Общественные объединения

Общественным объединением принято называть группу людей, добровольно организовавшуюся в какой-либо форме для совместного удовлетворения определенных социальных по­требностей либо для выражения и представления в институ­тах власти своих интересов, но не преследующую в качестве цели своей деятельности извлечения прибыли. Общественны­ми объединениями являются политические партии, профес­сиональные союзы и другие формирования граждан по инте­ресам - организации, общества, союзы, ассоциации, федера­ции, фонды и т.д. В западных странах объединения людей по интересам обычно называют группами интересов. Политичес­кие партии отличаются от групп интересов тем, что они вы­двигают кандидатов в представительные органы власти и на государственные должности, а группы интересов этого не де­лают. Политическая роль групп интересов состоит в оказании давления на органы власти с целью обеспечения принятия вы­годных для себя управленческих решений. Напомним, что в Республике Беларусь в настоящее время действует 15 полити­ческих партий, 36 республиканских профессиональных сою­зов и более 2,2 тыс. других объединений граждан [21].

Роль объединений граждан по интересам в функциониро­вании идеологии белорусского государства сильно варьиру­ется в зависимости от целей и задач их деятельности. Одни из них обычно не проявляют активности по вопросам идео­логии и политики государства. Это означает, что существую­щий в данный момент общественный порядок в целом их устраивает. Другие в числе целей деятельности ставят воспи­тание своих членов на официально признаваемых обще­ственных идеалах, ценностях, целях и представлениях и стре­мятся активно взаимодействовать по этим вопросам с инсти­тутами государства. Это означает, что такие общественные объединения не только всецело разделяют систему поддер­живаемых институтами власти ценностей и целей, но и стре­мятся внести свой вклад в их реализацию. К числу таких объединений в нашей стране, безусловно, относятся Бело­русский союз женщин, Белорусское общественное объеди­нение ветеранов, Белорусский республиканский союз моло­дежи и др. Конструктивное отношение к идеологии и поли­тике нашего государства показывают Православная и Като­лическая церкви, другие религиозные организации. Третьи общественные объединения критически настроены по отно­шению к идеологии государства и ставят своей целью доби­ваться изменений в существующем общественном устрой­стве и в проводимой государством политике.

Специфические функции в идеологическом механизме со­временного государства выполняют профессиональные союзы и политические партии.

С переходом индустриально развитых обществ от либерально-рыночной экономической системы к социально ориентиро­ванной рыночной экономике существенно изменилась роль про­фессиональных союзов в сфере социально-экономических и поли­тических отношений: из инструмента классовой борьбы они пре­вратились в инструмент обеспечения конструктивного взаимо­действия между трудящимися, предпринимателями и государ­ством. Соответственно, изменилась и позиция объединения на­нимателей и институтов государства: они также восприняли принципы конструктивного взаимодействия друг с другом и профсоюзами в деле обеспечения общественного прогресса и социальной справедливости. Иными словами, профессиональ­ные союзы не отвергают идеи, ценности и принципы, лежащие в основе социально-демократического общественного устройства. Как уже отмечалось, его базовыми ценностями являются свобода, равноправие, справедливость, солидарность, сотрудничество и от­ветственность действующих в нем социальных субъектов.

Именно на таких подходах в настоящее время развивается взаимодействие органов государственной власти и управления Республики Беларусь, Федерации профсоюзов Беларуси и объ­единений нанимателей. Участвуя в рамках партнерского со­трудничества с государством в разработке законодательства и нормативно-правовых актов в сфере социально-экономических отношений, профсоюзы выступают не только в качестве ин­струмента защиты интересов наемных работников, но и в ка­честве важного элемента механизма функционирования бело­русской государственной идеологии.

Политические партии, особенно либеральной и социалисти­ческой направленности, стояли во главе общественных движе­ний за преобразование традиционных обществ в общества ин­дустриального и постиндустриального типов. Как уже отмеча­лось, идеи национального государства и нациоцентристской системы мироустройства также возникли и утверждались в про­цессе реализации модернистского социально-политического проекта. Это означает, что идейно-политические доктрины боль­шинства партий современного (модернистского) общества в своей основе не противоречат базовым постулатам национально-государственной идеологии. Поэтому в демократических обще­ствах политические партии объективно выступают в качестве элементов механизма функционирования идеологии своих госу­дарств. В реальной политической жизни различные партии вы­ступают не против базовых ценностей демократического обще­ства, а отстаивают те или иные приоритеты в осуществляемой го­сударством политике или очередность решения назревших соци­ально-экономических проблем с позиций интересов определен­ных групп людей. Это, правда, не относится к лево- и праворади­кальным партиям, которые выступают с утопическими проекта­ми общественных преобразований: леворадикальные - за реали­зацию мысленных конструктов «светлого» будущего, а правора­дикальные — за возврат к «золотому» прошлому.

Анализ программных документов зарегистрированных в Ми­нистерстве юстиции Республики Беларусь в качестве политиче­ских партий объединений граждан показывает, что большин­ство из них разделяют идеи, ценности, принципы, представле­ния и цели, лежащие в основе организации и деятельности со­временного белорусского и государства. Идейные доктрины политических группировок, считающих себя в оппозиции к существующей власти, по-своему интерпретируют историю бело­русского народа и его государственности, выступают за смену формы правления в Республике Беларусь и за геополитическую переориентацию страны [22]. Однако пока ни те, ни другие не являются политическими партиями в точном смысле этого поня­тия и не представлены в структурах власти нашей страны.

