Цели и принципы государственного регулирования
Содержание.
Введение. 3
I. Теоретические основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. 6
1.1 Цели и принципы государственного регулирования. 6
1.1. Государственное регулирование внешней торговли. 9
1.2. Государственное регулирование движения капитала. 19
1.4. Прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими ВЭД. 28
2.Анализ внешнеэкономической деятельности России. 34
2.1.ВЭД РФ с дальним зарубежьем. 34
2.2. Таможенный союз РФ, Белорусии и Казахстана. Первые итоги. 40
2.3. Проблемы во внешнеэкономической деятельности РФ.. 43
3.Пути решения проблем во внешнеэкономической деятельности
Росси ……………………………………………………………….......48
Заключение: 51
Список используемой литературы: 53
Введение
Механизм хозяйствования современной экономической системы имеет определенные особенности, обусловленные глобализацией международных экономических связей, существованием таких образований как Всемирная торговая организация, Европейский союз и др., на фоне функционирования которых государства, ставшие или стремящиеся стать их участниками, уже не могут оставаться абсолютно самостоятельными касательно проводимой ими внутренней и внешней хозяйственной политики.
Переход к рыночным отношениям, распад Союза Советских Социалистических республик, способствовал выведению ранее внутригосударственных отношений на уровень межгосударственного регулирования, характеризующегося не только экономической, но и политической обособленностью. На фоне последней каждое государство, вникая в мировые рыночные процессы, имеет первоочередной целью защиту внутригосударственных экономических процессов. Вопрос о необходимости государственного вмешательства в отношения, возникающее между хозяйствующими субъектами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, является в науке дискуссионным. Исследования по данной теме представляются актуальными в свете переживания бывшими Союзными республиками процесса самостоятельного становления на мировой арене, их стремлением пополнить ряды глобальных экономических структур.
Целью курсовой работы является разработка целостной концепции механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, анализ и сравнительная характеристика тесно связанных с ней проблем. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
· Рассмотрение теоретических аспектов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
· формирование системы признаков государственного регулирования внешнеэкономической деятельности как внутренней функции государства;
· проведение анализа регулирования внешнеэкономической деятельности;
· выявление существующих проблем в области внешнеэкономической деятельности на современном этапе;
· предложение способов совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая политика государства, включает: внешнеторговую и валютную политику, регулирование международной миграции капитала, самодеятельного населения, услуг, результатов НИОКР, меры по повышению национальной конкурентоспособности и развития
Курсовая работа предполагает рассмотрение:
1)Многообразие средств государственного регулирования ВЭД, в том числе меры общего характера, направленные на создание общеэкономического базиса, специальные инструменты и механизмы,стимулирующие или сдерживающие соответствующие виды ВЭД, а также в чем заключается прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими ВЭД.
2)Деятельность органов государственного и негосударственного регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью РФ.
3)Реализация внешнеэкономической политики РФ.
4)Проблемы вступления в ВТО.
5)Организация Таможенного союза между РФ, Беларуссией и Казахстаном.
6)А также с помощью статистических данных, взятых из сборника «Россия в цифрах. 2010», и с официальных сайтов проанализируем направления движения капитала, товаров, услуг. Это поможет нам выявить сильные и слабы стороны внешнеэкономической политики РФ и обозначить области, требующие дополнительного регулирования.
I. Теоретические основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Цели и принципы государственного регулирования.
Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам ВЭО обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.
В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.
К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.
Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.
Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.
Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на наш взгляд, не совсем точно, т.к. помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно. Следует заметить, что в чистом виде экстремальных случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства подходили очень близко либо к полному прекращению внешнеэкономических связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).
Наличие административных форм воздействия на участников внешнеэкономических отношений, как правило, связывают с проведением протекционистской или умеренной внешнеэкономической политики, которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой, вынужденных защищать собственную национальную промышленность.Вместе с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических формах воздействия) характерны и для промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства. Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики и протекционизма. Конкретные методы и инструменты государственного регулирования, связаны с реализацией отдельных направлений внешнеэкономической деятельности.
Основные цели госрегулирования ВЭД
Использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики
Содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию
Создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия
Защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка
Создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями