Направления регулирования социального развития и уровня жизни населения

Уровень жизни населения характеризует обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, культурными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Главная черта уровня жизни – это характер и масштабы реализации потребностей не только населения в целом, но и отдельных его групп.

С уровнем жизни связаны такие понятия, какобраз жизни, качество жизни, условия жизни, благосостояние.

“Образ жизни” - в основе его определения как способа или характеристики жизнедеятельности лежит ориентация поведения человека, коллектива, социальной общности, связанная с их целевыми установками. Образ жизни является качественной характеристикой благосостояния людей.

“Условия жизни” - наиболее непосредственные, объективные обстоятельства жизнедеятельности населения: занятость, оплата труда, доходы, формы расселения, характер жилища и имущественная обеспеченность семей, экология, развитие социальной инфраструктуры.

“Благосостояние” - обобщающее понятие, которое включает все аспекты и противоречия между возрастающими потребностями населения, формирующимися на базе высоких технологических достижений, и реальными возможностями их удовлетворения, ограниченными недостаточным уровнем развития производительных сил.

“Качество жизни”определяется уровнем удовлетворения основных духовных и материальных потребностей человека и выражается в достойной среде обитания, необходимых условиях труда, быта и отдыха; морально-этическом и духовном состоянии общества; безопасности, правовой и социальной защищенности; обеспечении качества работы государственных и негосударственных учреждений, организаций образования, здравоохранения, культуры, сферы жилищно-коммунальных и бытовых услуг; экономической стабильности и общественном согласии.

К факторам, провоцирующим социальную напряженность, относятся: экономические, политические, национальные, экологические, криминогенные.

Показатели, которые характеризуют уровень жизни и социальное развитие:
- обобщающие показатели: реальные доходы населения, доля фонда потребления в валовом национальном продукте, абсолютные размеры фонда потребления, валовый национальный продукт на душу населения;

- частные показатели, которые характеризуют отдельные стороны уровня благосостояния (фактические потребительские стандарты по продуктам питания и промышленным товарам, число врачей на 100 семей, обеспеченность детскими садами и т.д.).

Для характеристики уровня жизни используются более 1000 различных показателей (в том числе, показатели, характеризующие структуру потребительского бюджета, прожиточного минимума и т.д.).

Основные цели социальной политики:

- проведение мягкой политики налогообложения, высоких личных доходов граждан, а также создание условий для повышения склонности населения к накоплению и инвестированию;

- создание условий для роста оплаты труда, в том числе на основе постепенной трансформации бюджетных дотаций в адресные субсидии;

- организация эффективной системы социально-экономической защиты наемных работников.

Основные социальные гарантии государства: минимальная заработная плата;пенсии, стипендии, пособия; бесплатное образование; стандарты медицинского обслуживания;

право на труд, отдых, собственность и доходы от нее; своевременная индексация денежных доходов в зависимости от инфляции.

Социальная защита населения должна снизить напряженность в обществе и служить определенным противовесом имущественному неравенству (защита населения от обнищания, доступность для всех слоев населения элементарных благ и услуг).

Важнейшими задачами правительства в реализации социальной политики являются:

- усиление адресной поддержки социально- незащищенных слоев населения;

- улучшение пенсионного обеспечения;

- повышение денежных доходов населения;

- усиление государственной поддержки отраслей социальной сферы;

- усиление порядка и мер государственной поддержки безработных;

- развитие центров по переподготовке кадров;

- оптимальный режим реализации жилищно-коммунальной реформы;

- помощь переселенцам, беженцам, эмигрантам;

- стабилизация уровня жизни населения;

- принятие мер по повышению реальных доходов населения.

Государство устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям (одиноко проживающим гражданам) за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.

Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов.

Субсидия - имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

- натуральнаяпомощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и средства местных бюджетов.

9.2. Регулирование развития социально-культурной сферы

Социально-культурная сфера представлена здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, культурой, туризмом, спортом, социально-производственной инфраструктурой жизнеобеспечения населения.

Выделяют услуги просвещения, образования, искусства, здравоохранения, спорта, социального обеспечения; социально-бытовые услуги, которые предоставляются торговлей, бытовым обслуживанием, жилищно-коммунальным хозяйством, транспортом, связью. Значительная часть услуг предоставляется на платной основе, в меньшей мере на основе бесплатных критериев.

Основные задачи регулирования здравоохранения:

- полное и всестороннее удовлетворение потребностей населения в медицинской и санаторно-курортной помощи, в учреждениях отдыха;

- повышение качества медицинского обслуживания; усиление профилактических мероприятий;

- введение медицинского страхования;

- совершенствование функций и структуры управления здравоохранением и т.д.

Государственное регулирование развития здравоохранения осуществляется с помощью таких инструментов, как программно-целевое управление, обеспечение различных форм и методов медицинского страхования.

С 1994 года Россия начала переход к системе страховой медицины. Цель медицинского страхования - гарантированное получение медицинской помощи за счет накопленных страховых средств, а также финансирование профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется в двух основных формах: обязательное (для всех граждан) и добровольное.

Граждане России имеют право на свободный выбор врача и медицинского учреждения, свободный выбор медицинской страховой организации, медицинскую помощь на всей территории России, получение первичной медико-санитарной помощи.

Источниками финансирования системы страховой медицины являются бюджетные средства, личные средства граждан, безвозмездные благотворительные взносы, средства государства и прочих предприятий, кредиты банков и т.д.

Задачи государственного регулирования сферы образования:

- обеспечение государственного стандарта качества общего и профессионального образования;

- повышение эффективности использования финансовых ресурсов;

- переход на новую модель финансирования;

- создание условий и развитие негосударственной структуры образования.
Внедрение новой модели образования должно базироваться на следующих принципах:

- сохранение за государством приоритетов финансирования образования;

- многоуровневый подход в формировании ресурсного обеспечения системы образования;

- хозяйственная самостоятельность образовательных учреждений;

- налоговые льготы для спонсоров, инвесторов;

- развитие дополнительных платных услуг образования, которые выходят за рамки государственного стандарта;

- установление нормативов государственного финансирования.
Регулирование сферы образования осуществляется в соответствии с национальной доктриной образования России на основе анализа показателей развития среднего, специального, высшего и прочих видов образования. Подготовка специалистов должна обеспечивать потребности экономики, в том числе, государственного сектора, сочетать отраслевые и региональные интересы.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации - основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Стратегические цели развития образования:

- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Основные задачи государства в сфере развития образования:

- реализация конституционных прав и равных возможностей на получение бесплатного образования высокого качества;

- сохранение и развитие единого образовательного пространства России;

- воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

- создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, ее финансирования;

- нормативное финансирование образовательных учреждений, обеспечивающее развитие материально-технической базы, повышение социального статуса обучающихся и работников;

- стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;

- оказание государственной поддержки образовательным учреждениям всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;

- развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;

- интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций.

В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг, гарантированную возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального и имущественного положения.

Для реализации целей, определяемых доктриной, необходимо увеличение финансирования системы образования в размере 7-10 процентов от валового внутреннего продукта, что на сегодняшний день не реализовано.

Правительство определило в качестве основной целисоциальной политики повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Наши рекомендации