Рекомендуемая литература

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и допол­нениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.

О средствах массовой информации: Закон Республики Беларусь, 17 июля 2008 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Бе­ларусь. 2008. № 196, 2/1524.

О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 21 февраля 1995 г.: в редакции Закона от 6 октября 2006 г. // Там же. 2006. № 166, 2/1263.

О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Бела­русь, 23 июля 2008 г. // Там же. 2008. № 184, 2/1521.

О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»: За­кон Республики Беларусь, 20 февраля 1991 г.: в редакции Закона от 5 ян­варя 2008 г. // Там же. 2008. № 14, 2/1424.

О профессиональных союзах»: Закон Республики Беларусь, 22 апреля 1992 г.: в редакции Закона от 10 мая 2007 г. // Там же. 2007. № 119, 2/1322.

Об образовании: Закон Республики Беларусь, 29 октября 1991 г.: в ре­дакции Закона от 11 июля 2007 г. // Национальный реестр правовых ак­тов. 2007. № 171,2/1350.

О республиканских и местных собраниях: Закон Республики Бела­русь, 12 июля 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 67, 2/186.

Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь: Закон Рес­публики Беларусь, 3 января 2002 г.: в редакции Закона от 6 января 2009 г. // Там же. 2009. № 16, 2/1560.

О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Бе­ларусь, 17 декабря 1992 г.: в редакции Закона от 21 июля 2008 г. // Там же. 2008. № 184, 2/1513.

О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической рабо­ты в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2004 г. № 111 // Советская Белоруссия. 2004. 24 февраля.

О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствова­нию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работ­ников республиканских и местных государственных органов. Минск, 2003.

Государство для народа: Документы и материалы третьего Всебелорусского народного собрания 2-3 марта 2006 г. / редкол.: А.Н. Рубинов [и др.]. Минск, Беларусь, 2006.

Дубовік, С.В. СМІ постсацыялістычнай Беларусі пошук новай рацы-янальнасці / СВ. Дубовік. Мінск, 2003.

Лукашенко, А.Г. В процветании Родины — благополучие всех: Посла­ние Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому наро­ду и Парламенту / А.Г. Лукашенко // Советская Белоруссия. 2006. 24 мая.

Матусевич, Е.В. Идеологическая работа в Республике Беларусь / Е.В. Матусевич, С.Г. Паречина. Минск, 2006.

Примечания

1. Современная западная философия. Словарь М., 1981. С. 177.

2. Там же. С. 178.

3. Трещенок, Я.И. История Беларуси: в 2 ч. / Я.И. Трещенок, Могилев, 2004. Ч. 1. С. 257.

4. Права человека: Сборник международно-правовых документов Минск, 1999. С. 10

5. Алмонд, Г. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор / Г. Алмонд [и др.]. М., 2002. С. 163.

6. О республиканских и местных собраниях: Закон Республики Бела­русь, 12 июля 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республи­ки Беларусь. 2000. №67, 2/186.

7. Государство для народа: Документы и материалы третьего ВсебелорусСкого народного собрания (2-3 марта 2006 г.). Минск, 2006. С. 6, 219-220.

8. О Государственных праздниках и праздничных днях в Республике Бе­ларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 // Сборник действующих нормативно-правовых актов Президента Респуб­лики Беларусь: 1994-2000. Минск, 2001.

9. Об установлении государственного праздника — дня Независимос­ти Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 11 декабря 1996 г. № 1 // Там же.

10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и до­полнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. Минск, 2003. Ст. 106.

11.0 совершенствовании кадрового обеспечения идеологической рабо­ты в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2004 г. № 111: в редакции Указа от 2 июня 2009 г. // Нацио­нальный реестр правовых актов. 2009. № 136, 1/10739.

12. Тишков, В А. Этнология и политика / В.А. Тишков. М., 2001. С. 239.

13. О средствах массовой информации: Закон Республики Беларусь, 17 июля 2008 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Бе­ларусь. 2008. № 196, 2/1524.

14. Основы идеологии белорусского государства / под общ. ред. С.Н. Князева, СВ. Решетникова. Минск, 2004. С. 161.

15. Там же.

16. Друк Беларусь 2007: статыстычны зборнік / Міністэрства інфармацыі Рэспублікі Беларусь; Нацыянальная кніжная палата Беларусі Мінск, 2008. С. 10, 69-72, 75. Информационное пространство Беларуси: справоч­ник. Минск, 2008. С. 276-320, 336-337.

17. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствова­нию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работ­ников республиканских и местных государственных органов. Минск, 2003. С. 41.

18. Там же. С. 43.

19. Республика Беларусь. Статистический ежегодник. 2008 / Мини­стерство статистики и анализа Республики Беларусь. Минск, 2008. С. 111.

20. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствова­нию. С. 50.

21. Республика Беларусь. Статистический ежегодник. 2008 / Мини­стерство статистики и анализа Республики Беларусь. Минск, 2008. С. 25.

22. Политические партии: Беларусь и современный мир. Минск, 2002.

Наши рекомендации