Общественные объединения
Общественным объединением принято называть группу людей, добровольно организовавшуюся в какой-либо форме для совместного удовлетворения определенных социальных потребностей либо для выражения и представления в институтах власти своих интересов, но не преследующую в качестве цели своей деятельности извлечения прибыли. Общественными объединениями являются политические партии, профессиональные союзы и другие формирования граждан по интересам - организации, общества, союзы, ассоциации, федерации, фонды и т.д. В западных странах объединения людей по интересам обычно называют группами интересов. Политические партии отличаются от групп интересов тем, что они выдвигают кандидатов в представительные органы власти и на государственные должности, а группы интересов этого не делают. Политическая роль групп интересов состоит в оказании давления на органы власти с целью обеспечения принятия выгодных для себя управленческих решений. Напомним, что в Республике Беларусь в настоящее время действует 15 политических партий, 36 республиканских профессиональных союзов и более 2,2 тыс. других объединений граждан [21].
Роль объединений граждан по интересам в функционировании идеологии белорусского государства сильно варьируется в зависимости от целей и задач их деятельности. Одни из них обычно не проявляют активности по вопросам идеологии и политики государства. Это означает, что существующий в данный момент общественный порядок в целом их устраивает. Другие в числе целей деятельности ставят воспитание своих членов на официально признаваемых общественных идеалах, ценностях, целях и представлениях и стремятся активно взаимодействовать по этим вопросам с институтами государства. Это означает, что такие общественные объединения не только всецело разделяют систему поддерживаемых институтами власти ценностей и целей, но и стремятся внести свой вклад в их реализацию. К числу таких объединений в нашей стране, безусловно, относятся Белорусский союз женщин, Белорусское общественное объединение ветеранов, Белорусский республиканский союз молодежи и др. Конструктивное отношение к идеологии и политике нашего государства показывают Православная и Католическая церкви, другие религиозные организации. Третьи общественные объединения критически настроены по отношению к идеологии государства и ставят своей целью добиваться изменений в существующем общественном устройстве и в проводимой государством политике.
Специфические функции в идеологическом механизме современного государства выполняют профессиональные союзы и политические партии.
С переходом индустриально развитых обществ от либерально-рыночной экономической системы к социально ориентированной рыночной экономике существенно изменилась роль профессиональных союзов в сфере социально-экономических и политических отношений: из инструмента классовой борьбы они превратились в инструмент обеспечения конструктивного взаимодействия между трудящимися, предпринимателями и государством. Соответственно, изменилась и позиция объединения нанимателей и институтов государства: они также восприняли принципы конструктивного взаимодействия друг с другом и профсоюзами в деле обеспечения общественного прогресса и социальной справедливости. Иными словами, профессиональные союзы не отвергают идеи, ценности и принципы, лежащие в основе социально-демократического общественного устройства. Как уже отмечалось, его базовыми ценностями являются свобода, равноправие, справедливость, солидарность, сотрудничество и ответственность действующих в нем социальных субъектов.
Именно на таких подходах в настоящее время развивается взаимодействие органов государственной власти и управления Республики Беларусь, Федерации профсоюзов Беларуси и объединений нанимателей. Участвуя в рамках партнерского сотрудничества с государством в разработке законодательства и нормативно-правовых актов в сфере социально-экономических отношений, профсоюзы выступают не только в качестве инструмента защиты интересов наемных работников, но и в качестве важного элемента механизма функционирования белорусской государственной идеологии.
Политические партии, особенно либеральной и социалистической направленности, стояли во главе общественных движений за преобразование традиционных обществ в общества индустриального и постиндустриального типов. Как уже отмечалось, идеи национального государства и нациоцентристской системы мироустройства также возникли и утверждались в процессе реализации модернистского социально-политического проекта. Это означает, что идейно-политические доктрины большинства партий современного (модернистского) общества в своей основе не противоречат базовым постулатам национально-государственной идеологии. Поэтому в демократических обществах политические партии объективно выступают в качестве элементов механизма функционирования идеологии своих государств. В реальной политической жизни различные партии выступают не против базовых ценностей демократического общества, а отстаивают те или иные приоритеты в осуществляемой государством политике или очередность решения назревших социально-экономических проблем с позиций интересов определенных групп людей. Это, правда, не относится к лево- и праворадикальным партиям, которые выступают с утопическими проектами общественных преобразований: леворадикальные - за реализацию мысленных конструктов «светлого» будущего, а праворадикальные — за возврат к «золотому» прошлому.
