Происхождения государства. Признаки государства. Основные пути, общие закономерности и основные формы происхождения государства

Основные концепции происхождения государства:

1. Теологическая теория

· Ф. Аквинский. Государство –продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем.

2. Патриархальная теория

· Аристотель, Р. Филмер, Н. К. Михайловский и др.

· Государство- это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно.Власть государя есть продолжение власти отца(патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная.

3. Договорная теория(разработанав XVII-XVIII вв)

Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.Государство— это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Гос-во имеет пр. принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д.

4. Теория насилия( получила распространение в XIX в.)

· Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский: гос-во- «естественно» (путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим.

5.Органическая теория ( во второй половине XIX в.)

· Г. Спенсер, Р. Вормс, Г. Прейс и др. Гос-во=биологический организм- это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа.

6. Марксистская теория

· К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин: гос-во возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

7. Психологическая теория

· Л. И. Петражицкий, Г. Тарда, 3. Фрейда (связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать).

Признаки государства: 1. Публичная власть; 2. Территория, население;3. Суверенитет; 4. Единст.орг-ция власти; 5. Спец. аппарат; 6. НПА; 7. Налоги; 8. Символика.

Азиатский путь возникновения гос-ва (Вавилон, Египет, Индия) 1.Влияние географических условий- потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия; Европейский путь (Др.Греция, Др.Рим) 1.Классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным развитием частной собственности на землю, скот, рабов и т.п., было главным в данной форме системно образующим фактором;
1.земельная община, коллективная собственность стали важнейшими причинами развития первобытнообщинного строя по данному историческому направлению;Необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий-Коллективный труд 2. Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. 2.Индивидуальный труд 3.Частная форма собственности
3. Гос-во как организатор общественных работ 4.Республика ( с лат. Общее дело)
5.Восточная деспотия- деспот (тиран) как источник и носитель государственной власти; полная зависимость жителей от государственной власти, тирана. монархическая форма правления 5.демократия/ аристократия
6.Корпоративность общества: структура сходная с пирамидой- 1) НАВЕРХУ- Чиновники-жрецы 2) Мелкие чиновники 3) Армия 4) Народ 6.Гражданское общество- защита гражданских прав и свобод человека
7.Право-приказ правления 7.Справедливое правосудие-Верховенство закона-принцип правового государства. Рациональное право, основанное на договоре

3. Происхождение права ……..

Проблема правогенеза – это проблема возникновения права, его происхождения и становления как специфического явления.

Право неразрывно связано с существованием человеческого общества– условия возникновения права являются условиями социальными.

Социальное регулирование- это регулирование с помощью социальных норм для поддержания в обществе правопорядка.

2 вида социального регулирования:

1)индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае)

2)нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи).

!!!Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к возникновению и развитию права!!!

До возникновения гос-ва После возникн-я гос-ва
Обычай: запреты и табу Правовой обычай: мононормы содержали правовые, моральные и религиозные предписания

В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи — правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени. Обычное право — система норм, опирающихся на обычай.

Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи.

Обычаи- неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).

В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» — обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков).

Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования:

1) Дозволение (случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др.)

2) позитивное обязывание (имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.).

Отличие норм права от социальных норм первобытного общества:

1) По источнику возникновения: нормы права – государство, социальные нормы – род, племя;

2) По способу обеспечения: нормы права – обеспечивающие принудительной силой государства, социальные нормы – обеспечивались общественным убеждением и принуждением всего рода (племени);

3) По форме выражения: нормы права - закрепляются в специальных государственных актах (формах права), социальные нормы – жили в сознании людей;

4) По содержанию: нормы права выражают государственную волю, социальные нормы – выражали волю всего рода (племени);

5) По времени возникновения: нормы права – возникают одновременно с момента возникновения государства, социальные - возникали одновременно с появлением человека;

6) По уровню стабильности: нормы права – динамичны.

Теории происхождения права:теологическая теория; патриархальная теория;договорная теория; органическая теория; теория насилия; классовая теория; психологическая теория

Признаки права: 1. Общеобязательность; 2. Формальная определенность (правовые нормы представляют собой строгую реальность, воплощенную в правовых актах); 3. Системность; 4. Гарантированность и обеспеченность исполнения принудительной силой государства; 5. Многократность применения.

Закономерности возникновения права: 1. Постепенное формирование права путем выделения в особую группу наиболее значимых для общества и личности обычаев, которым принадлежит авторитет абсо­лютной непререкаемости, обеспечиваемый общественным мнением (обычное право); 2. Формирование права с приданием ему силы закона, на основе обычного права. Появление «писаного права»; 3. Формирование права в многообразных формах - законы, декреты, декларации, как системы нормативных актов.

Закономерности развития права: 1. Юридическое право как система законодательства по мере своего развития образует систему отраслей права; 2. Преемственность, рецепция; 3. Повышение уровня общей, правовой, политической культуры; 4. Гуманизация права; 5. Демократизация права; 6. Дифференциация и интеграция правовых систем.

Наши рекомендации