Государственная инвестиционная политика и механизм ее реализации в Республике Беларусь.

Инвестиционная политика является частью государственной экономической политики и формируется на каждый этап экономического развития, исходя из особенностей, состояния и тенденций развития национальной экономики с учетом целевых установок социально-экономического развития страны.

В составе государственной инвестиционной политики выделяют долгосрочную, среднесрочную и текущую перспективу.
Инвестиционная политика Республики Беларусь в целом направлена, в первую очередь, на создание условий для стимулирования роста внутренних и внешних инвестиций в экономику, в том числе за счет средств населения, кредитов банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг. Направления использования инвестированных ресурсов должны быть связаны с реализацией приоритетных инвестиционных проектов по таким критериям, как валютоокупаемость проекта, прибыльность, социально-экономическая и экологическая значимость.
Претворение в жизнь государственной инвестишонной политики обеспечивает механизм ее реализации, вклкхающий совокупность мер различного характера - правовых, организационных, экономических.
Правовое регулирование инвестиционной деятшьности осуществляется посредством законодательных и нормативно- правовых актов государства по месту инвестирования,а также международными соглашениями, соглашениями меж# участниками инвестиционной деятельности.

В системе государственного регулирования инвестиционной деятельности особое место занимает прогнозирование и планирование инвестиций. Инвестиционное прогнозирование осуществляется на долго-, средне- и краткосрочный периоды на уровне страны в целом, на уровне отдельных регионов и отраслей, сфер, комплексов, предприятий, фирм и т.д. Основными этапами прогнозирования являются:

  • изучение потребностей в инвестициях;
  • определение возможных объемов инвестиционных потоков по всем источникам финансирования;
  • рациональное распределение инвестиций по направлениям их использования с первоочередным выделением в приоритетные направления;
  • оценка эффективности использования инвестиций.

Потребности в инвестициях определяются на макроуровне, а также на уровне отдельных отраслей, сфер, комплексов, предприятий, фирм и т.д. Потребности в инвестициях увязываются с инвестиционными ресурсами с учетом всех источников финансирования.
На макроуровне прогнозирование общего объема инвестиций осуществляется на основе установления доли инвестиций в ВВП и прогнозируемого объема иностранных инвестиций. Расчет осуществляется:
ии=ввп*д+ии,
где ?/ц - общий объем инвестиций;
Ди - доля инвестиций в ВВП;
Ии - прогнозируемый объем иностранных инвестиций.
Приоритетные направления, по которым необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов, определяются Министерством экономики и Министерством финансов Республики Беларусь с участием всех заинтересованных органов государственного управления.
Инвестиционная деятельность во многом предопределяется кредитно-денежной системой страны, которая предоставляет денежные средства в виде кредитов, ссуд на условиях возвратности, плотности и срочности. Особую роль здесь играют доступность и условия получения кредита, и в частности, плата за кредит в виде процентов (процентная ставка). Величина процента ставки зависит от соотношения спроса и предложения на денежном рынке, степени риска кредитора при предоставлении денежной суммы дебитору, а также учетной политики Национального банка Республики Беларусь.
В системе государственного регулирования инвестиционной деятельности используются: амортизация, налоги, налоговые льготы, валютное регулирование, таможенные пошлины и т.д.

Важнейшая составляющая системы государственного регулирования инвестиционной деятельности - контроль, направленный на повышение эффективности и целевое использование инвестиционных ресурсов. На повышение эффективности и оживление инвестиционной деятельности в Республике Беларусь должно повлиять принятие Инвестиционного кодекса. Его принятие обеспечивает стабильность и прозрачность нормативно-правовой базы в инвестиционной сфере, рост доверия инвесторов к государству, а иностранным инвесторам - стабильные, благоприятные условия для их предпринимательской деятельности.

Наши рекомендации