Государственный бюджет как основное звено финансовой системы
Совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, образует финансовую систему. Финансовая система России делится на две подсистемы: общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов. Первые обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, вторые используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне. В свою очередь общегосударственные финансы подразделяются на государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя государственные, муниципальные, частные, акционерные, арендные и общественные финансы. Общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов различаются методами формирования и использования денежных средств. Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются для распределения и перераспределения НД, созданного в отраслях материального производства. Финансы предприятий – это децентрализованные фонды денежных средств, создающиеся из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Это имеющий силу закона финансовый план государства. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. По своей экономической сущности госбюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении НД в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом. Государственный бюджет можно рассматривать как средство реализации финансовых функций государства. Он выполняет 2 функции:
1) распределительная функция проявляется в результате использования сконцентрированных у государства денежных средств на удовлетворение общественных потребностей;
2) контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и в каком объеме финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как они распределяются и используются.
Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение НД, может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования. Государство использует бюджет для регулирования экономики с помощью маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными ресурсами. В процессе осуществления бюджетной политики государство имеет возможность применять различные формы воздействия на экономику: субсидирование и финансирование предприятий, осуществление государственных инвестиций, финансирование конверсии оборонных отраслей промышленности. Результатом такого воздействия служит рост НД, решение социальных проблем, расширение или уменьшение совокупного спроса и совокупного предложения, создание необходимой инфраструктуры.
Бюджет состоит из двух частей: доходы и расходы. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы используются на общегосударственные потребности. Для каждой страны структура бюджета имеет свои особенности, так как определяется экономическим потенциалом страны, масштабом решаемых государством задач, ролью государства в экономике, международной ситуацией и другими факторами.
Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством России федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени. К неналоговым доходам относятся:
1) доходы от использования государственного и муниципального имущества;
2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
3) прибыль Центрального банка;
4) доходы от приватизации государственной собственности;
5) доходы от внешнеэкономической деятельности;
6) поступления от внебюджетных фондов.
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В расходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиком и государством. Эти отношения проявляются при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.
Капитальными называются расходы бюджета, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей.
В экономической литературе встречается и другая классификация расходов бюджета. В этом случае расходы делятся на 2 части:
1) государственные закупки товаров и услуг;
2) трансфертные выплаты.
В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджета возможны три финансовые ситуации:
1) дефицит бюджета (доходы меньше расходов);
2) бюджетный излишек или профицит (доходы больше расходов); 3) сбалансированный бюджет (доходы равны расходам).
В качестве общих для всех стран причин возникновения дефицита бюджета можно назвать следующие: 1) падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшение прироста национального дохода; 2) уменьшение акцизных налогов, поступающих в бюджет; 3) увеличение бюджетных расходов; 4) непоследовательная финансово-экономическая политика.
Бюджетный дефицит может быть хроническим и краткосрочным. Хронический дефицит или долгосрочная несбалансированность бюджета связана с наличием разрыва между доходами и расходами на протяжении ряда лет. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие доходов и расходов ограничивается рамками одного года.
При дефиците бюджета должны быть указаны источники его финансирования. Бюджетный дефицит до 10% суммы доходом считается допустимым, а больше 20% - критическим. В случае превышения предельного уровня дефицита и значительного снижения поступления доходных источников в вводится механизм секвестра расходов. Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение расходов на определенное число процентов (5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени всего финансового года. Секвестру не подлежат статьи, называемые защищенными. Это расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание и т.д.
Основными мерами по снижению бюджетного дефицита являются конверсия, переход от финансирования к кредитованию, постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям, снижение расходов на управление государством, изменение системы налогообложения, повышение роли местных бюджетов.
Существуют три традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1)выпуск государственных займов, 2) ужесточение налогообложения, 3) выпуск денег. Особое значение имеет стратегия в области использования в качестве источников финансирования бюджетного дефицита внутренних или внешних займов. Прибегая к таким займам, государство накапливает свой государственный долг. Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это время положительных сальдо бюджета. Государственный долг может быть внутренним и внешним. Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, так как страна отдает за рубеж свои ценные бумаги, которые будут оплачивать последующие поколения. Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее гражданам. Рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки акций промышленных компаний или кредитования для расширения капитала приобретает облигации, финансирует государство.