Вашингтонская конвенция о единообразном законе о форме меж-
дународного завещания от 26 октября 1973 г.Конвенция направлена
на создание единообразных материально-правовых норм, устанав-
ливающих форму завещания. Она содержит две группы требований
для государств-участников. Во-первых, такое государство вноситв свое законодательство правила составления международного заве-
щания, предусмотренные текстом Конвенции 1973 г. (Приложение 1),
либо оно пользуется их переводом на официальный язык данной
страны. Вашингтонская конвенция 1973 г. допускает внесение ис-
правлений в правовые документы, чтобы обеспечить вступление
в силу Приложения к Конвенции. Во-вторых, договаривающиеся
государства обязаны создать институт уполномоченных лиц, кото-
рые будут действовать в отношении международного завещания.
За пределами государства функциями таких лиц облечены кон-
сульские и дипломатические представители.
Согласно Вашингтонской конвенции 1973 г. завещание долж-
но быть собственноручно выполнено наследодателем и им же
подписано. Наследодателю вменяется в обязанность сделать об
этом заявление в присутствии двух свидетелей и уполномоченно-
го лица. Свидетелям и уполномоченному лицу не обязательно
что-либо знать о содержании завещания. В случае, если наследо-
датель не в состоянии подписать завещание, он оповещает об
этом уполномоченное лицо (о чем делается запись в завещании)
и указывает, кто подпишет документ от его имени. При этом на-
следодатель руководствуется правовыми предписаниями того госу-
дарства, на территории которого действует это уполномоченное
лицо (ст. 3—5)1.
Приведенное многостороннее соглашение является серьезной
гарантией принципа свободы завещания. Оно создает условия для
справедливой отмены или изменения уже совершенного завеща-
ния. Однако Вашингтонская конвенция зачастую не в состоянии
разрешить те проблемы, которые возникают уже после вступле-
ния завещания в силу. Поэтому ее следует рассматривать в сово-
купности с другим документом — Гаагской конвенцией относитель-
но международного управления имуществом умерших лиц от 2 ок-
тября 1973 г.
Гаагская конвенция 1973 г. предусматривает учреждение меж-
дународного сертификата по установлению круга лиц, допущен-
ных к управлению имуществом умершего. Такой сертификат со-
ставляется компетентным органом, как правило, судебной или
административной инстанцией в государстве — месте обычного
проживания умершего в соответствии со своим правом. Допуска-
ется также применение права той страны, гражданством которой
умерший обладал. Для этого государство его гражданства и страна
его проживания должны сделать совместное заявление. ≪Закон
гражданства≫ применяется также в том случае, если индивид про-
живал в стране, выдавшей ему сертификат, не менее пяти лет не-
посредственно до кончины. Признание сертификата производится__путем простого оглашения. Возможна, правда, и иная форма при-
знания, когда решение об этом принимает компетентный орган.
Акт признания сертификата предоставляет его владельцу право
при простом предъявлении принимать (равно как и добиваться
принятия) любые защитные и срочные меры в отношении насле-
дуемого имущества со дня вступления сертификата в силу и в те-
чение всей процедуры его признания (ст. 10— И)1.
Как и в ситуации с Конвенций 1961 г., само наименование
Гаагской конвенции 1973 г. указывает на те случаи, которые вхо-
дят в сферу ее применения. Так, международный сертификат по-
зволяет собирать информацию о составе наследственной массы,
выявлять объем имущества, которым предстоит управлять, и спо-
собствует определению наиболее приемлемых цен при продаже
имущества с целью ликвидации долгов наследодателя, установле-
нию разумных ставок арендных платежей (если потребность в по-
крытии долга привела к необходимости сдачи имущества в арен-
ду). Конвенция 1973 г. предоставляет владельцу сертификата пра-
во предъявлять иски, встречные требования в стране —месте
выдачи сертификата о международном управлении.
Гаагская конвенция о праве, применимом к имуществу, распоря-
жение которым осуществляется на началах доверительной собст-
венности, и о его признании от 1 июля 1985 г. предлагает несколь-
ко иной порядок установления права. Она обладает, пожалуй,
наибольшим числом различных специфических деталей. Так,
лицу, передающему наследуемое имущество (учредитель —settlor),
рекомендуется самостоятельно избрать право и сформулировать
мотивы своего выбора в специально подготовленном акте (ст. 6).
Если выбор права не состоялся, то действуют предписания той
правовой системы, с которой наследование доверительной собст-
венности наиболее тесно связано. Для установления такой право-
вой связи Конвенция предлагает прибегнуть либо к законодатель-
ству той страны, на территории которой действует доверительный
собственник наследуемого имущества (или группа таких собствен-
ников, объединенных в некое корпоративное образование), либо
к законодательству государства, в пределах которого находится
центр управления трастом, фондом и т. п. (ст. 7).
Перечень универсальных многосторонних соглашений, дейст-
вующих в сфере наследования, завершает Конвенция о праве, подле-
жащем применению к наследованию недвижимого имущества (совер-
шена в Гааге 1 августа 1989 г.). Этот документ мало отличается
от Конвенции 1961 г. Он также предоставляет возможность выбора
права наиболее тесной связи для регламентации правоотношений
в сфере наследования недвижимого имущества. Юридическое__оформление подобного выбора осуществляется посредством соот-
ветствующего заявления. Форма заявления и его содержание опре-
деляются по законам той страны, где оно составляется (ст. 3, 4, 5
Конвенции). Данная Конвенция разрешает и применение права
другой страны, с которой у лица имеется наиболее тесная связь
(ст. 5). Вместе с тем Конвенция от 1 августа 1989 г. предполагает,
что применение законов государства, с которым лицо — участник
правоотношений поддерживает реальную связь, возможно лишь
тогда, когда право этого государства не указывает, какими именно
нормативными актами следует руководствоваться1.
Конвенция 1989 г. обладает и специфическими свойствами.
В частности, в ней утверждено, что представленные коллизион-
ные принципы призваны устанавливать действительность согла-
шения по наследованию как документа особого рода, который
определяет, когда возникают права на наследство, как они изме-
няются или прекращаются (ст. 9—12).
По Гаагской конвенции 1989 г. недопустимо возникновение
наследственных притязаний друг к другу у индивидов, находя-
щихся под юрисдикцией различных государств, если неясна оче-
редность, в которой осуществляется призыв к наследованию
(ст. 13). Примечательна и другая особенность этой Конвенции.
Она провозглашает очевидную взаимосвязь между правом госу-
дарства, которому индивид хотел бы подчинить режим наследова-
ния своего недвижимого имущества, и объемом этого имущества.
Заслуживает внимания также то, что Гаагская конвенция 1989 г.
препятствует возникновению негативных последствий влияния
экономических, социальных или политических мотивов.
Россия пока не участвует ни в одной из приведенных конвен-
ций. Поэтому опыт Российской Федерации в сфере международ-
но-правовой регламентации отношений по наследованию можно
изучать на примере региональных и двусторонних соглашений об
оказании правовой помощи и консульских конвенций. Вместе
с тем целесообразно обобщить те подходы к регулированию на-
следования, что сложились в практике отечественного законода-
тельства.