Вашингтонская конвенция о единообразном законе о форме меж-

дународного завещания от 26 октября 1973 г.Конвенция направлена

на создание единообразных материально-правовых норм, устанав-

ливающих форму завещания. Она содержит две группы требований

для государств-участников. Во-первых, такое государство вноситв свое законодательство правила составления международного заве-

щания, предусмотренные текстом Конвенции 1973 г. (Приложение 1),

либо оно пользуется их переводом на официальный язык данной

страны. Вашингтонская конвенция 1973 г. допускает внесение ис-

правлений в правовые документы, чтобы обеспечить вступление

в силу Приложения к Конвенции. Во-вторых, договаривающиеся

государства обязаны создать институт уполномоченных лиц, кото-

рые будут действовать в отношении международного завещания.

За пределами государства функциями таких лиц облечены кон-

сульские и дипломатические представители.

Согласно Вашингтонской конвенции 1973 г. завещание долж-

но быть собственноручно выполнено наследодателем и им же

подписано. Наследодателю вменяется в обязанность сделать об

этом заявление в присутствии двух свидетелей и уполномоченно-

го лица. Свидетелям и уполномоченному лицу не обязательно

что-либо знать о содержании завещания. В случае, если наследо-

датель не в состоянии подписать завещание, он оповещает об

этом уполномоченное лицо (о чем делается запись в завещании)

и указывает, кто подпишет документ от его имени. При этом на-

следодатель руководствуется правовыми предписаниями того госу-

дарства, на территории которого действует это уполномоченное

лицо (ст. 3—5)1.

Приведенное многостороннее соглашение является серьезной

гарантией принципа свободы завещания. Оно создает условия для

справедливой отмены или изменения уже совершенного завеща-

ния. Однако Вашингтонская конвенция зачастую не в состоянии

разрешить те проблемы, которые возникают уже после вступле-

ния завещания в силу. Поэтому ее следует рассматривать в сово-

купности с другим документом — Гаагской конвенцией относитель-

но международного управления имуществом умерших лиц от 2 ок-

тября 1973 г.

Гаагская конвенция 1973 г. предусматривает учреждение меж-

дународного сертификата по установлению круга лиц, допущен-

ных к управлению имуществом умершего. Такой сертификат со-

ставляется компетентным органом, как правило, судебной или

административной инстанцией в государстве — месте обычного

проживания умершего в соответствии со своим правом. Допуска-

ется также применение права той страны, гражданством которой

умерший обладал. Для этого государство его гражданства и страна

его проживания должны сделать совместное заявление. ≪Закон

гражданства≫ применяется также в том случае, если индивид про-

живал в стране, выдавшей ему сертификат, не менее пяти лет не-

посредственно до кончины. Признание сертификата производится__путем простого оглашения. Возможна, правда, и иная форма при-

знания, когда решение об этом принимает компетентный орган.

Акт признания сертификата предоставляет его владельцу право

при простом предъявлении принимать (равно как и добиваться

принятия) любые защитные и срочные меры в отношении насле-

дуемого имущества со дня вступления сертификата в силу и в те-

чение всей процедуры его признания (ст. 10— И)1.

Как и в ситуации с Конвенций 1961 г., само наименование

Гаагской конвенции 1973 г. указывает на те случаи, которые вхо-

дят в сферу ее применения. Так, международный сертификат по-

зволяет собирать информацию о составе наследственной массы,

выявлять объем имущества, которым предстоит управлять, и спо-

собствует определению наиболее приемлемых цен при продаже

имущества с целью ликвидации долгов наследодателя, установле-

нию разумных ставок арендных платежей (если потребность в по-

крытии долга привела к необходимости сдачи имущества в арен-

ду). Конвенция 1973 г. предоставляет владельцу сертификата пра-

во предъявлять иски, встречные требования в стране —месте

выдачи сертификата о международном управлении.

Гаагская конвенция о праве, применимом к имуществу, распоря-

жение которым осуществляется на началах доверительной собст-

венности, и о его признании от 1 июля 1985 г. предлагает несколь-

ко иной порядок установления права. Она обладает, пожалуй,

наибольшим числом различных специфических деталей. Так,

лицу, передающему наследуемое имущество (учредитель —settlor),

рекомендуется самостоятельно избрать право и сформулировать

мотивы своего выбора в специально подготовленном акте (ст. 6).

Если выбор права не состоялся, то действуют предписания той

правовой системы, с которой наследование доверительной собст-

венности наиболее тесно связано. Для установления такой право-

вой связи Конвенция предлагает прибегнуть либо к законодатель-

ству той страны, на территории которой действует доверительный

собственник наследуемого имущества (или группа таких собствен-

ников, объединенных в некое корпоративное образование), либо

к законодательству государства, в пределах которого находится

центр управления трастом, фондом и т. п. (ст. 7).

Перечень универсальных многосторонних соглашений, дейст-

вующих в сфере наследования, завершает Конвенция о праве, подле-

жащем применению к наследованию недвижимого имущества (совер-

шена в Гааге 1 августа 1989 г.). Этот документ мало отличается

от Конвенции 1961 г. Он также предоставляет возможность выбора

права наиболее тесной связи для регламентации правоотношений

в сфере наследования недвижимого имущества. Юридическое__оформление подобного выбора осуществляется посредством соот-

ветствующего заявления. Форма заявления и его содержание опре-

деляются по законам той страны, где оно составляется (ст. 3, 4, 5

Конвенции). Данная Конвенция разрешает и применение права

другой страны, с которой у лица имеется наиболее тесная связь

(ст. 5). Вместе с тем Конвенция от 1 августа 1989 г. предполагает,

что применение законов государства, с которым лицо — участник

правоотношений поддерживает реальную связь, возможно лишь

тогда, когда право этого государства не указывает, какими именно

нормативными актами следует руководствоваться1.

Конвенция 1989 г. обладает и специфическими свойствами.

В частности, в ней утверждено, что представленные коллизион-

ные принципы призваны устанавливать действительность согла-

шения по наследованию как документа особого рода, который

определяет, когда возникают права на наследство, как они изме-

няются или прекращаются (ст. 9—12).

По Гаагской конвенции 1989 г. недопустимо возникновение

наследственных притязаний друг к другу у индивидов, находя-

щихся под юрисдикцией различных государств, если неясна оче-

редность, в которой осуществляется призыв к наследованию

(ст. 13). Примечательна и другая особенность этой Конвенции.

Она провозглашает очевидную взаимосвязь между правом госу-

дарства, которому индивид хотел бы подчинить режим наследова-

ния своего недвижимого имущества, и объемом этого имущества.

Заслуживает внимания также то, что Гаагская конвенция 1989 г.

препятствует возникновению негативных последствий влияния

экономических, социальных или политических мотивов.

Россия пока не участвует ни в одной из приведенных конвен-

ций. Поэтому опыт Российской Федерации в сфере международ-

но-правовой регламентации отношений по наследованию можно

изучать на примере региональных и двусторонних соглашений об

оказании правовой помощи и консульских конвенций. Вместе

с тем целесообразно обобщить те подходы к регулированию на-

следования, что сложились в практике отечественного законода-

тельства.

Наши рекомендации