Понятие финансовой системы. Государственный бюджет как основное звено централизованных финансов

Экономические отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств (иначе, финансовых ресурсов) в процессе перераспределения национального дохода называются финансовыми отношениямиилифинансами. Их место и роль в системе экономических отношений определяется тем, что они являются, во-первых, мощным инструментом влияния государства на хозяйственные процессы, и, во-вторых, средством согласования экономических интересов на различных уровнях – национальном, отраслевом, региональном, предприятий и отдельных граждан.

Финансовые отношения – это не все денежные отношения, а только те, которые обслуживают процесс воспроизводства. Финансы возникают при формировании прибыли, уплате налогов организациями и населением, уплате штрафов, при получении кредитов, внесении денег в банковские вклады, начислении пенсий, пособий и др. Денежные отношения, которые обслуживают розничную торговлю, транспортные, зрелищные, бытовые и другие услуги в финансовые отношения не входят.

Совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств характеризует финансовую систему, в которой общепризнано выделяют два звена: централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы – это система денежных фондов, находящихся в руках государства и предназначенная для финансового обеспечения присущих ему функций (управление национальной экономикой, поддержание национальной безопасности и т.д.). Государственные финансы включают бюджетную систему, то есть совокупность всех бюджетов административно-территориальных единиц государства, и внебюджетные фонды денежных средств, то есть денежные средства государства, имеющие целевое назначение (например, государственный фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, государственный пенсионный фонд).

Децентрализованные финансы – это финансы предприятий, населения и общественных организаций. Задачей финансов предприятий является формирование денежных фондов и их использование для производственной и иной деятельности. Задачей финансов населения является формирование доходов и использование их на текущие расходы, приобретение имущества и создание финансового портфеля.

В рыночной экономике государственные финансы формируются на основе принципа фискального федерализма, который предполагает, во-первых, обособленность и самостоятельность функционирования звеньев бюджетной системы на основе четкого разграничения между ними бюджетных прав, то есть доходов, и бюджетных функций, то есть расходов. Во-вторых, осуществление связей между местными, региональными и федеральным бюджетами в форме субсидий, субвенций и дотаций.

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на:

- политические расходы: обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.); содержание аппарата управления государством;

- экономические расходы: содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;

- социальные расходы: социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения различные виды расходов выступают как государственные закупки товаров и услуг, трансферты и выплаты процентов по государственным облигациям. Стоимость закупок включается в ВВП. Стоимость трансфертов и расходов на выплату процентов по государственным облигациям, т.е. на обслуживание государственного долга, не входят в ВВП, так как являются результатом перераспределения национального дохода, а не его создания.

Доходы государственного бюджета характеризуют источники покрытия расходов. Доходы бюджета складываются из налоговых и неналоговых доходов. К налоговым доходам относятся налоги с предприятий и населения, включая взносы на социальное страхование. Неналоговые доходы включают прибыль государственных предприятий, сеньораж (доход от эмиссии денег), средства от продажи государственных ценных бумаг, доходы от приватизации и др.

Детальная структура расходов консолидированного бюджета России отражена в таблице 14.1.

Таблица 14.1. Расходы консолидированного бюджета России

Расходы - всего
Из них:
- на государственное управление и местное самоуправление
- на международную деятельность
- на национальную оборону
- на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства
- на промышленность, энергетику и строительство
- на сельское хозяйство и рыболовство
- на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику
- на охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию
- на социально-культурные мероприятия
- на обслуживание государственного и муниципального долга
- расходы целевых бюджетных фондов
- прочие расходы

Структура доходов консолидированного бюджета РФ отражена в таблице 14.2.

Таблица 14.2. Доходы консолидированного бюджета РФ

Доход - всего
Из них:
налоговые доходы
из них:
налог на прибыль организаций
налог на доходы физических лиц
налог на добавленную стоимость
акцизы
налоги на имущество
платежи за пользование природными ресурсами
налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
неналоговые доходы
от внешнеэкономической деятельности
от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций
доходы целевых бюджетных фондов

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Множественность целей экономического развития обусловливает компромиссный характер бюджета. Он всегда отражает соотношение сил основных групп – носителей различных социально-экономических интересов в стране. Например, компромисс между государственными и местными интересами по поводу доли бюджетных средств, выделяемых на социальные и иные цели.

Наши рекомендации