законе «Об общих началах государственной молодежной политики» установлены основные принципы осуществления государственной молодежной политики, определены отношения государства и молодежи, механизмы реализации молодежной политики, субъекты молодежной политики. В Законе изложены основные принципы государственной молодежной политики в РБ: •сочетание государственных, общественных интересов с интересами и правами молодых граждан; • научная обоснованность, последовательность и комплексность молодежной политики; • учет интересов и потребностей молодых граждан; • гарантированность защиты прав и интересов молодых граждан; • гласность и открытость молодежной политики; • участие самой молодежи в разработке и реализации молодежной политики. В Законе закреплены государственные гарантии реализации молодежной политики. Современная концепция государственной молодежной политики в РБ в качестве главных направлений выделяет следующие:1. Улучшение жилищных условий молодежи. Совершенствование законодательно-нормативной базы; развитие различных форм стимулирования и государственной поддержки строительства жилья для молодежи и молодых семей (предоставление субсидий, долгосрочных кредитов, привлечение внебюджетных источников финансирования); поддержка инициатив молодежи, юридических лиц, направленных на решение жилищной проблемы молодежи в регионах республики. 2. Профориентация и трудоустройство молодежи, решение проблем молодежной занятости. Мировая статистика свидетельствует, что доля молодежи в структуре безработного населения высока во всех странах. В нашей стране проблемы с трудоустройством испытывают выпускники средних специальных и высших учебных заведений. Большую роль в реализации права молодежи на ТРУД призван сыграть новый Трудовой кодекс РБ, который вступил в действие с 1 января 2000 г. В нем урегулированы многие проблемы трудовой деятельности молодежи: льготы, продолжительность рабочего дня, продолжительность рабочего времени для учащихся общеобразовательных и иных учебных заведений и другие вопросы. Министерством образования и Министерством труда и социальной защиты принято совместное постановление «Порядок установления предприятиям, учреждениям и организациям брони для предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учебных заведений» (1999 г.), которое направлено на урегулирование проблемы трудоустройства выпускников государственных учебных заведений. 3. Социально-экономическая поддержка молодой семьи. Развитие центров содействия молодой семье в решении экономических, юридических, социально-бытовых, психологических проблем. 4. Деятельность, направленная на гражданское становление, духовно-нравственное, патриотическое и экологическое воспитание молодежи. 5. Поддержка научного и научно-технического творчества, изобретательства и рационализаторства молодежи. 6. Поддержка рабочей молодежи (городской и сельской), вовлечение ее в сельскохозяйственное производство и закрепление молодых специалистов в селе. Создание надлежащих условий труда и быта рабочей и сельской молодежи. Развитие и поддержка молодежного предпринимательства, молодежных фермерских хозяйств. 7. Усиление международного молодежного сотрудничества. Развитие и укрепление контактов молодежи РБ со сверстниками из зарубежных стран. 8. Поддержка массового детского и молодежного спорта и туризма. Развитие творческого потенциала и поддержка талантливой молодежи. 9. Государственная поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений. Создание условий для самореализации молодежи, поддержка молодежных инициатив. 10. Правовая защита и социальная адаптация молодежи. 11. Содействие медицинскому обслуживанию молодых женщин, поддержка материнства. 12. Развитие системы подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений. 13. Развитие системы информационного обеспечения государственной молодежной политики. Важнейшими субъектами государственной молодежной политики являются Президент РБ, Совет Министров РБ, Парламент — Национальное собрание РБ, Совет Министров РБ каждые три года принимает специальную программу «Молодежь Беларуси». Большую роль в реализации молодежной политики играют Министерство образования РБ, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Министерство культуры, Департамент по делам молодежи Министерства образования РБ. Важнейшим направлением государственной молодежной политики стала поддержка молодых семей, создание условий для строительства жилья, воспитания детей. Государственная политика в этой области опирается на положения Конституции РБ, где установлено, что семья, материнство и отцовство, а также интересы детей находятся под защитой государства. В этой области приняты и действуют такие важные документы, как Закон РБ «О правах ребенка», «Об общих началах государственной молодежной политики в РБ», Указ Президента РБ «Основные направления государственной семейной политики РБ» от 21 января 1998 г.






16. Предмет, функции и методы политологии, ее место в системе общественных наук.

Политология –наука о политических отношениях и политической деятельности людей, о закономерностях развития политичиских систем о сущности, формах и методах политической власти. Политическая наука развивается как целостная система теоретического и прикладного знания о политике. Теоретическая политология решает научные проблемы, связанные с формированием фундаментального знания о политической деятельности, объяснением процессов политического развития. Прикладная политология изучает проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на политические процессы. Предметом политологии являются: 1-политические институты (институционное направление) 2-политические процессы (процессуальное направление) 3-полит. системы различных стран и регионов, специфика их функционирования и развития 4-субъекты политики и отношения между ними 5-внутренняя и внешняя политика, международные отношения 6-политическая культура, сознание, поведение (психоисторический подход) 7-политические теории, учения и концепции (концептуально-философский подход) Функции политологии Применяя определенную систему понятий и категорий, политология дает характеристику процессов завоевания, утверждения, формирования, осуществления, удержания политической власти, раскрывает и объясняет их сущность (описательная и объяснительная ф-ции), позволяет получать сведения о сущности политической власти, закономерностях ее формирования, утверждения, функционирования (информационная, познавательная), формирует взгляды на политическую жизнь, власть (мировоззренческая), выражает взгляды; представления, идеалы определенных классов, социальных слоев и групп (идеологическую), (воспитательная) -обеспечивает передачу новым поколениям людей политического опыта предшествовавших поколений. (Регулятивная): помогает регулировать политические процессы, политические отношения, управлять ими, (критическая) – подвергает критике существующие государственные структуры, другие элементы политических систем, устаревшие взгляды, идеалы. П помогает совершать более правильные действия в политике, утверждать более совершенные политические отношения, институты (инструментальная),(практическая), защита существующих политических систем, политической власти, политических режимов, политических институтов (охранительная) функция. гуманистическая функция, выражающая «современную потребность подчинять интересам обычного человека критерии оценки оптимальности, демократичности, эффективности политики. Структура политологии. В структуре политологии выделяются следующие разделы: теория и методология политики раскрывает философско-методологические основы политики и политических отношений теория политических систем и их элементов исследует сущность, структуру и функции политических систем теория управления социально-политическими процессами изучает цели, задачи и формы политического руководства и управления обществом история политических учений и политическая идеология раскрывает генезис политической науки, содержание основных идейно-политических доктрин современности теория международных отношений рассматривает проблемы внешней и мировой политики, глобальные проблемы современности


Наши рекомендации