Государственный бюджет - основное звено финансовой системы государства. Основные параметры бюджета на текущий финансовый год

Сущностные хар-ки гос бюджета:1.Форма бюджета: явл осн финн-вым планом гос-ва, балансом дох-ов и расходов. 2. Материальоне содержаниебюджте(казна): явл централиз фондом, местом аккумуляции финн рес-ов гос-ва. 3. Экономическая природа: бюджет явл совокупностью специфических финн отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП. Правильное понимание бюджета требует одновременного исполнения этих 3-х хар-к.

Функции бюджета: -распределительная, - контрольная, -фискальная(изымать, отнимать), -стимулирующая, -воспроизводственная (обеспечивать гос финн ресурсами).

Роль бюджета: - источник финансирования гос образования, медицины, культуры. - инструмент урегулирования возможных диспропорций нац. эк-ки. - инстумент стимулирования соц-эк процессов в гос-ве и т.п. - источник поддержания отдельных отраслей.

Устройство бюджетной сис-мы гос-ва:

а) федеративное гос-во имеет 3-х уровневую бюджет сис-му: 1.федеральный бюджет; 2.бюджеты членов федерации; 3.местные бюджеты. Россия,США и т. п.

б) унитарное гос-во имеет 2-х уровневый бюджет: 1.республиканский бюджет; 2.местные бюджеты ( в РБ имеют 3 подуровня: бюджеты областного уровня, б-ты базового ур-ня, б-ты превичного ур-ня). РБ, Литва, Латвия.

Классификация доходов бюджета: а) в зависимости от источников средств: -налоговые дох-ды; -неналог доходы (доходы от гос собственности,ВЭД и т. п.); -безвозмездные поступления ( от др гос-в, международных орган-ци); -взносы на гос соц страх-ние.

б) в зависимости от способа зачисления доходов: - собственные доходы бюджета (нал и ненал поступления, над ними гос власть имеет контроль); -закрепленные доходы(общегосналоги, закрепленные за местными бюджетами наприм подоходный налог); -регулирующие доходы (процентные отчисления от республиканских налогов в бюджет др. уровней).

Классификация расходов бюджета:а) в завис от экономич-го содержания: -текущие расходы, -капитальные расходы. б) в завис от функционального назначения: -общегос расходы; -расходы нац обороны; -расходы правоохранительных органов; -расходы по содержанию ЖКХ; -расходы соц сферы; -расходы на содержание министерств и ведомств; -финансирование эк-ки.

в) в завис от бюджетной классификации: -функциональные расходы; -ведомственныерасходы; -эк-кие расходы.

Соотношение доходов и расходов:- паритет дох и расх – доходы=расходам; -профицит бюджета; дефицит бюджета.

Отношение к бюджетному дефициту:

- если дефицит вызван большими инвестициями гос в нац эк-ку, то он не опасен, т. к. в будущем эти инвестиции принесут доход.

- если дефицит вызван ростом текущих расходов (на управление, оборону, милицию и тп), то этот дефицит опасен и приводит к истощению золото-валютных ресурсов.

Контроль за уровнем бюджетного дефицита: -оптимальное значение бюджетного дефицита- это 2-3% от ВВП; - 8-10% от объема расходов бюджета.

7.Государственные бюджетные и внебюджетные фонды, их место и роль в финансовой системе государства.Сущность гос. бюджетных и внебюджетных фондов рассмотрим по 3 хар-кам:1.баланс доходов и расходов;2.место аккумулирования ср-в;3.совокупность специфичных распределительных отношений.

Причины создания ЦЦФ: разгрузка бюджета, снятие с его напряжения; фин-ние определенных строго целевых фондов.

Предназначение ЦЦФ читается в их названии :соц.защиты,дорожный.

Классификация ЦЦФ: в зависимости от целевого назначения – соц.фонды, экономические фонды;в зависимости от уровня власти создающей фонды – республиканские, местные; в зависимости от статуса ЦЦФ – бюджетные, внебюджетные.

В РБ 1 внебюджетный фонд: соц защиты. Он зарегистрирован как самостоятельное юридич. лицо,которое наделено правами сбора и расходования ср-в. Наиболее капиталоемкий ФСЗН, на его долю приходится 12-15 трл.р ≈50%доходов гос бюджета.

8.Государственный кредит и его роль в организации финансов государства.Гос кредит-это специфич форма заимствования, при которой в роли заемщика выступает само гос-во, а в роли представителя – подданые гос-ва(внутренний) или правительства др. стран, международные фин. Организации(внешний гос кредит)

Предмет заимствования: мат ценности(товарных гос кредит), ден ср-ва(денежный кредит).

Предназначение гос кредита – покрытие бюджетного дефицита цивилизованным способом т.е. без денежной эмиссии.

Механизм внутр. Гос кредита основан на выпуске облигаций. Облигация подтверждает факт заимствования ср-в её держателем. Она же гарантирует ему возврат этих ср-в от гос-ва в оговоренные сроки с уплатой % от гос-ва за оказанные услуги. В РБ выпуск Гос краткосросных облигаций и гос долгосрочных облигаций. Способ их распространения – добровольно-принудительный. Механизм внешнего гос кредита основан на заключении межправительственных и межбанковских соглашений. Внешние займы выдаются под гарантии правительства. Основная их масса в ден. Форме.

Контроль за уровнем гос кредита: устанавливается лимит внутр (26 трл.р) и внешн (13трл.р) гос долга; его критич размер не должен превышать 50% ВВП.В РБ все эти параметры соблюдены,но стремятся к критич значению.

Наши рекомендации