Предмет и значение логики. Абстрактное мышление и его формы. Понятие о логической форме и логическом законе.

Предмет и значение логики. Абстрактное мышление и его формы. Понятие о логической форме и логическом законе.

Логика — наука о мышлении, ее предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек позна­ет окружающий его мир.

Значение логики:

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отноше­ние к своим и чужим мыслям.

Абстрактное мышление-мысленное отвлечение,обособление от тех или иных сторон,свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов,например,"дерево"

Суждение представляет собой форму мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения бывают простыми и сложными.

Умозаключение - это такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение.

Все металлы – вещества -- Железо – металл -- Железо - вещество

Первые два суждения, которые находятся над чертой, называются посылками, а третье суждение называется заключением.

Логическая форма-строение мысли.Структуру которой можно выразить при помощи символов.(Все караси-рыбы).Логический закон-внутренняя,существенная,необходимая связь форм мышления.Он указывает как нужно соединять элементы мысли и как употреблять их в процессе мышления.

Возникновение логики как науки.

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н.э. Ее основателем является древнегреческий философАристотель. Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики — ло­гики предикатов.

Логика развивалась и в средние века,важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философомФ.Бэконом.

Разработка ин­дуктивного метода — огромная заслуга Бэкона, однако он неправо­мерно противопоставил его методу дедукции; в действительности эти методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разрабо­тал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логикомДж.С. Миллем (1806—1873).

Эту логику принято называтьформальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой.

Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдаю­щихся западно-европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.Р. Декарт развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума».

Г. Лейбниц сформулировал закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики.

Собирательные и несобирательные.

Поня­тия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элемен­тов, составляющих единое целое, называются собирательными.(Коллектив)

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называетсянесобирательным.(Судья)

Отношения между понятиями.

1.Равнозначны-понятия,которые различаются по содержанию,но имеют равный объём.(Рим=столица Италии)

2.Отношение подчинения-объём одного понятия целиком включается в объём другого понятия(Ель-дерево).

3.Понятие одновременно может быть видом по отношению и к более общему и к менее общему.
(Человек-славянин-русский).

4.Отношение пересечения-где объём одного понятия частично входит в объём другого(Студент,нумизмат)

Существуют три вида отношений несовместимости:

1)соподчине­ние (координация), 2) противоположность, 3) про­тиворечие

1. В отношениисоподчинения (координации) находятся два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Понятия, находящиеся в отношении подчинения к обще­му для них понятию, называютсясоподчиненными.(Пианино и скрипка-музыкальные инструменты).

2. В отношениипротивоположностинаходятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а дру­гое — признаки, не совместимые с ними. Объемы двух противополож­ных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которо­му они соподчинены. (Белые туфли-чёрные туфли).

3. В отношениипротиворечия находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.(Высокий дом-невысокий дом)

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчи­нены.

Они изображаются с помощью круговых схем-кругов Эйлера.

Классификация и ее виды.

Классификация представляет собой вид последовательного деления и образует развёрнутую систему,в которой каждый вид делится на подвиды.Чтобы классификация была правильной,необходимо выполнять все правила деления.

Некоторые S есть(не есть)P

Общим называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается обо всех предметах некоторого класса. Все S есть(не есть)P.

Объединенная классификация суждений. Объединяя количест­венную и качественную характеристики, суждения делятся на обще­утвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные.

Общеутвердительное суждение (A) — это суждение, общее по коли­честву и утвердительное по качеству.

Общеотрицательное суждение(E)— суждение, общее по количе­ству и отрицательное по качеству

Частноутвердительное суждение (I)— суждение, частное по коли­честву и утвердительное по качеству.

Частноотрцательное суждение(O)— суждение, частное по количе­ству и отрицательное по качеству.

А (Все S суть Р)

Е (Ни одно S не есть Р)

I (Некоторые S суть Р)

О (Некоторые S не суть Р)

Логика вопросов и ответов.

