Организация выборов в Российской Федерации: списки избирателей, избирательные участки, избирательные округа.

Избирательный процесс- это совокупность стадий при проведении выборов. Основные стадии избирательного процесса жестко регулируются законодательством и другими нормативными правовыми актами. После назначения даты выборов избирательный процесс проходит через следующие стадии:

Составление списков избирателей.

Включение гражданина в список избирателей или участников референдума служит основанием для его участия в голосовании. В Российской Федерации в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Основанием для регистрации избирателей на конкретном избирательном участке является факт проживания гражданина РФ на территории этого участка, а также временного пребывания или наличия открепительного удостоверения.

Образование избирательных округов и участков.

Для проведения выборов образуются избирательные округа и участки. Округа образуются на основании данных о численности зарегистрированных избирателей. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, и утверждаются соответствующим представительным органом. Избирательный округ составляет единую территорию: не до- пускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением анклавных территорий. При соблюдении законных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей избирательный округ разбивается на избирательные участки. Эти участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.

В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях — не позднее чем за три днядо дня голосования; такие избирательные участки входят в избирательные округа, округа референдума по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться только в случаях, установленных законом. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующим главой местной администрации не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Избирательные комиссии.

Эти комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а также осуществляют подготовку и проведение выборов. Такими комиссиямиявляются: 1) Центральная избирательная комиссия РФ; 2) избирательные комиссии субъектов РФ; 3) избирательные комиссии муниципальных образований; 4) окружные избирательные комиссии;5) территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии; 6) участковые комиссии.

Избирательные комиссии также действуют в качестве комиссий референдума. Все избирательные комиссии действуют на правовой основе. Важнейший принцип деятельности избирательных комиссий всех уровней состоит в том, что при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции они независимы от государственных

органов и органов местного самоуправления.

Полномочия Центральной избирательной комиссии достаточно широки. Эта комиссия, в частности:

1) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;

2) организует разработку нормативов технологического оборудования для участковых комиссий (кабины и ящики для голосования) и осуществляет контроль за их соблюдением;

3) осуществляет меры по организации системы финансирования выборов и референдума, установления результатов выборов и референдумов в Российской Федерации;

4) распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума, контролирует их целевое использование;

5) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям и др.

Наши рекомендации