Прекращение действия международных договоров

Вопрос о времени, условиях и порядке прекращения договора решается самими договаривающимися сторонами и фиксируются в договоре.

Срочные договоры прекращают свое действие по истечении указанного в них срока.

Договор может быть прекращен также:

а) в связи с исполнением обязательств;

б) с согласия всех договаривающихся государств (отмена);

в) в связи с заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же государствами (замена).

Прекращение договора возможно посредством денонсации и аннулирования.

Денонсация — это отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором.

В частности, в договоре могут определяться:

а) срок, когда государство вправе заявить о денонсации (например, по истечении определенного периода после вступления в силу);

б) срок, когда договор утрачивает силу для заявившего о денонсации государства (например, по истечении шести или двенадцати месяцев и т. д.);

в) условия или обстоятельства, при которых возможна денонсация (например, если относящиеся к договору исключительные обстоятельства ставят под угрозу высшие интересы государства);

г) форма и содержание уведомления о денонсации.

Иногда право государств на денонсацию ограничивается. По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. денонсация во время войны не будет иметь силы до заключения мира или до тех пор, пока не будут закончены операции по освобождению и репатриации лиц, пользующихся покровительством конвенций.

Аннулирование — это отказ государства от договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами международного права основания. Аннулирование, как и денонсация, представляет собой односторонний отказ от договора. При реализации права на денонсацию договора государство, за редким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора. Поскольку обстоятельства, на которые государство может ссылаться как на основания для аннулирования договора, заранее согласованы и закреплены нормами международного права, государство при выходе посредством аннулирования должно указать эти обстоятельства (причины).

Венской конвенцией о праве международных договоров предусмотрены следующие обстоятельства — основания аннулирования договора:

1) существенное нарушение договора другими участниками;

2) невозможность исполнения договора (уничтожение его объекта);

3) коренное изменение обстоятельств.

Аннулирован при наличии указанных "чрезвычайных" обстоятельств может быть любой договор, в том числе тот, в котором определены иные (нормальные) условия его прекращения (исполнение обязательств, истечение срока, денонсация и т. д.). Конкретные договоры в отличие от денонсации не устанавливают порядок аннулирования, если даже возможность аннулирования договоров допускается.

СБСЕ – ОБСЕ.

СБСЕ (Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе) за годы существования эволюционировал в ОБСЕ — Организацию по Безопасности и Сотрудничеству в Европе.

СБСЕ = 35 государств (в т. ч. 33 европейских, Канада и США).

Нормативная основа СБСЕ:

- Заключительный акт 1975 г., вкл. Преамбулу и 5 разделов;

- Акт «Парижская Хартия для новой Европы» 1990 г.;

- Документ встречи в Хельсинки «Вызов времени перемен» 1992 г., принятый на встрече в Праге;

- Политическая декларация «На пути к подлинному партнерству в новую эпоху» 1994 г.

- Будапештские решения 1994 г.

В рамках ОБСЕ состоялось 3 встречи: в Лиссабоне (1996); Стамбуле (1998) и Астане (2010). ОБСЕ = 57 стран участниц.

Цели ОБСЕ: организация безопасности и политического сотрудничества в рамках Европы; предотвращение возникновения конфликтов.

Задачи ОБСЕ:контроль над распространением вооружений; дипломатические усилия по предотвращению конфликтов; меры по построению доверительных отношений и безопасности; экономическая и экологическая безопасность; защита прав человека; развитие демократических институтов; мониторинг выборов.

Структура ОБСЕ – основными органами являются:

Саммит (встреча на высшем уровне) - периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.

Совет министров – центральный руководящий орган, ответственный за принятие решений; собирается на уровне министров иностранных дел и назначает страну, представитель которой в течение года исполняет обязанности действующего председателя ОБСЕ; т. н. Тройка: 3 министра (председателя) – прошлогодний, действующий и будущий.

Руководящий совет – обсуждает и формулирует руководящие принципы политического и общего бюджетного характера; будет созываться в качестве Экономического форума; заседания проводятся в Праге как минимум 2 раза в год.

Постоянный совет – основной орган для ведения политических консультаций и принятия текущих решений, а также для рассмотрения чрезвычайных ситуаций. Заседания проводятся в Вене.

Секретариат обеспечивает организационно-техническое обслуживание заседаний вышеуказанных основных органов, ведает документацией и архивом, публикует документы.

Бюро по демократическим институтам и правам человека призвано содействовать обеспечению прав и основных свобод человека, развитию демократических институтов; осуществляет наблюдение за проведением общенациональный и местных выборов; организовывает обмен опытом, проведение семинаров для гос. органов. Под руководительством Руководящего совета. Место пребывания – Варшава.

Парламентская ассамблея – в состав входят парламентарии всех государств – членов ОБСЕ: обсуждает вопросы, относящиеся к компетенции ОБСЕ; принимает резолюции и рекомендации. Сессии проводятся ежегодно в одном из государств – членов ОБСЕ.

Суд ОБСЕ по примирению и арбитражу является одним из механизмов мирного разрешения споров между государствами – участниками Конвенции по примирению и арбитражу 1992 года.

Наши рекомендации