Структурные фонды ЕС. Принцип их действия

Структурные фонды позволяют Европейскому союзу оказывать финансовую помощь в решении структурных экономических и социальных проблем:

- Европейский фонд регионального развития (ERDF), основная цель которого состоит в том, чтобы усилить экономическое и социальное сплочение в пределах Европейского союза, сокращая дисбаланс между регионами и/или социальными группами;

- Европейский социальный фонд (ESF) - основной финансовый инструмент, позволяющий Сообществу реализовывать стратегические цели политики занятости;

- Европейский фонд сельскохозяйственного руководства и гарантий (EAGGF - секция руководства), который вносит вклад в структурную реформу аграрного сектора и развитие сельских районов;

- Европейский фонд рыболовства (EFF) (преемник FIFG, с 01.01.2007 г.)- специальный фонд для структурной реформы рыбного хозяйства.

Для каждого программного периода Совет Европы устанавливает новые цели и правила предоставления помощи, определяет объемы финансирования. Структурные фонды обеспечивают помощь, которая дополняет действия стран-членов на всех уровнях, в т.ч. на региональном и локальном. Помощь фондов должна расходоваться в соответствии с направлениями деятельности, политикой и целями Сообщества и дополнять другие финансовые инструменты ЕС. Основным стратегическим документом ЕС по региональной политике является «Стратегические руководящие принципы сообщества по сплочению», устанавливающий приоритеты Сообщества, которые поддерживаются Политикой сплочения. Для получения средств из структурных фондов страна - член ЕС должна разработать и представить в Европейскую комиссию свою стратегию.

Странам, получающим помощь из Фонда сплочения, требуется включить информацию о механизмах, гарантирующих координацию между их операционными программами и между ними и различными соответствующими финансовыми инструментами ЕС. Деятельность Структурных фондов в стране - члене ЕС имеет форму операционных программ в пределах NSRF. Операционные программы стран - членов ЕС разрабатываются на период с 01.01 2007 г. по 31.12.2013 г. Эти программы имеют дело только с тремя целями и получают финансирование из единственного фонда. Комиссия оценивает каждую программу, предлагая определить ее вклад либо в цели, либо в приоритеты NSRF, CSG. ОР разрабатываются для территорий различных географических уровней. ОР для цели «Сближение» разрабатывается как минимум для территории географического уровня NUTS-2. Если, кроме финансирования по цели «Сближение», будет поступать помощь от Фонда сплочения, то ОР составляется для национального уровня. ОР, подчиненная цели «Региональная конкурентоспособность и занятость» для регионов, получающих помощь от ERDF, формируется для территорий NUTS-1 или NUTS-2, в соответствии с институциональной системой страны, если это иначе не согласовано Европейской комиссией со страной - членом ЕС.

Еврорегионы.

«Европа регионов» предметом конкретной политики стала в 80-е гг. 20 века. Политдеятели федеральных земель ФРГ, испанских «автономных коммун» и французских департаментов стали рассматривать принцип субсидиарности как механизм передачи властных полномочий из Брюсселя и Страсбурга не на национальный, а на региональный уровень.

Еврорегион - европейская форма международной интеграции, основанная на тесном сотрудничестве двух или нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседствующих государств Европы.

Создание еврорегиона позволяет его участникам создавать совместные экономические структуры, развивать приграничную торговлю, реализовывать различные проекты в области туризма, экологии, спорта и культуры. В пределах еврорегиона практически устраняются таможенные барьеры и препятствия для перемещения рабочей силы.

Концепция еврорегионов является следствием политики ЕС, направленной на децентрализацию политической и экономической власти, создание своеобразных экстерриториальных образований.

Существующие еврорегионы объединены в Ассоциацию европейских приграничных регионов (Association of European Border Regions, AEBR), созданную в 1971.

С 1985 действует Ассамблея европейских регионов (Assembly of European Regions, AER), также принимающая участие в координации деятельности еврорегиональных образований.

Первый еврорегион появился на границе Германии и Нидерландов в 1958 году под названием EUREGIO. В дальнейшем еврорегионы стали распространяться по всей Европе.

Еврорегионы могут создаваться:

· в пределах Евросоюза (например, австрийско-чешский еврорегион «Реция Нова» (Raetia Nova));

· государствами, входящими и не входящими в Евросоюз (шведско-норвежский еврорегион АРКО (ARKO));

· за пределами Евросоюза (еврорегион «Днепр» (Россия - Украина - Белоруссия)).

То есть, фактически, в последних 2 случаях, создание еврорегионов приводит к расширению интеграционной концепции Европейского союза за счёт вовлечения в кооперацию новых территорий.

Примеры: «Адриатика» (территории Албании, Боснии и Герцеговины, Хорватии, Италии, Черногории и Словении); «Баварский лес — Богемский лес» (Германия, Австрия, Чехия); «Маас-Рейн» (Бельгия, Германия, Нидерланды).

Наши рекомендации