Избирательные фонды и порядок их использования

Расходы на ведение собственной избирательной кампании кандидат должен нести исключительно за счет средств избирательного фонда. Это сравнительно новое явление в законодательстве о выборах и избирательной практике. Впервые избирательные фонды получили правовое закрепление в положениях о выборах депутатов Государственной Думы, депутатов Совета Федерации, утверждённых указами Президента РФ от 1 и 11 октября 1993 г. соответственно. Чуть позднее институт избирательных фондов был внедрен в избирательные акты, регулирующие проведение выборов в иные органы власти.

Претендент не является собственником всех размещенных на счете избирательного фонда средств. Таковым он выступает лишь в отношении принадлежащих ему денег. Это собственные средства кандидата, внесенные им на счет избирательного фонда в установленном законом порядке. Они не могут превышать 10% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата на должность Президента РФ. Для кандидата в депутаты Государственной Думы по одномандатному округу, политических партий и избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, максимально допустимая величина собственных средств в составе избирательного фонда не может превышать 50% от предельной суммы всех расходов. Претенденту, создавшему избирательный фонд, принадлежит право распоряжения средствами фонда. Он управляет ими самостоятельно или же поручает это своему представителю. Согласно п. 3 ст. 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г. кандидаты вправе, а избирательные объединения (блоки) обязаны назначить уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Признанием статуса уполномоченных является их регистрация избирательными комиссиями. Избирательный фонд представляет собой совокупность денежных средств, аккумулируемых на специальном избирательном счете кандидата. Речь
идет исключительно денежных средствах, исчисляемых в валюте РФ. Использование в качестве пожертвования на ведение избирательной кампании каких-либо денежных эквивалентов, ценных бумаг запрещено. Начиная с Федерального закона от 6 декабря 1994 г. установлено, что в целях ведения предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. Данное правило продолжает безотказно действовать и в настоящее время.
Создание избирательного фонда трактуется законодателем как обязанность кандидата, избирательного объединения или блока (п. 1 ст. 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Категоричный характер этой установки особенно ощутим в сравнении с Федеральным законом от 6 декабря 1994 г. Для избирательных объединений, принимающих участие в выборах органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливалось, что они могут создавать избирательные фонды. Между тем современное избирательное законодательство также допускает на этот счет исключения. Законом субъекта РФ может быть определено, что на выборах в органы местного самоуправления при определенном числе избирателей в округе (но не более 5000 избирателей) создание кандидатом избирательного фонда не обязательно. Здесь, однако, важно соблюдение еще одного условия, а именно: кандидат отказывается от финансирования своей избирательной кампании. Кроме того, он обязуется известить обо всех указанных обстоятельствах избирательную комиссию. Другое исключение касается кандидатов, баллотирующихся: только в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями и блоками. Таким кандидатам запрещено создавать собственные избирательные фонды. Ведение избирательной кампании осуществляется за счет средств избирательного фонда политической партии, в списке кандидатов рой они состоят.
Вместе с тем претендентам, участвующим временно в выборах разных уровней, проводимых при этом на одной и той же территории, законодательно разрешено формировать несколько избирательных фондов (по числу избирательных кампании в которых участвует кандидат). В таком случае предельные размеры расходования средств этих избирательных фондов исчисляются в совокупности по наибольшему из указанных предельных размеров (п. ст. 58 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Избирательные фонды имеют временные рамки действия. Они создаются в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении (самовыдвижении) кандидатов до их регистрации. Избирательные объединения (блоки), участвующие в выборах, обязаны создавать фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Срок окончания действия избирательного фонда точно не установлен. По логике вещей, он ликвидируется при закрытии избирательного счета. Что касается финансовых операций по оплате расходов кандидатов, то они прекращаются еще раньше — в день голосования. Кандидат вправе ходатайствовать перед организующей выборы избирательной комиссией о продлении срока проведения финансовых операций по оплате работ (услуг, товаров), выполненных (оказанных, приобретенных) до дня голосования. Продление срока финансовых операций допускается также с целью возврата кандидатом, избирательным объединением (блоком) неизрасходованных денежных средств, находящихся на счете избирательного фонда. Закон обязывает указанных субъектов перечислить остатки сумм гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования, пропорционально средствам, вложенным ими. Если же этого не случится, то по истечении 30 дней с момента голосования банковское учреждение в бесспорном порядке по письменному указанию избирательной комиссии перечисляет оставшиеся денежные средства в доход соответствующего бюджета. Таким образом, действие специального счета, на котором размещены средства избирательного фонда, прекращается по истечении 30 дней со дня голосования. Это и есть момент окончания действия избирательного фонда.
С целью формирования избирательного фонда кандидаты, избирательные объединения и блоки, их уполномоченные представители по финансовым вопросам открывают специальные избирательные счета. Открытие счета возможно после: уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата (на выборах депутатов Государственной Думы по одномандатным округам); получения избирательными объединениями (блоками) заверенной ЦИК РФ копии федерального списка кандидатов (на выборах депутатов Государственной Думы, баллотирующихся по спискам кандидатов); регистрации ЦИК РФ уполномоченных представителей избирательных объединений и блоков, групп избирателей, выдвинувших кандидатов, уполномоченного представителя по финансовым вопросам Кандидата (на выборах Президента РФ).
Специальный избирательный счет открывается с разрешения соответствующей избирательной комиссии в филиалах Сберегательного банка РФ, а при их отсутствии — в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа. Особо оговаривается, что кандидат вправе открыть только один специальный счет. Исключение, как уже говорилось, будут составлять случаи, когда кандидаты участвуют в нескольких выборах, проводимых на одной и той же территории (в одном и том же избирательном округе).

Интерес представляет вопрос о том, за счет каких средств формируются избиратель фонды.
Во-первых, это собственные средства кандидата, избирательного объединения (блока). В целях обеспечения равенства финансовых возможностей кандидатов законодатель определяет предельную долю собственных средств от общей суммы всех расходов кандидата из средств избирательного фонда. К примеру, для претендента на должность главы государства доля собственных средств не может превышать 10% от предельной суммы затрат. Для кандидатов на должность губернатора Свердловской области доля собственных расходов не может превышать 100 тыс. руб. Таким образом, федеральное и региональное законодательство о выборах устанавливает пропорцию личных затрат кандидата по отношению к общей сумме расходов, осуществляемых им из избирательного фонда. Подобным образом законодатель поступает в отношении средств, принадлежащих избирательным объединениям и блокам.
Во-вторых, средства, выделенные кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (блоком). Определено, что кандидат, баллотирующийся в депутаты Государственной Думы по одномандатному округу, вправе рассчитывать на финансовую помощь политической партии в размере, не превышающем 50% от предельной суммы всех своих расходов.
В-третьих, добровольные пожертвования граждан, Размер таких пожертвований не превышает 5% от предельной суммы всех расходов кандидата в депутаты Государственной Думы, баллотирующегося по одномандатному избирательному округу; 0,07% от максимальной суммы затрат из средств фонда избирательного объединения (блока), выдвинувшего федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы; 1,5% от суммы расходов претендента на должность Президента РФ.
При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве. Добровольное пожертвование вносится в отделение связи, кредитную организацию лично гражданином из собственных средств по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт. Пожертвования перечисляются в безналичном порядке на специальный избирательный счет.

Наши рекомендации