Вопрос - это выраженный в форме вопросительного предложения и реализуемый в виде ответа запрос мысли, направленный на развитие - уточнение или дополнение знаний.

Существуют различные по структуре и функциям вопросы. Среди них:
Правильно и неправильно поставленные вопросы. В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истины и лжи, т.е. о вопросе не говорят как об истинном или ложном.

Правильно поставленным считается вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное и непротиворечивое знание.

Неправильнопоставленным считается вопрос с ложным или противоречивым базисом.
(“Какой размер обуви у снежного человека?”) О таком вопросе говорят как о неправильно, или некорректно поставленном - прежде чем выяснять размер обуви снежного человека, следует установить факт существования снежного человека.

Вопросы могут быть закрытыми и открытыми.

Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов.

Закрытые вопросы - это вопросы, на которые возможно дать ограниченное количество ответов.(“Как Вы относитесь к деятельности Государственной налоговой администрации

Украины?”) является открытым, потому что человек может высказывать свое собственное мнение по этому поводу.

По логической структуре и познавательной функции вопросы подразделяются на два основных типа:
- уточняющие, или ли-вопросы;
- восполняющие, или что-вопросы.

Уточняющимназывается вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения.(“Верно ли, что Земля вращается вокруг Солнца?”)

Восполняющим называется вопрос, направленный на выявление новых свойств у исследуемых явлений:(“Где состоялся Всемирный чемпионат по футболу 1998 года?”)

Сложнымназывается вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть:
- соединительными (конъюнктивными);
- разделительными (дизъюнктивными);
- смешанными (соединительно-разделительными).

Среди ответов различают:
- истинные и ложные;
- прямые и косвенные;
- краткие и развернутые;
- полные и неполные.

По гносеологическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными и ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.

Прямые и косвенные ответы - это два вида ответов, различающихся способом выражения информации.

Прямым называется ответ взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям.
Прямым ответом на уточняющий вопрос - “Является ли дельфин рыбой?” будет суждение: “Нет, дельфин не является рыбой”.

Косвенным называется ответ, который берут из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить прямой ответ.

На вопрос “Является ли дельфин рыбой?” косвенным будет ответ: “Дельфин относится к млекопитающим животным”.

По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.

Краткие - это односложные - утвердительный и отрицательный ответы:
“да” или “нет”.

Развернутые - это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса.

По объему представленной в ответе информации они могут быть полными или неполными.

Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Неполный ответ включает информацию относительно лишь отдельных элементов или составных частей вопроса

Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса.

Превращение.

Преобразование суждения в суждение, противоположное по ка­честву с предикатом, противоречащим предикату исходного суж­дения, называется превращением.

Превращать можно общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные суждения.

Общеутвердительное суждение (А)превращается в общеотри­цательное (Е).

Схема превращения суждения А:

Все S суть РНи одно S не есть не-Р

Общеотрицательное суждение (Е)превращается в общеутвер­дительное (А).

Схема превращения сужденияЕ:

Ни одно S не есть РВсе S суть не-Р

Частноутвердительное суждение (I)превращается в частно-отрицательное (О).

Схема превращения суждения I:

Некоторые S суть РНекоторые S не суть не-Р

Частноотрицательное суждение (О)превращается в частно-утвердительное (I).

Схема превращения сужденияО:

Некоторые S не суть РНекоторые S суть не-Р

Таким образом, чтобы превратить суждение, нужно заменить его связку на противоположную, а предикат — на понятие, противоре­чащее предикату исходного суждения. Суждение, полученное по­средством превращения, сохраняет количество, но изменяет качест­во исходного суждения. Субъект исходного суждения не изменяется.

Обращение.

Преобразование суждения, в результате которого субъект ис­ходного суждения становится предикатом, а предикат — субъек­том заключения, называется обращением.

Требования к тезису

1) Тезис должен нуждаться в доказательстве.

2) Тезис должен быть ясным и точным.

3) Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего

доказательства. Распространенная ошибка - подмена тезиса.

Менее распространенная - потеря тезиса.

