Борьба органов вчк-огпу с контрабандой
Органы ВЧК-ОГПУ вели напряженную борьбу с таким видом экономического преступления, как контрабанда, которая подрывала монополию внешней и внутренней торговли, наносила значительный материальный ущерб экономике государства.
Большое внимание уделялось правовому регулированию вопросов борьбы органов государственной безопасности с контрабандой.
До мая 1918 года пограничная охрана руководствовалась Инструкцией службы чинов ОКПС 1912 года. В ней, в частности, давались общие сведения о порядке задержания и передачи в таможенные органы контрабанды.
В мае 1918 года на ее основе ГУПО была издана Краткая инструкция службы чинов пограничной охраны, однако 27 февраля 1919 года Военный совет пограничных войск издал приказ об изъятии его из употребления и предписал временно вновь руководствоваться Инструкцией 1912 года.
На основании декрета Совнаркома от 1 июня 1921 года "О борьбе с хищениями "ревтрибуналы должны были рассматривать поступающие к нему дела о контрабанде и применять, как общее правило, лишение свободы со строгой изоляцией на срок не менее 3-х лет и высшую меру наказания при отягчающих обстоятельствах.
Статья 97 УК РСФСР под контрабандой понимала "нарушение законов и обязательных постановлений о вывозе за границу и ввозе из-за границы товаров и валютных ценностей". Она была бланкетной и отсылала к законодательству о нарушениях при ввозе и вывозе товаров через границу, которое разграничивало контрабанду административно и уголовно наказуемую. (Декреты СНК от 3 января 1921 года и от 1 сентября 1922 года).
26 октября 1922 года СНК было принято решение о рассмотрении поступающих в нарсуды и ревтрибуналы дел по контрабанде не позже 10-ти дней со дня поступления и с применением судами по отношению к контрабандистам максимальных наказаний, установленных Уголовным кодексом. Образованной комиссией по борьбе с контрабандой органам ГПУ было предоставлено право административной высылки из пограничной полосы лиц, уличенных в занятиях контрабандой в виде промысла.
В соответствии с декретом СНК N 734 от 1 сентября 1922 года был урегулирован вопрос об ответственности лиц, у которых за 21 верстной полосой от государственной границы были обнаружены предназначенные для личного употребления товары, ввезенные контрабандным путем. Они должны были привлекаться к ответственности в том случае, если было установлено, что контрабандное происхождение этих предметов им было известно. Ответственными за контрабанду признавались также лица, у которых контрабандные предметы были обнаружены и по поручению коих эти предметы хранились или перевозились. При обнаружении контрабанды в промышленных и торговых заведениях ответственным лицом признавался владелец заведения. Если же заведение государственное, то ответственности подвергались только лица, участвовавшие в контрабанде. Лицо, у которого были обнаружены контрабандные товары, освобождалось от ответственности, если было установлено, что контрабандное происхождение товаров ему неизвестно и настоящий владелец обнаружен.
Провоз контрабандных товаров помимо таможенных учреждений, сокрытие и прикрытие товаров таможенными документами, относящимися к другому товару при провозе или переносе товаров, помимо таможенных учреждений, наложение на контрабандные товары заведомо поддельных таможенных клейм, пломб, печатей, штемпелей и бандеролей карались сверх отобранием товаров и взыскания пени в двойном размере, по 97-ой статье уголовного кодекса.
Провоз контрабанды лицами, имевшими при себе оружие, участие в шайке для провоза или проноса контрабандных товаров, занятие контрабандой в виде промысла, провоз контрабанды должностными лицами пpи исполнении своих служебных обязанностей или при участии должностных лиц карались сверх отобрания товаров и взысканием пени в двойном размере (ст.12) по второй части 97-й статьи Уголовного кодекса.
В случае подозрения в сокрытии контрабанды вне района действия таможенных учреждений таможенные служащие имели право производить обыски и выемки в пределах 21 верстной пограничной полосы. Вне пределов данной полосы только при участии милиции на общем основании.
Все задержанные контрабандные товары должны были доставляться в ближайшие таможенные учреждения. По доставлении товара производился подробный досмотр, опись и оценка этих товаров.
В судебном порядке разрешались дела о контрабанде, если кроме отобрания товаров и денежного взыскания (пени) полагалось наказание, по ст.97-й Уголовного кодекса.
