Сущность, признаки, структура и функции государства. Основные концепции происхождения государства
Государство – это политическая организация общества, объединяющая все население страны, представляющая и выражающая его интересы и волю; основной орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем.
Общими для государства являются следующие признаки:
1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев.
2. Территория
3. Суверенитет
4. Монополия на легальное применение силы
5. Монополия на взимание налогов и сборов с населения.
6. Обязательность членства в государстве
7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.
В структуре государства можно выделить следующие компоненты:
· представительные органы, или парламент;
· исполнительно-распорядительные органы (правительство, премьер, президент);
· надзорно-контрольные органы;
· органы охраны общественного порядка;
· судебная система;
· органы государственной безопасности;
· вооруженные силы.
Всю совокупность функций государства можно подразделить на внутренние и внешние.
· Внутренние функции государства: защита существующего способа производства; обеспечение экономического развития страны; регулирование социальных отношений; защита конституционного строя страны и др.
· Внешние: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны; защита интересов государства на международной арене; развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; участие в решении глобальных проблем человечества и др.
14. Формы государственного правления и территориально-государственного устройства.
Форма государства – это совокупность его внешних признаков, определенных содержанием и характером деятельности государства. Форма правления – это способ организации верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования.
Формы правления делятся на монархии и республики.
В монархии формальным источником власти является одно лицо.
В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В мире существуют три разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.
Различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства.
Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство.
Федерация– это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы. Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей..
Правовое государство и гражданское общество. Понятие социального государства.
Правовое государство – это тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая правовая система вместе с реальным разделением властей, с развитым социальным контролем политики и власти.
Гражданское общество – это совокупность тех межличностных, семейных, общественно-экономических, культурных, религиозных отношений и структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без непосредственного вмешательства государства, и обеспечивают условия для самореализации индивидов и коллективов. Короче говоря, гражданское общество – это сфера общественной жизни, свободная от государственного вмешательства и контроля.
Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством.
Законодательная власть в политической системе общества.
Высший законодательный орган государства, в котором заседают, избранные народом представители, называется парламентом.
Современные парламенты бывают одно – или двухпалатные.
Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей в составе 110 депутатов, которые избираются населением и Совета Республики, в который входят по 8 депутатов от каждой области, 8 – от г. Минска, 8 – назначаются президентом.
Депутаты обладают рядом парламентских привилегий: иммунитет – парламентская неприкосновенность; индемнитет – депутаты не несут ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, за которые голосовали.
Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому возникает проблема кворума. Кворум – заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще всего – это 2/3 от общего числа депутатов.