Требования к аргументам

1) Аргументы должны быть истинными суждениями, причем их

истинность должна быть доказана.

Нарушение этого требования, связанное с использованием ложного аргумента, называется "основным заблуждением". Ошибка, связанная с использованием, может быть и истинного, но еще не доказанного аргумента носит наименование "предвосхищение основания".

2) Истинность аргументов должна устанавливаться автономно, т. е.

независимо от тезиса.

При нарушении этого требования мы имеем дело с ошибкой, известной

как "круг в обосновании" или "круг в доказательстве".

3) Совокупность аргументов должна быть непротиворечива.

Если аргументы противоречат друг другу, то по крайней мере один из них ложен, а ложные аргументы ничего не доказывают.

4) Совокупность аргументов должна быть достаточной для вывода тезиса.

Аргументов должно быть достаточно для вывода тезиса и не более того. Каждый лишний аргумент ослабляет доказательство. Важно не количество аргументов, а их весомость.

34. Гипотеза как форма развития знаний. Виды гипотез. Построение гипотезы и ее проверка.

Гипотеза — это закономерная форма развития знаний, пред­ставляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

характерные черты гипотезы:

(1) Гипотеза — это всеобщая и необходимая для любого познава­тельного процесса форма развития знаний.

(2) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдель­ного суждения или системы взаимосвязанных суждений.

(3) Возникающее при построении гипотезы предположение рож­дается в результате анализа фактического материала, на базе обоб­щения многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности и фантазия исследователя.

Виды гипотез:

В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования.

1. По функциям в познавательном процессе различают гипоте­зы: (1)описательные и (2)объяснительные.

(1)Описательная гипотеза — это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:

Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава илиструктуры объекта, раскрытиямеханизма илипроце­дурных особенностей его деятельности, определенияфункциональ­ных характеристик объекта.

(2)Объяснительная гипотеза — это предположение о причинах возникновения объекта исследований.

2. По объекту исследования различают гипотезы: общие и частные.

(1) Oбщей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях.

(2)Частная гипотеза — это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных собы­тий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причи­ной возникновения других фактов и если оно недоступно непосред­ственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке ис­пользуется термин«рабочая гипотеза».

Рабочая гипотеза — это выдвигаемое на первых этапах иссле­дования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

Спор для проверки истины

Спор может служить средством для разъяснения истины, для проверки какой-либо мысли в виде испытания её обоснованности.

Спор для убеждения

Спор может иметь задачей не проверку истины (истина в данном случае подразумевается уже нам известной), а убеждение в ней противника.

Спор из-за победы

Ещё более низким следует считать спор, когда целью его является не исследование, не убеждение, а просто победа.

Спор-спорт

Четвёртый, не столь яркий и определённый тип спора, но встречающийся довольно часто - спор ради спора, своего рода спорт. Есть любители спора, самого процесса спора. Они не стремятся определённо или сознательно к тому, чтобы непременно победить, хотя, конечно, и надеются на это. Скорее их заставляет вступить в спор некоторое «влеченье, «зуд к спору».

Предмет и значение логики. Абстрактное мышление и его формы. Понятие о логической форме и логическом законе.

Логика — наука о мышлении, ее предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек позна­ет окружающий его мир.

Значение логики:

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отноше­ние к своим и чужим мыслям.

Абстрактное мышление-мысленное отвлечение,обособление от тех или иных сторон,свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов,например,"дерево"

Суждение представляет собой форму мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения бывают простыми и сложными.

Умозаключение - это такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение.

Все металлы – вещества -- Железо – металл -- Железо - вещество

Первые два суждения, которые находятся над чертой, называются посылками, а третье суждение называется заключением.

Логическая форма-строение мысли.Структуру которой можно выразить при помощи символов.(Все караси-рыбы).Логический закон-внутренняя,существенная,необходимая связь форм мышления.Он указывает как нужно соединять элементы мысли и как употреблять их в процессе мышления.

Наши рекомендации