Приказом ГПУ N 102 от 16 марта 1923 года таможенным агентам была запрещена выемка контрабандных грузов на железнодорожном транспорте во время их следования, так как за целостность транспортируемых грузов на железнодорожном транспорте во время их следования, их исправность и доставку несла ответственность железная дорога.
При наличии сведений о контрабанде предлагалось не производя выемки, принять все меры к тому, чтобы груз в неприкосновенности был доставлен на станцию назначения, и там уже предъявлять требование на досмотр груза до его передачи получателю.
Приказом ГПУ N 240 от 7 июня 1923 года была объявлена почтотелеграмма N 246755 от 26 мая того же года о производстве обысков и выемок в 7,5 км пограничной полосе , где данное право предоставлялось исключительно погранорганам ГПУ. Таможенные служащие при наличии подозрений о сокрытии контрабанды в вышеуказанной зоне должны были сообщать об этом соответствующему пограноргану.
Операции по изъятию контрабанды не производились в том случае, если требовалась дополнительная агентурная разработка или проверка сведений.
При наличии сведений в сокрытии контрабанды за пределами 7,5 км зоны, таможенные служащие имели право производства задержаний самостоятельно только в случаях не терпящих отлагательства , когда не было возможности пригласить представителя ГПУ (с последующим извещением ).
Свободное передвижение сотрудников пограничных таможен в 7,5 км погранзоне осуществлялось по пропускам начальников погранотделений. Пропуска эти могли быть отобраны у лиц, возбудивших подозрения органов ГПУ.
Прокуратура республики и Верховный суд своим циркуляром N 35 от 17 декабря 1923 года указывали на недопустимость освобождения задержанных до суда лиц за провоз контрабанды. Некоторые лица, освобожденные из-под стражи до суда, продолжали заниматься своей преступной деятельностью.
Было указано на то, что судами по данному виду преступления редко применяется ст.49 УК РСФСР, в основном приговоры выносятся по ст. 97 ч.1 УК РСФСР.
Губсудам при разрешении дел по контрабанде было предложено руководствоваться ст.97 УК РСФСР и приложениями к ней: декретом СНК от 1 сентября 1922 года и декретом ВЦИК и СНК от 19 апреля 1923 года.
"Во всех случаях вынесения обвинительного приговора по делам о контрабанде обязательно ставить вопрос о применении ст.49 УК в смысле запрещения проживания контрабандистами в пограничных местностях".1
Политбюро ЦК ВКП(б) 2 декабря 1922 года поручило Курскому и Уншлихту усилить на Урале борьбу с незаконной скупкой и контрабандой платины - путем применения, если это потребуется, даже и высшей меры наказания. 2 февраля 1924 года Политбюро вновь рассмотрело вопрос о борьбе с контрабандой платины и распространило права административной комиссии по высылке на скупщиков сырой платины на Урале.
26 февраля 1926 года по предложению наркомата внешней торговли и ОГПУ ЦИК и СНК СССР приняли постановление об изменении статей 263 и 279 таможенного устава. Таможенным учреждениям было предоставлено право частично разрешать в административном порядке дела о квалифицированной контрабанде.2
31 октября 1924 года было принято совместное постановление ЦИК и СНК СССР “Об отмене воспрещения торговли и хранения иностранной валюты в 50-верстной погранполосы.
21 января 1926 года Политбюро ЦК ВКП(б) поручило Совету труда и обороны в срочном порядке в течении одного месяца войти в Политбюро с предложением о мерах по улучшению охраны границ и борьбы с контрабандой.
1 марта 1926 года Дзержинский обратился в Политбюро ЦК ВКП(б) за № 143г с просьбой усилить репресии за контрабандную деятельность.
По его просьбе 11 марта 1926 года Политбюро ЦК ВКП(б) рассматривает вопрос об усилении мер по борьбе с контрабандой и утверждает проект постановления с поправкой: “По отношению к иностранцам во внесудебном порядке может быть применена лишь высылка за пределы Союза ССР”.
На этом же заседании Оргбюро было дано поручение о выделении работников для усиления личного состава пограничной охраны и изыскать другие меры для ее улучшения.
То же самое было предложено сделать прокурорам союзных республик по отношению к прокуратуре пограничных районов. Прокуратуре Союзных республик были даны соответствующие директивы по рассмотрению этих дел.