Анализ программных документов зарегистрированных в Министерстве юстиции Республики Беларусь в качестве политических партий объединений граждан показывает, что большинство из них разделяют идеи, ценности, принципы, представления и цели, лежащие в основе организации и деятельности современного белорусского и государства. Идейные доктрины политических группировок, считающих себя в оппозиции к существующей власти, по-своему интерпретируют историю белорусского народа и его государственности, выступают за смену формы правления в Республике Беларусь и за геополитическую переориентацию страны [22]. Однако пока ни те, ни другие не являются политическими партиями в точном смысле этого понятия и не представлены в структурах власти нашей страны.
Рекомендуемая литература
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.
О средствах массовой информации: Закон Республики Беларусь, 17 июля 2008 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. № 196, 2/1524.
О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 21 февраля 1995 г.: в редакции Закона от 6 октября 2006 г. // Там же. 2006. № 166, 2/1263.
О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008 г. // Там же. 2008. № 184, 2/1521.
О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»: Закон Республики Беларусь, 20 февраля 1991 г.: в редакции Закона от 5 января 2008 г. // Там же. 2008. № 14, 2/1424.
О профессиональных союзах»: Закон Республики Беларусь, 22 апреля 1992 г.: в редакции Закона от 10 мая 2007 г. // Там же. 2007. № 119, 2/1322.
Об образовании: Закон Республики Беларусь, 29 октября 1991 г.: в редакции Закона от 11 июля 2007 г. // Национальный реестр правовых актов. 2007. № 171,2/1350.
О республиканских и местных собраниях: Закон Республики Беларусь, 12 июля 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 67, 2/186.
Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 3 января 2002 г.: в редакции Закона от 6 января 2009 г. // Там же. 2009. № 16, 2/1560.
О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь, 17 декабря 1992 г.: в редакции Закона от 21 июля 2008 г. // Там же. 2008. № 184, 2/1513.
О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2004 г. № 111 // Советская Белоруссия. 2004. 24 февраля.
О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Минск, 2003.
Государство для народа: Документы и материалы третьего Всебелорусского народного собрания 2-3 марта 2006 г. / редкол.: А.Н. Рубинов [и др.]. Минск, Беларусь, 2006.
Дубовік, С.В. СМІ постсацыялістычнай Беларусі пошук новай рацы-янальнасці / СВ. Дубовік. Мінск, 2003.
Лукашенко, А.Г. В процветании Родины — благополучие всех: Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Парламенту / А.Г. Лукашенко // Советская Белоруссия. 2006. 24 мая.
Матусевич, Е.В. Идеологическая работа в Республике Беларусь / Е.В. Матусевич, С.Г. Паречина. Минск, 2006.
Примечания
1. Современная западная философия. Словарь М., 1981. С. 177.
2. Там же. С. 178.
3. Трещенок, Я.И. История Беларуси: в 2 ч. / Я.И. Трещенок, Могилев, 2004. Ч. 1. С. 257.
4. Права человека: Сборник международно-правовых документов Минск, 1999. С. 10
5. Алмонд, Г. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор / Г. Алмонд [и др.]. М., 2002. С. 163.
6. О республиканских и местных собраниях: Закон Республики Беларусь, 12 июля 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №67, 2/186.
7. Государство для народа: Документы и материалы третьего ВсебелорусСкого народного собрания (2-3 марта 2006 г.). Минск, 2006. С. 6, 219-220.
8. О Государственных праздниках и праздничных днях в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 // Сборник действующих нормативно-правовых актов Президента Республики Беларусь: 1994-2000. Минск, 2001.
9. Об установлении государственного праздника — дня Независимости Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 11 декабря 1996 г. № 1 // Там же.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Минск, 2003. Ст. 106.
11.0 совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2004 г. № 111: в редакции Указа от 2 июня 2009 г. // Национальный реестр правовых актов. 2009. № 136, 1/10739.
12. Тишков, В А. Этнология и политика / В.А. Тишков. М., 2001. С. 239.
13. О средствах массовой информации: Закон Республики Беларусь, 17 июля 2008 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. № 196, 2/1524.
14. Основы идеологии белорусского государства / под общ. ред. С.Н. Князева, СВ. Решетникова. Минск, 2004. С. 161.
15. Там же.
16. Друк Беларусь 2007: статыстычны зборнік / Міністэрства інфармацыі Рэспублікі Беларусь; Нацыянальная кніжная палата Беларусі Мінск, 2008. С. 10, 69-72, 75. Информационное пространство Беларуси: справочник. Минск, 2008. С. 276-320, 336-337.
17. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Минск, 2003. С. 41.
18. Там же. С. 43.
19. Республика Беларусь. Статистический ежегодник. 2008 / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Минск, 2008. С. 111.
20. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. С. 50.
21. Республика Беларусь. Статистический ежегодник. 2008 / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Минск, 2008. С. 25.
22. Политические партии: Беларусь и современный мир. Минск, 2002.