Финансирование выборов. Избирательные фонды
В соответствии c требованиями п. 1 ст. 57 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расходы, связанные c подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями только за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета.
Статья 58 указанного закона обязывает кандидатов и избирательные объединения создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. Такие фонды могут создаваться за счет:
а) собственных средств кандидата, избирательного объединения;
б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
в) добровольных пожертвований граждан;
г) добровольных пожертвований юридических лиц;
д) средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.
Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений:
иностранным государствам и иностранным организациям;
иностранным гражданам, за исключением случаев их участия в муниципальных выборах на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном данным законом;
лицам без гражданства;
гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;
российским юридическим лицам c иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ – на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
международным организациям и международным общественным движениям;
органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
организациям, учрежденным государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям;
анонимным жертвователям.
Актуальной и значимой в рамках данного вопроса представляется проблема определения оснований и порядка наступления юридической ответственности за нарушение условий финансирования избирательной кампании.
Суть проблемы состоит в том, что предусмотренные действующим избирательным законодательством механизмы частного финансирования избирательной кампании открывают возможности для злоупотреблений и нарушений законодательства, поскольку у кандидатов и избирательных объединений всегда появляются возможности привлечь дополнительные финансовые ресурсы, на использование которых не распространяются установленные запреты и ограничения. По этой причине в юридической литературе высказывался ряд точек зрения, связанных c необходимостью перехода исключительно на государственное финансирование выборов.
Несомненно, что установление в законодательстве мер юридической ответственности за нарушения порядка финансирования избирательной кампании и механизма их реализации является одной из гарантий соблюдения избирательных прав граждан. В юридической литературе традиционно выделяются два вида публично-правовой ответственности за нарушение избирательного законодательства: административная и уголовно-правовая. Вместе c тем некоторые исследователи отмечают и другие виды ответственности, например материальную, процессуальную, международно-правовую. Следует отметить предложения некоторых ученых об установлении в законодательстве конституционно-правовой ответственности за нарушения избирательного законодательства.
Законодательство о выборах предусматривает за совершение финансовых нарушений в ходе проведения избирательной кампании несколько видов санкций: отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов), отмена регистрации кандидата (списка кандидатов), признание результатов выборов недействительными. Особенностями данных мер ответственности выступает то, что они распространяются только на кандидатов и избирательные объединения и заключаются в наступлении для них неблагоприятных последствий (как обладателей пассивного избирательного права).
Логично предположить, что перечисленные выше санкции можно отнести к числу мер конституционно-правовой ответственности за нарушения избирательного законодательства.
Важно подчеркнуть, что, несмотря на постоянное совершенствование избирательного законодательства в сфере финансирования избирательных кампаний, нарушения, связанные c использованием денежных средств помимо избирательного фонда, по-прежнему носят достаточно массовый характер. Сложности в выявлении таких нарушений объясняются прежде всего короткими сроками проведения избирательных кампаний, недостаточной квалификацией членов избирательных комиссий, а также отсутствием должного их взаимодействия c правоохранительными органами.
Решением данной проблемы могло бы стать законодательное запрещение действий, повлекших или могущих повлечь нарушение нормального хода избирательного процесса и права других его участников